Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 23. Истинный христианский мистик




 

Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних... И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

Марк 9:2, 4.

 

ЕСЛИ БЫ “манускрипты мертвого МОРЯ” БЫЛИ обнаружены в начале четырнадцатого века, ариан-ская полемика могла бы закончиться по-другому. Эти свитки, как и другие иудаистские и гностические тексты, наглядно демонстрируют, что во времена Иисуса неко­торые верили в способность людей стать Сынами Божь­ими.

Наряду с тем, что свитки дают богатый урожай и дру­гих важных прозрений в области иудаизма и христианст­ва, эта идея — одна из самых насущных. Она подтвер­ждает мою мысль о том, что Иисус был мистиком, при­шедшим, чтобы научить других, как стать Сынами Божьими и достичь единения с божественным.

В нашей беседе остановимся сперва на толковании понятия “Сын Божий”. Сейчас многие ученые сомнева­ются, что Иисус называл себя “единородным Сыном Божиим”, второй ипостасью Троицы, или Мессией. Они полагают, что эта идея внедрялась после его смерти, подкрепленная выдумкой о его рождении от девственницы, зачавшей от Святого Духа, из чего следовало, что он в буквальном смысле произошел от Бога. (Ни “Манускрипты Мертвого моря”, ни другие иудейские тексты не упоминают о том, что Бог оплодотворяет женщину, чтобы она могла родить Его Сына).

Из всех авторов Евангелий только Иоанн употребляет термин “единородный” в описании Сына. Но он не го­ворит, что именно Иисус является этим единородным Сыном. Тем не менее, в нескольких местах он описывает этого единственного Сына так, что некоторые истолко­вывали написанное применительно к Иисусу.

Наиболее известный отрывок о единственном Сыне таков: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Сво­его единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”.2 Ранняя церковь отожде­ствила этого Сына с Иисусом. Но, поскольку Иоанн не говорит непосредственно об Иисусе, упоминая “едино­родного Сына”, возможно, существует и другое толко­вание.

Иоанн мог иметь в виду Логос (Слово), говоря о “единородном Сыне”. (Логос, как вы помните, является частью Бога, действующей в мире и способной отобра­зиться в человеческой форме — см. главу 17.)

Как мы видели, единение с божественным — это единение с Логосом, то есть с Христом. Таким образом, из этого следует, что стать единым с Логосом означает стать Сыном. Иоанн, похоже, описывает этот союз, ко­гда.утверждает: “А тем, которые приняли Его, верую­щим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”.

Остальные Евангелия не называют Иисуса единород­ным Сыном, но просто — “Сыном Божьим” или “Сыном человеческим”. Некоторые исследователи утверждают, что сам Иисус никогда не называл себя Божьим Сыном, другие — что называл, не делая особых заявлений о том, что является единственным Сыном Божьим.4

 

“Сыны Божии” в иудаизме

 

Называя себя Сыном Божьим, Иисус следовал давней традиции иудейского мистицизма, о существовании которой свидетельствуют некоторые тексты. В их числе один из “Манускриптов Мертвого моря”, впервые пол­ностью опубликованный в 1992 году. Во фрагменте (найденном в Кумранской пещере IV и относящемся к первому веку до н.э.) говорится, что некое человеческое существо будет называться “Сыном Божьим” и править в “вечном царстве”, обретя “вечное владычество”.

Этот фрагмент указывает на то, что традиция, соглас­но которой человеческие существа могут быть признаны Сыновьями, предшествовала Иисусу. (В следующей гла­ве мы рассмотрим понятие “владычества”, или обрете­ния Царства, что еще в большей степени связывает Ии­суса и иудейских мистиков.)

Традиция, утверждающая возможность признания людей Сынами Божьими, подтверждается другими иу­дейскими текстами. Здесь мы приведем три примера из текстов, относящихся к первому и второму векам до н.э. В “Сирахе”, иудейском тексте, датированном ок. 180 г. до н.э., обретающий мудрость назван подобным “сыну Всевышнего”.6 В другом труде Бог называет Моисея Своим Сыном, а в “Завете Левия” говорится, что Левию суждено стать Сыном Божьим.7

Исследователь Джеймс Чарльзворт указывает на то, что в этих утверждениях не подразумевается происхож­дение человеческих существ от Бога, но что за время пребывания на Земле ими заслужено право называться Сынами Божьими. В одном тексте даже рассказывается о голосе с небес, объявившем, что иудейский мистик Ха-нина бен Доса был Сыном Божьим.

Эти факты свидетельствуют, что Иисус не думал о се­бе как об исключительном Сыне Бога, — он хотел про­демонстрировать нам, как мы тоже можем стать Сынами Божьими. Псалом 2:7 отражает эту традицию: “Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя”.

Павел был знаком с этой традицией о благоприобре­тенном статусе Сына. Он поведал нам, что Иисус при­шел, “чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление”.9 Как же происходит Усыновление? Пер­вое объяснение, которое скорее всего приходит в голову: путем преображения в Христа, или мистического отождествления с ним — “перворожденным”.10

Как мы видели из предыдущей главы, это мистиче­ское отождествление является важной составляющей богословского учения Павла. И теперь, когда мы удостоверились в том, что иудейские мистики исповедовали возможность трансформации в Сынов Божьих, давайте исследуем доказательства того, что Иисус принадлежал к этой традиции.

Раввины-мистики

 

Как мы видели, исследователи, “просеявшие” Новый Завет в поисках истинного учения Иисуса, отбраковали многое из того, что христианский мир считает основ­ным— воскресение во плоти, непорочное рождение и положение о том что Иисус объявил себя единственным Сыном Божьим. Эти исследователи также ставят под сомнение, говорил ли Иисус многие из тех слов, которые приписывают ему Евангелия.12 По мере того как отсор­тировывались изречения, которые считались истинными, они вели соревнование за право отобразить во всей пол­ноте новый облик таинственного назареянина.

Из всего многообразия его портретов два наиболее достойны внимания. На одном он предстает проповед­ником кинического типа— критиком господствующей церкви и учителем, опровергающим некоторые ее посту­латы. Другой изображает его целителем, мистиком и учителем мудрости.

Киники были последователями древней школы грече­ских философов, которые побуждали людей вести неза­висимую жизнь, подавляя желания, отказываясь от бо­гатства, удовольствий и семейных обязанностей. В под­держку взгляда на Иисуса как на киника приводится не­сколько доказательств. Иисус представляется дающим толкование кинизма. Но я считаю, что большинство до­казательств свидетельствует в пользу образа Иисуса-мистика. (См. Примечания).13

Некоторые участники семинара, посвященного Иису­су, поддерживают мнение о том, что Иисус был иудей­ским мистиком. Маркус Борг, профессор философии государственного университета Орегона и участник семи­нара, пишет: “Чем больше мы осознаем, что в Палестине первого века бытовала некая форма иудейского мисти­цизма, тем более очевидным кажется то, что Иисус при­держивался этой эмпирической традиции” 14 Будучи мистиком, Иисус должен был ознакомиться с Писаниями и уметь их толковать. (Некоторые современные ученые отвергают теорию “Иисус-мистик”, так как пришли к выводу, что он был неграмотным. (См. Примечания).15

Иудейские мистики времен Иисуса должны были да­вать свои наставления в традиции раввинов-мудрецов, восходящей к шестому веку до н.э. Мудрецы были среди тех, кто возвратился из вавилонского плена в 538 году и приступил к восстановлению Иерусалимского Храма, разрушенного армиями вавилонян. Они находились в самом сердце воспрянувшего к жизни иудаизма, толкуя Писания и осмысливая их во времена перемен. Нам из­вестно, что они тайно передавали традиции Творения и колесницы, которые стали остовом иудейского мисти­цизма. Евангельского Иисуса роднят с мудрецами первого века несколько сходных черт. Эти мудрецы обучали притчами и краткими, сжатыми изречениями. В Иеруса­лиме, подражая греческим философам, они наставляли группы учеников у городских ворот, под сенью деревьев и в частных домах. Это очень напоминает некоторые евангельские изображения Иисуса.

Был он схож с древними мистиками и во многом дру­гом. Нам известно, что некоторые мистики почитались чудотворцами. Хони ха-Меаггель (Хони “опиши-Круг”) славился своими успешными молитвами о дожде. Ханина бен Доса был признанным целителем.

Можно представить себе Иисуса, который так и на­зван в Евангелии от Иоанна — “равви”, путешествую­щим по стране, исцеляющим, толкующим современные идеи, такие, как кинизм, и дающим посвящения своим ученикам в таинства божественных восхождений.

Одним из самых известных мудрецов был Гиллель — основатель талмудистского иудаизма и глава Синедрио­на в течение сорока лет (30 г. до н.э. — 10 г. н.э.) По не­которым версиям Иисус был знаком с учениями Гиллеля. Высказывание Гиллеля “Не делай другим того, что ты не желал бы, чтобы они сделали тебе” б аналогично Золо­тому Правилу Евангелия. Гиллель даже давал своего рода учение о карме. Он сказал черепу, плывущему по воде: “Из-за того, что ты утопил кого-то, тебя утопили, и, наконец, утопившие те­бя сами будут утоплены”.17 Имел ли он в виду, что эта драма будет разыграна посредством перевоплощения душ?

Один из учеников Гиллеля — Иоханаан бен Закхей — считается основоположником мистицизма Меркавы. Вспомним, что Меркава имела целью единение с божественным существом. Обнаружение мистицизма Меркавы по линии последователей Гиллеля, современника Ии­суса, представляется немаловажным фактом. Это указы­вает на то, что Иисус мог также воспринять данные идеи.

И апостол Павел, фарисей, мог изучать наставления Гиллеля. В “Деяниях” говорится, что Павел получил образование “при ногах Гамалиила”,18 который был сыном или внуком Гиллеля. А' нам известно, что Павел практи­ковал восхождения и учил людей единению с Христом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных