ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 23. Истинный христианский мистик
Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних... И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. Марк 9:2, 4.
ЕСЛИ БЫ “манускрипты мертвого МОРЯ” БЫЛИ обнаружены в начале четырнадцатого века, ариан-ская полемика могла бы закончиться по-другому. Эти свитки, как и другие иудаистские и гностические тексты, наглядно демонстрируют, что во времена Иисуса некоторые верили в способность людей стать Сынами Божьими. Наряду с тем, что свитки дают богатый урожай и других важных прозрений в области иудаизма и христианства, эта идея — одна из самых насущных. Она подтверждает мою мысль о том, что Иисус был мистиком, пришедшим, чтобы научить других, как стать Сынами Божьими и достичь единения с божественным. В нашей беседе остановимся сперва на толковании понятия “Сын Божий”. Сейчас многие ученые сомневаются, что Иисус называл себя “единородным Сыном Божиим”, второй ипостасью Троицы, или Мессией. Они полагают, что эта идея внедрялась после его смерти, подкрепленная выдумкой о его рождении от девственницы, зачавшей от Святого Духа, из чего следовало, что он в буквальном смысле произошел от Бога. (Ни “Манускрипты Мертвого моря”, ни другие иудейские тексты не упоминают о том, что Бог оплодотворяет женщину, чтобы она могла родить Его Сына). Из всех авторов Евангелий только Иоанн употребляет термин “единородный” в описании Сына. Но он не говорит, что именно Иисус является этим единородным Сыном. Тем не менее, в нескольких местах он описывает этого единственного Сына так, что некоторые истолковывали написанное применительно к Иисусу. Наиболее известный отрывок о единственном Сыне таков: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”.2 Ранняя церковь отождествила этого Сына с Иисусом. Но, поскольку Иоанн не говорит непосредственно об Иисусе, упоминая “единородного Сына”, возможно, существует и другое толкование. Иоанн мог иметь в виду Логос (Слово), говоря о “единородном Сыне”. (Логос, как вы помните, является частью Бога, действующей в мире и способной отобразиться в человеческой форме — см. главу 17.) Как мы видели, единение с божественным — это единение с Логосом, то есть с Христом. Таким образом, из этого следует, что стать единым с Логосом означает стать Сыном. Иоанн, похоже, описывает этот союз, когда.утверждает: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”. Остальные Евангелия не называют Иисуса единородным Сыном, но просто — “Сыном Божьим” или “Сыном человеческим”. Некоторые исследователи утверждают, что сам Иисус никогда не называл себя Божьим Сыном, другие — что называл, не делая особых заявлений о том, что является единственным Сыном Божьим.4
“Сыны Божии” в иудаизме
Называя себя Сыном Божьим, Иисус следовал давней традиции иудейского мистицизма, о существовании которой свидетельствуют некоторые тексты. В их числе один из “Манускриптов Мертвого моря”, впервые полностью опубликованный в 1992 году. Во фрагменте (найденном в Кумранской пещере IV и относящемся к первому веку до н.э.) говорится, что некое человеческое существо будет называться “Сыном Божьим” и править в “вечном царстве”, обретя “вечное владычество”. Этот фрагмент указывает на то, что традиция, согласно которой человеческие существа могут быть признаны Сыновьями, предшествовала Иисусу. (В следующей главе мы рассмотрим понятие “владычества”, или обретения Царства, что еще в большей степени связывает Иисуса и иудейских мистиков.) Традиция, утверждающая возможность признания людей Сынами Божьими, подтверждается другими иудейскими текстами. Здесь мы приведем три примера из текстов, относящихся к первому и второму векам до н.э. В “Сирахе”, иудейском тексте, датированном ок. 180 г. до н.э., обретающий мудрость назван подобным “сыну Всевышнего”.6 В другом труде Бог называет Моисея Своим Сыном, а в “Завете Левия” говорится, что Левию суждено стать Сыном Божьим.7 Исследователь Джеймс Чарльзворт указывает на то, что в этих утверждениях не подразумевается происхождение человеческих существ от Бога, но что за время пребывания на Земле ими заслужено право называться Сынами Божьими. В одном тексте даже рассказывается о голосе с небес, объявившем, что иудейский мистик Ха-нина бен Доса был Сыном Божьим. Эти факты свидетельствуют, что Иисус не думал о себе как об исключительном Сыне Бога, — он хотел продемонстрировать нам, как мы тоже можем стать Сынами Божьими. Псалом 2:7 отражает эту традицию: “Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя”. Павел был знаком с этой традицией о благоприобретенном статусе Сына. Он поведал нам, что Иисус пришел, “чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление”.9 Как же происходит Усыновление? Первое объяснение, которое скорее всего приходит в голову: путем преображения в Христа, или мистического отождествления с ним — “перворожденным”.10 Как мы видели из предыдущей главы, это мистическое отождествление является важной составляющей богословского учения Павла. И теперь, когда мы удостоверились в том, что иудейские мистики исповедовали возможность трансформации в Сынов Божьих, давайте исследуем доказательства того, что Иисус принадлежал к этой традиции. Раввины-мистики
Как мы видели, исследователи, “просеявшие” Новый Завет в поисках истинного учения Иисуса, отбраковали многое из того, что христианский мир считает основным— воскресение во плоти, непорочное рождение и положение о том что Иисус объявил себя единственным Сыном Божьим. Эти исследователи также ставят под сомнение, говорил ли Иисус многие из тех слов, которые приписывают ему Евангелия.12 По мере того как отсортировывались изречения, которые считались истинными, они вели соревнование за право отобразить во всей полноте новый облик таинственного назареянина. Из всего многообразия его портретов два наиболее достойны внимания. На одном он предстает проповедником кинического типа— критиком господствующей церкви и учителем, опровергающим некоторые ее постулаты. Другой изображает его целителем, мистиком и учителем мудрости. Киники были последователями древней школы греческих философов, которые побуждали людей вести независимую жизнь, подавляя желания, отказываясь от богатства, удовольствий и семейных обязанностей. В поддержку взгляда на Иисуса как на киника приводится несколько доказательств. Иисус представляется дающим толкование кинизма. Но я считаю, что большинство доказательств свидетельствует в пользу образа Иисуса-мистика. (См. Примечания).13 Некоторые участники семинара, посвященного Иисусу, поддерживают мнение о том, что Иисус был иудейским мистиком. Маркус Борг, профессор философии государственного университета Орегона и участник семинара, пишет: “Чем больше мы осознаем, что в Палестине первого века бытовала некая форма иудейского мистицизма, тем более очевидным кажется то, что Иисус придерживался этой эмпирической традиции” 14 Будучи мистиком, Иисус должен был ознакомиться с Писаниями и уметь их толковать. (Некоторые современные ученые отвергают теорию “Иисус-мистик”, так как пришли к выводу, что он был неграмотным. (См. Примечания).15 Иудейские мистики времен Иисуса должны были давать свои наставления в традиции раввинов-мудрецов, восходящей к шестому веку до н.э. Мудрецы были среди тех, кто возвратился из вавилонского плена в 538 году и приступил к восстановлению Иерусалимского Храма, разрушенного армиями вавилонян. Они находились в самом сердце воспрянувшего к жизни иудаизма, толкуя Писания и осмысливая их во времена перемен. Нам известно, что они тайно передавали традиции Творения и колесницы, которые стали остовом иудейского мистицизма. Евангельского Иисуса роднят с мудрецами первого века несколько сходных черт. Эти мудрецы обучали притчами и краткими, сжатыми изречениями. В Иерусалиме, подражая греческим философам, они наставляли группы учеников у городских ворот, под сенью деревьев и в частных домах. Это очень напоминает некоторые евангельские изображения Иисуса. Был он схож с древними мистиками и во многом другом. Нам известно, что некоторые мистики почитались чудотворцами. Хони ха-Меаггель (Хони “опиши-Круг”) славился своими успешными молитвами о дожде. Ханина бен Доса был признанным целителем. Можно представить себе Иисуса, который так и назван в Евангелии от Иоанна — “равви”, путешествующим по стране, исцеляющим, толкующим современные идеи, такие, как кинизм, и дающим посвящения своим ученикам в таинства божественных восхождений. Одним из самых известных мудрецов был Гиллель — основатель талмудистского иудаизма и глава Синедриона в течение сорока лет (30 г. до н.э. — 10 г. н.э.) По некоторым версиям Иисус был знаком с учениями Гиллеля. Высказывание Гиллеля “Не делай другим того, что ты не желал бы, чтобы они сделали тебе” б аналогично Золотому Правилу Евангелия. Гиллель даже давал своего рода учение о карме. Он сказал черепу, плывущему по воде: “Из-за того, что ты утопил кого-то, тебя утопили, и, наконец, утопившие тебя сами будут утоплены”.17 Имел ли он в виду, что эта драма будет разыграна посредством перевоплощения душ? Один из учеников Гиллеля — Иоханаан бен Закхей — считается основоположником мистицизма Меркавы. Вспомним, что Меркава имела целью единение с божественным существом. Обнаружение мистицизма Меркавы по линии последователей Гиллеля, современника Иисуса, представляется немаловажным фактом. Это указывает на то, что Иисус мог также воспринять данные идеи. И апостол Павел, фарисей, мог изучать наставления Гиллеля. В “Деяниях” говорится, что Павел получил образование “при ногах Гамалиила”,18 который был сыном или внуком Гиллеля. А' нам известно, что Павел практиковал восхождения и учил людей единению с Христом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|