Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ДОКТОР, А ГДЕ ДРУГОЙ ДЭВИД? 3 страница




от того, помогает ли он объяснить феномены более высокого уровня.

РЕЦЕПТОРНАЯ МОЛЕКУЛА. Особая молекула на поверхности или внутри клетки, с характерной химической и физической структурой. Многие нейротрансмиттеры и гормоны оказывают свое действие, прицепляясь к рецепторам на клетках. Например, инсулин, выброшенный инсулоцитами в поджелудочной железе, действует на рецепторы на клетках-мишенях и облегчает поглощение глюкозы клетками.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Память о значении предмета, события или понятия. Семантическая память о внешнем виде свиньи включает группу ассоциаций: ветчина, бекон, хрю-хрю, грязь, ожирение, сказка о трех поросятах и т. д. Все слова этой группы связаны друг с другом наименованием «свинья». Но по результатам наших исследований случаев аномии и афазии Вернике мы можем предположить, что это наименование не просто еще одна ассоциация; это ключ к сокровищнице значений и зацепка, которая позволяет жонглировать этим объектом или понятием по определенным правилам, которыми руководствуется наше мышление. Я заметил, что если разумный человек с аномией или афазией Вернике, который узнает предметы, но называет их неправильно, с самого начала неверно назовет предмет (например, назовет кисточку расческой), то зачастую и использовать он его начнет как расческу. То есть после того, как он дал предмету неверное обозначение, разум толкает его на неверную семантическую тропу. Язык, зрительное распознавание и мысль связаны гораздо теснее, чем мы думаем.

СЕРОТОНИН. Моноаминовый нейротрансмиттер. Считается, что он выполняет в организме много функций, среди которых терморегуляция, чувственное восприятие, наступление сна, но этим его функции не ограничиваются. Нейроны, которые используют серотонин в качестве нейротрансмиттера, находятся в мозге и в кишечнике. Ряд антидепрессантов нацелен на серотониновые системы мозга.

СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Ветвь вегетативной нервной системы, отвечающая за мобилизацию энергии и ресурсов тела во время стресса и возбуждения. Выполняет мобилизацию путем регулирования температуры и повышения кровяного давления, сердечного ритма и потоотделения в ожидании напряжения.

СИНАПС. Промежуток между двумя нейронами, который функционирует как место передачи информации от одного нейрона другому.

СИНДРОМ АСПЕРГЕРА. Вариант аутизма, при котором у человека сохранены нормальные языковые навыки и когнитивное развитие, но есть значительные проблемы в социальном взаимодействии.

СИНДРОМ КАПГРА. Редкий синдром, при котором человек убежден, что близкие родственники обычно родители, супруг(а), дети или братья- сестры замышляют плохое. Это может быть вызвано нарушением связей между участками мозга, отвечающими за узнавание лиц, и участками, которые отвечают за эмоциональные реакции. Пациент с синдромом Капгра может узнавать лица дорогих ему людей, но не чувствовать эмоциональной реакции, которую должны бы вызывать эти люди. Другое название: бред Капгра.

СИНДРОМ КОТАРА. Нарушение, при котором пациент утверждает, что он мертв, даже говорит, что чувствует запах гниющей плоти и ощущает, как ползают по нему черви (бывают и другие, не менее абсурдные галлюцинации). Это может быть расширенная форма синдрома Капгра, при которой не одна сенсорная область (например, узнавание лиц), а все сенсорные области отрезаны от лимбической системы, что ведет к Полному отсутствию контакта с миром и с самим собой.

СИНДРОМ ЧУЖОЙ РУКИ. Ощущение, что собственной рукой человека управляет неконтролируемая внешняя сила, в результате чего и происходит движение. Этот синдром обычно обусловлен повреждением мозолистого тела или передней поясной коры.

СИНЕСТЕЗИЯ. Состояние, при котором человек буквально воспринимает что-то не только тем чувством, которое стимулируется в данный момент, но и ощущением, соответствующим другому органу чувств, например, форма может иметь вкус, а звуки и цифры цвет. Синестезия это не способ описать свои впечатления подобно тому, как писатель мог бы использовать метафоры; синестетики действительно испытывают эти ощущения.

СИНТАКСИС. Порядок слов, который позволяет передать сложное значение коммуникативного намерения минимумом слов; в общих чертах синоним грамматики. В предложении «Мужчина, который ударил Гарри, пошел к машине» мы сразу понимаем, что к машине пошел «мужчина», а не «Гарри». Без синтаксиса мы бы не могли прийти к этому выводу.

СТАРЫЙ ПУТЬ. Более старый из двух основных каналов обработки зрительной информации. Этот канал идет от верхнего холмика четверохолмия (примитивного образования в стволе головного мозга) через таламус к теменным долям. Старый путь сходится с путем «как» и помогает двигать глазами и руками в направлении предметов, даже когда человек не распознает их сознательно. Старый путь задействован в управлении при видящей слепоте, когда поврежден только новый путь.

СТВОЛ МОЗГА. Основной маршрут, по которому информация путешествует от полушарий мозга к спинному мозгу и периферическим нервам и обратно. Из него напрямую выходят черепно-мозговые нервы, тянущиеся к мимическим мышцам (которые помогают нам хмуриться, подмигивать, улыбаться, кусаться, целоваться, надувать губы и т. д.), а еще он помогает нам глотать и кричать. Кроме всего прочего, ствол мозга управляет дыханием и регуляцией сердечных ритмов.

СТИМУЛ. Особое изменение окружающей среды, которое можно обнаружить при помощи сенсорных рецепторов.

ТАЛАМУС. Образование, расположенное в глубине мозга и состоящее из двух яйцеобразных скоплений нервной ткани размером с грецкий орех. Таламус главный «ретранслятор» информации, поступающей от органов чувств; он вычленяет из большого потока сигналов, поступающих в мозг,

только важную информацию, усиливает ее и передает дальше.

ТЕМЕННАЯ ДОЛЯ. Одна из четырех долей (наряду с лобной, височной и затылочной) полушарий головного мозга. Часть теменной доли в правом полушарии играет роль в сенсорном внимании и создании образа тела, в то время как левая теменная доля участвует в движениях, требующих умений, и в разных аспектах языка (назывании объектов, чтении и письме). Обычно теменные доли не принимают участия в понимании языка это происходит в височных долях.

ТЕСТ «ВЫСКАКИВАНИЯ» (Popout test). Тест, который перцептивные психологи используют для того, чтобы понять, насколько быстро определенная визуальная черта выделяется на картинке при обработке зрительных данных. Например, единственная вертикальная линия будет «выскакивать» в системе горизонтальных линий. Единственная синяя точка будет «выскакивать» из группы зеленых точек. Есть клетки, настроенные на ориентацию и цвет при ранней обработке изображений. С другой стороны, женское лицо не будет выскакивать из ряда мужских лиц, потому что клетки, которые отвечают за распознавание пола человека, которому принадлежит лицо, работают на гораздо более высоком уровне обработки изображений (то есть вступают в работу позже).

УГЛОВАЯ ИЗВИЛИНА. Участок мозга, расположенный в нижней части теменной доли, у места ее соединения с затылочной и височной долями. Она участвует в абстрактном мышлении и в таких умениях, как чтение, письмо, арифметика, различение право-лево, воспроизведение слов и, возможно, в понимании пословиц и метафор. Возможно, угловая извилина встречается только у людей. Скорее всего, она богата зеркальными нейронами, которые позволяют видеть мир с позиции другого человека ив пространственном отношении и, весьма вероятно, метафорически, что является ключевым ингредиентом морали.

УГНЕТЕНИЕ. В отношении нейронов синаптический сигнал, который не дает клетке-реципиенту «выстрелить».

ФАНТОМНАЯ КОНЕЧНОСТЬ. Феномен восприятия собственной конечности, которая была потеряна вследствие несчастного случая или ампутации.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ (ФМРТ). Метод, в котором базовая активность мозга (когда человек ничего не делает) вычитается из активности мозга во время выполнения задания, это помогает определить, какие анатомические отделы мозга активны, когда человек занят определенным моторным, перцептивным или познавательным заданием. Например, если «вычесть» активность мозга немца из активности мозга англичанина, то можно обнаружить «центр юмора» в мозге.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. До появления современных технологий томографии (то есть до 1980-1990-х годов) заглянуть в мозг было невозможно; поэтому его сравнивали с черным ящиком. (Это выражение заимствовано из электротехники.) Психологи-когнитивисты и психологи, изучающие восприятие, предпочитают подход «черного ящика», они рисуют блок-схемы или диаграммы, на которых показаны предполагаемые стадии переработки информации в мозге, не будучи обремененными знаниями об анатомии мозга.

ЭКЗАПТАЦИЯ. Структура, развившаяся в ходе эволюции, чтобы выполнять определенную функцию, которая затем начинает использоваться и улучшаться в процессе дальнейшей эволюции для выполнения совершенно новой функции, не связанной с предыдущей. Например, кости уха, которые появились для усиления звука, развились путем экзаптации из челюстных костей рептилий, которые те использовали для жевания. Компьютерных специалистов и эволюционных психологов эта идея раздражает.

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ). Измерение электрической активности мозга в ответ на сенсорные раздражители. Для этого электроды помещают на поверхность кожи черепа (или, реже, внутрь головы), многократно посылают стимул, а затем выводят при помощи компьютера средний результат. Этот результат электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Память на определенные события из вашего собственного прошлого опыта.

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. С тех пор я узнал, что об этом наблюдении время от времени вспоминают, но по неясным причинам оно так и не стало частью основного потока онкологических исследований. См., например Havas (1990), Kolmel et al. (1991) или Tang et al. (1991).

ВВЕДЕНИЕ: HE ПРОСТО ОБЕЗЬЯНА

1. С этого основного метода исследования мозга в XIX веке началась вся бихевиоральная неврология. Главное различие между тем, что было тогда, и тем, что мы имеем сейчас, заключается в том, что тогда не было сканирования мозга. Врачу приходилось ждать не один десяток лет, пока пациент умрет, и только тогда можно было вскрыть его мозг.

2. В отличие от хоббитов африканские пигмеи, которые тоже чрезвычайно малы ростом, являются во всех отношениях современными людьми от ДНК и до мозга, который у них такого же размера, как и у всех остальных людей.

ГЛАВА 2. ВИДЕТЬ И ЗНАТЬ

1. Строго говоря, тот факт, что и у осьминогов, и у людей сложные глаза, вероятно, не является примером параллельной эволюции (в отличие от крыльев птиц, летучих мышей и птерозавров). И «примитивными», и нашими глазами управляют одни и те же гены. Эволюция иногда находит новое применение генам, которые давно уже не использовались.

2. Изначально Джона изучали Глен Хэмфрис и Джейн Риддок, написавшие о нем прекрасную монографию: То See but Not to See: A Case Study ofVisual Agnosia (Humphreys & Riddoch, 1998). Ее содержание это не дословная расшифровка комментариев пациента, однако по большей части они сохранены. Как было указано, Джон страдал от эмболии, вызванной удалением аппендикса, но обстоятельства, которые привели к его удалению, воспроизводят сценарий, который мог бы произойти во время обычной диагностики аппендицита (как упомянуто в предисловии, для сохранения конфиденциальности я часто использую в книге вымышленные имена пациентов и изменяю обстоятельства их попадания в больницу, когда те не имеют прямого отношения к неврологическим симптомам).

3. Вы видите далматина на рис. 2.7?

4. Различия между путями «как» и «что» обозначены в новаторской работе Лесли Ангерлейдер и Мортимера Мишкина из Национальных институтов здравоохранения США. Пути 1 и 2 («как» и «что») можно выделить анатомически. Путь 3 (называемый «и что», или эмоциональный путь) сейчас считается функциональным каналом, как можно заключить из работ по физиологии и анализа повреждений головного мозга (например, из исследования двойной диссоциации между синдромом Капгра и прозопагнозией; см. главу 9).

5. Джо Ле Ду открыл, что у крыс и, вполне возможно, у приматов есть маленький, ультракороткий канал от таламуса (и, возможно, от фузиформы) прямо к мозжечковой миндалине. Но мы здесь этим заниматься не будем. В данных нейроанатомии, к сожалению, намного меньше порядка, чем нам бы хотелось, но это не должно мешать нам продолжать поиски общих моделей функциональных связей.

6. Эту идею о синдроме Капгра предложили независимо от нас Хэйдин Эллис и Эндрю Янг. Однако они предполагают, что сохранен путь «как» (канал 1), а повреждены два компонента пути «что» (путь 2 плюс путь 3), в то время как мы считаем, что местами пострадал только эмоциональный поток (путь 3), а путь 2 остался нетронутым.

ГЛАВА 3. КРИЧАЩИЙ ЦВЕТ И ГОРЯЧАЯ ДЕТКА: СИНЕСТЕЗИЯ

1. Несколько экспериментов приводят к тем же заключениям. В самой первой нашей работе по синестезии, изданной в 2001 году (Proceedings of the Royal Society of London), мы с Эдом Хаббардом отметили, что интенсивность цвета, который всплывает в воображении синестетика, зависит не только от номера, но и от места в поле зрения, где он был представлен (Ramachandran & Hubbard, 2001а). Когда субъект смотрел прямо, то номера и буквы, показанные сбоку (но увеличенные, чтобы быть одинаково видимыми), казались ему менее яркими, чем те, что были в поле центрального зрения. Несмотря на это, они легко определялись как отдельные числа, а реальные цвета выглядели одинаково ярко и перед человеком, и сбоку от него. Эти результаты не включают ассоциативную память высокого уровня как источник синестезии. Образы зрительной памяти пространственно инвариантны. Под этим я понимаю то, что, когда вы знакомитесь с чем-то, находящимся в одной области вашего поля зрения например, узнаете определенное лицо, вы сможете узнать это лицо, когда оно находится в совершенно другой области поля зрения. Тот факт, что вызванные цвета являются разными в разных областях, является сильным доводом в пользу того, что это не ассоциативная память. (Надо также добавить, что даже при одинаковой удаленности от центра цвет порой различается в левой и правой половинах поля зрения; возможно, потому, что перекрестная активация более выражена в одном полушарии, чем в другом.)

2. Этот основной результат что двойки быстрее отделяются от пятерок у синестетиков, чем у несинестетиков подтверждают другие ученые, в частности Рэндольф Блэйк и Джейми Уорд. С помощью эксперимента, проведенного в тщательно контролируемых условиях, Уорд и его коллеги установили, что группа синестетиков гораздо лучше, нежели контрольные субъекты, видят спрятанные очертания, образованные из двоек. Что интересно, некоторые из них почувствовали форму раньше, чем какой-либо цвет! Это делает наши предположения о перекрестно активируемой модели более правдоподобными. Вероятно, во время коротких показов цвета чувствуются достаточно сильно, чтобы отделить их друг от друга, но не настолько сильно, чтобы вызвать сознательно воспринимаемые цвета.

3. У слабых, «прожективных», синестетиков есть несколько пунктов доказательства (вдобавок к сегрегации) в поддержку модели перекрестной активации низкого уровня, в противоположность идее о том, что синестезия основана исключительно на ассоциативном обучении высокого уровня и на памяти:

а) Некоторые синестетики воспринимают разные части отдельного числа или буквы как окрашенные в разные цвета. (Например, в букве М часть V может быть окрашена в красный, в то время как вертикальные линии в зеленый.)

Вскоре после проведения эксперимента по сегрегации я заметил у одного из многочисленных синестетиков, участвовавших в эксперименте, нечто странное. Он видел числа в цвете, но в этом нет ничего необычного. Меня удивило его утверждение, что у некоторых цифр (например, у 8) разные части окрашены в разные цвета. Чтобы убедиться, что он это не придумывает, мы показали ему эти же цифры спустя несколько месяцев не предупреждая заранее, что его будут тестировать повторно. Его новый рисунок был практически идентичен с первым, поэтому мы сочли маловероятным предположение, что он говорит неправду.

Это наблюдение в очередной раз доказывает, что по крайней мере у некоторых синестетиков цвета возникают (используя компьютерную метафору) из-за глюка в аппарате нервной системы, а не из-за чересчур расширенной памяти или метафор (глюк в программном обеспечении). Ассоциативное обучение не может объяснить это наблюдение; например, мы не играем с разноокрашенными магнитами. С другой стороны, такие «простейшие элементы изображений», как направления, углы и дуги, могут связываться с нейронами цвета, которые действуют на более ранней стадии обработки данных о форме в веретенообразной извилине, чем стадия компоновки графем.

б) Как было отмечено ранее, некоторые синестетики видят цвет менее ярко, когда цифра находится не прямо перед человеком (на периферии зрения). Скорее всего, это отражает больший упор на цвет в центральном зрении (Ramachandran & Hubbard, 2001а; Brang& Ramachandran, 2010). У некоторых из этих синестетиков цвет также более насыщен в одной зоне обзора (правой или левой), чем в другой. Ни одно из этих наблюдений не поддерживает теорию о том, что синестезия вызвана ассоциативным обучением высокого уровня.

в) Действительное увеличение анатомической связанности в области веретенообразной извилины у слабых синестетиков отмечали Роув и Шольте (Rouw & Scholte, 2007), используя расширенное сканирование напрягающей мышцы.

г) Цвет, который возник в сознании синестетика, может обеспечить восприятие видимого движения (Ramachandran & Hubbard, 2002; Kim, Blake, Palmeri, 2006; Ramachandran & Azoulai, 2006).

д) Если у вас есть один тип синестезии, у вас выше вероятность обладать еще одним, не связанным с первым. Это поддерживает мою теорию о «модели увеличенной перекрестной активации» синестезии; мутировавший ген более заметен в определенных отделах мозга (вдобавок к тому, что он

делает некоторых синестетиков более творческими).

е) Существование синестетиков-дальтоников (строго говоря, аномально воспринимающих цвета), видящих в цифрах цвета, которых они не видят в реальном мире. Человек нигде не мог научиться таким ассоциациям.

ж) В 2004 году мы с Эдом Хаббардом показали, что похожие по форме буквы (например, с плавными закруглениями, а не с острыми углами) обычно вызывают похожие цветовые ассоциации у «слабых» синестетиков. Это доказывает, что определенные примитивы, формы, которые определяют буквы, перекрестно активируют цвета еще до того, как те полностью обработаны. Мы предположили, что этот метод может быть использован для наложения абстрактного цветового пространства систематически на форму- пространство. Недавно мы с Дэвидом Брангом подтвердили эту гипотезу, используя сканирование мозга (MEG, или магнитоэнцефалографию), в сотрудничестве с Мин Ксон Хуаном, Роландом Ли и Тао Соном.

Все эти наблюдения говорят в пользу сенсорной модели перекрестной активации. Но это не отрицает того, что усвоенные ассоциации и правила высокого порядка по межмодальному отображению также вовлечены в процесс (см. примечания 8 и 9 к этой главе). Синестезия может помочь нам обнаружить эти правила.

4. Модель перекрестной активации либо путем растормаживания (потери или уменьшения торможения) обратной проекции, либо путем спрутинга тоже может объяснить многие формы «приобретенной» синестезии, которые мы открыли. Один слепой пациент с пигментной дегенерацией сетчатки, которого мы изучали (Armel & Ramachandran, 1999), живо ощущал зрительные фосфены (включая зрительные графемы), когда до его пальцев дотрагивались карандашом или когда он читал текст, написанный шрифтом Брайля. (Чтобы исключить конфабуляции, мы измерили пороги и продемонстрировали их стабильность в течение нескольких недель; запечатлеть в памяти эти пороги он никак не смог бы). Другой слепой пациент, которого я тестировал со своим студентом Шаи Азулэем, мог буквально видеть свою руку, когда махал ею перед своими глазами, даже в полной темноте. Мы предполагаем, что это вызвано либо гиперактивными обратными проекциями, либо растормаживанием, вызванным потерей зрения, так что движущаяся рука не только чувствуется, но и становится видна. В этом феномене также могут быть задействованы клетки с полимодальными рецептивными полями в теменных долях мозга (Ramachandran & Azoulai, 2004).

5. Хотя синестезия часто захватывает прилегающие участки мозга (например, синестезия графем и цветов в веретенообразной извилине), это вовсе не обязательно происходит только так. Все-таки даже у далеко расположенных друг от друга участков мозга бывают связи, которые могли усилиться (например, путем растормаживания). Тем не менее, по статистике, прилегающие участки мозга имеют тенденцию к «перекрестным» связям, поэтому синестезия встречается в них чаще.

6. Мы здесь уже ссылались на связь между синестезией и метафорой. Природа этой связи малопонятна, при учете того, что при синестезии произвольно соединяются две независимые друг от друга вещи (например, цвет и число), в то время как в метафоре присутствует непроизвольная понятийная связь между двумя вещами (например, Джульетта и солнце).

Одно из потенциальных решений этой задачи появилось во время моей беседы со знаменитым эрудитом Джероном Линиэром: мы осознали, что любое слово обладает ограниченным набором сильных ассоциаций первого порядка (солнце = теплое, питающее, сияющее, яркое), их окружает полутень более слабых ассоциаций второго порядка (солнце = желтое, цветы, пляж) и ассоциации третьего и четвертого порядка, которые постепенно сходят на нет, как эхо. Основу метафоры формирует поле, где два ореола ассоциаций частично совпадают. (В нашем примере с Джульеттой и солнцем это совпадение основано на том наблюдении, что и солнце, и Джульетта сияют, питают и теплы.) Такое совпадение ореолов ассоциаций существует в каждом из нас, но у синестетиков эти совпадения больше и сильнее, потому что из-за их гена перекрестной активации полутени ассоциаций у них обширнее.

В этой формулировке синестезия не является синонимичной метафоре, но ген, ответственный за синестезию, дает человеку предрасположенность к использованию метафоры. Побочным эффектом этого могут быть ассоциации, которые очень расплывчато, но ощущает каждый из нас (например, буквы мужского и женского рода, или плохие и хорошие формы порождения подсознательных ассоциаций), у синестетиков становятся более ясными это можно проверить экспериментально. Например, многие люди считают определенные женские имена (Джулия, Синди, Ванесса, Дженнифер, Фелиция и т. д.) более «сексуальными», чем другие (такие как Марта и Ингрид). Хотя мы можем этого не осознавать, но для произнесения первой группы имен требуется надуть губы или совершить языком и губами какие-либо другие движения с подсознательным сексуальным оттенком. Этим же можно объяснить, почему французский язык часто считают более сексуальным, чем немецкий (сравните слова «бюстен-хальтен» и «брассье»). Было бы интересно проверить, действительно ли эти спонтанно возникающие тенденции и классификации более ярко выражены у синестетиков.

Наконец, мы с моим студентом Дэвидом Брэнгом продемонстрировали, что синестетики также быстрее запоминают совершенно новые ассоциации между произвольными формами и цветами.

Все эти результаты показывают, что разные формы синестезии покрывают весь спектр от восприятия до познания, и именно поэтому синестезию так интересно изучать.

Другой знакомый и все же интересный вид зрительной метафоры, когда значение резонирует с формой, это использование (например, в рекламе) шрифта, который отражает значение слова: к примеру, использование наклонных букв для слова «наклон» или волнистых линий для слов «страх», «холод» или «дрожать». Этот вид метафоры экспериментально пока не изучался.

7. Похожие результаты впервые получил Хайнц Вернер, хотя он не рассматривал их в более широком контексте эволюции языка.

8. Мы заметили, что ассоциативные цепочки, которые у обычных людей вызовут только воспоминания, у некоторых сильных синестетиков вызывают сенсорные, чувственные впечатления. То есть то, что было всего лишь метафорой, может стать вполне буквальным. Например, К это красный, а красный это горячий, так что К горячий, и т. д. Интересно, повлияла ли эта гиперсвязанность (или спрутинг, или растормаживание) на обратные проекции

между разными участками в иерархии нервной системы у этих людей. Это также объяснило бы наблюдение, которые мы сделали совместно с Дэвидом Брангом что эйдетизм (фотографическая память) чаще встречается у синестетиков. (Считается, что обратные проекции задействованы в зрительных образах.)

9. Самонаблюдения (интроспекция) некоторых сильных синестетиков ошеломляют своей сложностью; это настоящая «разомкнутая цепь». Вот цитата из речи одного из них: «Большинство мужчин это оттенки синего. Женщины более яркие. Потому что и к людям, и к именам есть цветовые ассоциации, и они не обязательно совпадают». Подобные наблюдения показывают, что любая простая френологическая модель синестезии обязательно будет неполной, хотя это, конечно, неплохое начало.

Занимаясь наукой, почти каждому приходится выбирать между поисками точных ответов на скучные (или банальные) вопросы вроде «Сколько колбочек в человеческом глазе?» и неопределенных ответов на важные вопросы типа «Что такое сознание?» или «Что такое метафора?». К счастью, мы порой находим точный ответ на важный вопрос и получаем даже больше, чем ожидали (как, например, ДНК стала ответом к загадке наследственности). В настоящее время синестезия, похоже, находится посредине между этими двумя полюсами.

10. Самую последнюю информацию по теме вы найдете в статье «Синестезия» (авторы Дэвид Бранг и я) на сайте Scholarpedia (www.scholarpedia.org/ article/Synesthesia). Scholarpedia это онлайн-энциклопедия с открытым доступом, которую пишут и редактируют ученые со всего мира.

ГЛАВА 4. НЕЙРОНЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛИЛИ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

1. Молодой орангутанг в Лондонском зоопарке однажды наблюдал за тем, как Дарвин играет на губной гармошке, а затем отобрал у него инструмент и начал имитировать его движения. Дарвин заговорил о способности обезьян к подражанию еще в XIX веке.

2. С момента открытия существование зеркальных нейронов не раз было подтверждено экспериментально и имеет огромнейшую эвристическую ценность для понимания того, как согласованы строение и функционирование мозга. Но многие и оспаривали эту теорию. Я приведу здесь эти возражения и отвечу на каждое из них.

а) «Зеркалитис» (англ. Mirrorihs). Вокруг системы зеркальных нейронов (MNS) много шумихи, им приписывают абсолютно все. Это правда, но наличие шумихи само по себе не отрицает ценности этого открытия.

б) Доказательства их существования у людей неубедительны. Это замечание кажется мне странным, учитывая тот факт, что мы близкие родственники обезьян; по умолчанию следовало бы полагать, что человеческие зеркальные нейроны действительно существуют. Кроме того, Марко Якобони продемонстрировал их существование, записывая данные непосредственно от нервных клеток людей (lacoboni & Dapretto, 2006).

в) Если такая система существует, почему нет неврологического синдрома, при котором повреждение небольшого участка вело бы к трудностям и в выполнении привычных и не совсем привычных действий (как, например,расчесывание волос или вбивание гвоздя), в подражание им, в узнавании этого же действия, когда его производит кто-то другой? Ответ: такой синдром существует, хотя большинство психологов о нем не знают. Он называется идеаторная апраксия и часто возникает после повреждений левой надкраевой извилины. Было доказано, что в этой области существуют зеркальные нейроны.

г) Позиция антиредукционистов: «зеркальные нейроны» это просто умное слово, которым обозначают то, что психологи уже давно называют «модель психического». Ничего нового в них нет. Этот аргумент опровергается следующей аналогией: если мы понимаем значение фразы «течение времени», то разве нам не нужно понимать, как работают часы? Это все равно что сказать: в первой половине XX века законы Менделя о наследственности уже были известны, следовательно, изучение структуры и функций ДНК было уже излишне. Так что идея зеркальных нейронов не отрицает концепцию модели психического. Наоборот, эти два понятия дополняют друг друга, как явление и его механизм, и позволяют нам лучше зацепить лежащую в их основе нейронную схему.

То, насколько важно понимать механизм работы, можно проиллюстрировать множеством примеров вот вам хотя бы три. В 1960-х годах Джон Петтигрю, Питер Бишоп, Колин Блейкмор, Хорэс Барлоу, Дэвид Хубел и Торстен Визель открыли в зрительной коре нейроны, отвечающие за выявление несходства; одно это открытие дает объяснение стереоскопическому зрению. Второй пример: открытие, что гиппокамп участвует в памяти, позволило Эрику Канделю открыть долговременную потенциацию (LTP), один из ключевых механизмов сохранения информации в памяти. И наконец, можно утверждать, что о памяти гораздо больше узнали за те пять лет, что Бренда Милнер изучала единственного пациента, «ХМ», у которого было нарушение в гиппокампе, чем за предыдущие сто лет чисто психологического подхода к памяти. Это ложное противопоставление взглядов редукционистов и целостного подхода к деятельности мозга вредит науке об этом я много говорю в примечании 16 к главе 9.

д) Система зеркальных нейронов (MNS) это не какой-то специальный набор фиксированных нервных схем; ее можно создать при помощи ассоциативного обучения. Например, каждый раз, когда вы двигаете рукой, происходит активация командных моторных нейронов и одновременно активация зрительных нейронов при виде движущейся руки. По правилу Хэбба, такие повторяющиеся совместные активации в конце концов приведут к тому, что внешний вид движущейся руки будет активировать двигательные нейроны, и они превратятся в зеркальные нейроны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных