Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим земель населенных пунктов




12.1. Понятие земель населенных пунктов
и их правового режима

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные их границей от земель других категорий. Граница населенного пункта — внешняя черта земель городского или сель­ского населенного пункта, которая отделяет эти земли от иных категорий земельного фонда. Это обстоятельство является принципиально важным, поскольку образование в границах населенного пункта особо охраняемой природной территории (памятника природы, дендрологического парка), равно как и нахождение промышленного предприятия, не означает, что внутри населенного пункта появились земли категории особо охраняемых территорий и объектов либо промышленности. Особенности использования и охраны таких земельных участков учитываются при проведении градостроительного зонирования, но все земли внутри границы города (села) относятся к категории земель населенных пунктов и попадают под ее правовой режим.

Правовой режим земель населенных пунктов  — это особый порядок регулирования жизнедеятельности людей в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством установления субъектам стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, определяемых градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством РФ и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами. Конкретные стимулы и ограничения, дозволения и запреты правообладателям земельных участков по поводу их использования и охраны в границах населенных пунктов устанавливаются правилами землепользования и застройки — муниципальным правовым актом, регулирующим использование и изменение объектов недвижимости посредством установления градостроительных регламентов.

Необходимо отметить существование ряда объективных различий правовых статусов городского и сельского населенных пунктов. Во-первых, принципиальная разница заключается в том, что города обычно являются самостоятельными муниципальными образованиями (городскими округами или городскими поселениями), либо на территории города федерального значения создаются несколько муниципальных образований — внутригородских территорий. В них представительные и исполнительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться объектами муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством, включая земельные участки. Сельские населенные пункты самостоятельными муниципальными образованиями, как правило, не являются, входят в состав поселений или муниципальных районов, административно подчиняются главе органа местного самоуправления и не имеют, например, собственного бюджета, муниципальной собственности и т.д.

Во-вторых, отличия между городскими и сельскими населенными пунктами определяются спецификой землепользования в них. Если в городах главной целью использования земель является размещение производственных, жилых, культурных, общественно-деловых и иных подобных объектов, то в сельской местности главной целью является рациональное размещение приусадебных участков, территорий для выпаса скота, а также ведения сельско­хозяйственного производства в границах сельского населенного пункта. Следовательно, в правилах землепользования и застройки (муниципальном правовом акте) должна учитываться специфика землепользования городских и сельских населенных пунктов при проведении градостроительного зонирования их территории в частности, для того, чтобы при отводе земельных участков их предельные размеры для сельскохозяйственного использования существенно различались в пользу сельских населенных пунктов.

12.2. Территориальное планирование
и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

Первые письменные свидетельства о принципах застройки городов происходят из Древней Месопотамии. Уже в месопотамских городах мы встречаемся с первыми наметками регулярного плана, зависевшего, по всей вероятности, от разделения земли и расположения каналов. Исследователи отмечают высокий уровень градостроительства древних поселений Средней Азии и Японии, Египта и африканских государств, а также коренных жителей Америки[57].

Начало планировки городов в России было положено в Петербурге, заложенном в 1703 г. Петром I. Жалованной грамотой городам, изданной при Екатерине II в 1785 г., обязанность составлять планы была возложена на все города Российской империи.

С середины XIX в. в России и европейских государствах начинает формироваться современная практика городского территориального планирования. Однако заложенные в России в период проведения реформ 1861—1864 гг. основы градостроительного законодательства в советское время были полностью разрушены и место государственных законодательных актов заняли многочисленные отраслевые и ведомственные инструкции и правила. По мнению некоторых авторов, причина этого заключается в том, что централизованное управление экономикой не нуждалось в каких-либо внеотраслевых и вневедомственных регулятивных документах, а главное, в сильной и самостоятельной городской власти. Отраслевой принцип руководства хозяйством страны был несовместим с городским и иным самоуправлением. До последнего времени в Российской Федерации не было полноценных законов по организации территории и градостроительству[58].

Появление широкого круга частных собственников в городах привело к необходимости регламентировать соотношение частного и публичного интереса посредством установления ряда градостроительно-планировочных ограничений правообладателей земельных участков. Данные попытки были предприняты в Законе РФ от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», а впоследствии в ГрК РФ 1998 г., градостроительных уставах (кодексах) и законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах.

В современной России ГрК РФ определяет четкую последовательность разработки градостроительной документации, выделяя стадии территориального планирования (гл. 3), градостроительного зонирования (гл. 4) и планировки территории (гл. 5). Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения их устойчивого развития, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на федеральные, субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 2 ст. 9 ГрК РФ). В самом общем виде следует отметить, что в данных документах фиксируется информация о состоянии территории соответствующего уровня, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования, что отображается в соответствующих схемах (картах). Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные районы разрабатывают схемы территориального планирования, а поселения и городские округа — генеральные планы.

Значение федеральной схемы территориального планирования заключается в необходимости закрепления в графическом и текстовом виде границ категорий земель, земельных участков и объектов недвижимости, уже находящихся в федеральной собственности, а также границ земель и местоположений объектов, которые будут предназначены для федеральных нужд (отсюда вытекает необходимость резервирования земельных участков и их последующее изъятие для федеральных нужд). На данных схемах фиксируются соответствующие ограничения деятельности, вытекающие из особенностей функционирования действующих либо предусмотренных федеральной схемой объектов.

При подготовке федеральной схемы территориального планирования решается ряд важных организационно-правовых вопросов. Так, при разработке схемы возникают трудности с отображением на ней действующих федеральных объектов (большей частью линейных), правовой статус которых не получил должной фиксации. Так, для признания автомобильной магистрали дорогой федерального значения данный линейный объект и соответствующий земельный участок должны быть зарегистрированы в этом качестве с постановкой участка на кадастровый учет; ему должен быть присвоен индивидуальный кадастровый номер; право федеральной собственности на такой участок должно быть зарегистрировано органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако эта работа далека от завершения, что порождает ряд проблем по установлению статуса дороги и его закрепления.

Установление границ категорий земель и земельных участков с расположенными на них объектами, отображение ограничений и иных элементов комплексных правовых режимов, предусмотренных различными федеральными законами, нецелесообразно иначе, чем на схеме территориального планирования. В этом случае появляется возможность оценить параметры развития территории, определить наиболее оптимальное место расположения федеральных объектов. Кроме того, принятие схемы позволяет централизованно поставить земельные участки на кадастровый учет, осуществить межевание земель и государственную регистрацию права публичной собственности на землю (федеральной, субъекта РФ, муниципальной собственности).

Необходимо подчеркнуть динамику уменьшения заложенных параметров, количества, содержания и видов схем от высшего (Российская Федерация) к нижестоящему (субъект РФ) уровню территориального планирования. Точно так же уменьшается количество объектов и их границ, самостоятельно утверждаемых нижестоящим уровнем территориального планирования. Например, субъект РФ уже не определяет, где разместить объекты обороны и безопасности, а лишь фиксирует на своей схеме (карте) вышеутвержденные параметры, виды объектов и их границы. Кроме того, на уровне схем территориального планирования субъектов РФ менее жесткий порядок обеспечения секретности. Если на федеральном уровне подчеркивается необходимость обеспечения режима государственной тайны при подготовке и утверждении схем территориального планирования, то на региональном уровне таких ограничений уже нет.

В отличие от документов территориального планирования уровня РФ и субъектов РФ, где происходит указание планируемых мест размещения уникальных (и весьма немногочисленных) объектов, при планировании на уровне муниципального района (поселения, городского округа) происходит определение мест размещения объектов для удовлетворения обычных, повседневных нужд населения, включая размещение объектов транспортного и бытового обслуживания населения. На муниципальном уровне, при всей поверхностно одинаковой форме изложения со схемами территориального планирования РФ и субъектов РФ, отображаемых на картах (схемах) объектов и границ, речь идет о несколько иных методологических целях и задачах разработки указанных муниципальных документов.

На этом уровне население самостоятельно решает, как обустроить свою территорию, исходя из возможностей местного бюджета. Решая данные вопросы, население и муниципальные органы власти не связаны задачами размещения объектов, обусловленных необходимостью интеграции России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский Союз. Данные объекты и процессы отображаются в вышестоящих документах территориального планирования, а на муниципальном уровне лишь воспроизводятся, равно как и те следствия, которые вытекают из расположения на территории муниципального образования объектов федерального значения. Например, планируемое прохождение через территорию муниципального образования (например, поселения) федеральной автомагистрали неизбежно ведет к планированию сети дорожного сервиса (кафе, столовых и т.д.), которые могут относиться к объектам капитального строительства либо подпадать под статус временных объектов.

Специфической чертой территориального планирования на муниципальном уровне является то, что здесь отображаются непосредственные цели и задачи в сфере обеспечения нормального проживания населения, что отличает данные документы от федерального и регионального уровня. Для решения задач проживания, например, 1500 человек (население поселения — муниципального образования) необходимо наличие определенной собственной инфраструктуры, размер и параметры которой население определяет самостоятельно (например, в отдельно взятом поселении жителям могут быть нужны две школы, одна больница, один опорный пункт милиции и т.д.). Указанное количество объек­тов определяет само население, что отображается в генеральном плане поселения и финансируется из средств местного бюджета.

Принципиально важным для правового регулирования земельных отношений градостроительными средствами является установление и утверждение на картах (схемах) территориального планирования муниципального района границ земель различных категорий. Перечень категорий земель установлен ст. 7 ЗК РФ (предусматривает разделение земель в границах РФ на семь категорий по целевому назначению), а порядок изменения категории земель определен Законом о переводе земель из одной категории в другую. Однако ЗК РФ обходит молчанием вопрос о том, какой орган публичной власти и в каком порядке должен определять границы категорий земель (кроме, пожалуй, земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных территорий) и в какой форме их утверждать.

Положения гл. 3 ГрК РФ дают ответ на этот вопрос. В документах территориального планирования РФ и субъектов РФ происходит последовательное определение (отражение) границ ряда категорий земель. Так, на федеральном уровне (ст. 10 ГрК РФ) определяются границы категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также границ земель специального назначения (обороны и безопасности, федеральных энергетических систем и т.д.).

На схеме субъекта РФ отражаются утвержденные вышестоящим уровнем границы указанных категорий земель, а также добавляются границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы (существующие и планируемые) земель сельскохозяйственного назначения (включая сельскохозяйственные угодья).

На уровне территориального планирования муниципального района отражаются вышестоящие решения о границах отдельных категорий земель и происходит окончательное графическое отражение и утверждение границ всех категорий земель в пределах межселенных территорий. В границах поселений (городских округов) аналогичные сведения (границы) утверждаются генеральными планами поселений (городских округов). Например, генеральный план поселения отражает границы всех категорий земель, включая границы земель входящих в него сельских населенных пунктов.

Таким образом, на картах (схемах) территориального планирования муниципального района отображаются границы всех категорий земель, расположенных на территориях с низкой плотностью населения, не вошедших в состав поселений — муниципальных образований, что имеет большое юридическое значение в части фиксации категории земель в правоустанавливающих документах правообладателей земельных участков, а также при решении вопроса о переводе земельных участков из одной категории в другую. При составлении таких карт будут использоваться данные государственного кадастра недвижимости, хотя органы местного самоуправления муниципального района (а в еще большей степени поселения) в определенных пределах могут вносить в них изменения, обусловленные спецификой планируемого использования территории для осуществления градостроительной деятельности.

Не менее важно и то, Необходимо отметить, что именно на уровне схемы на схеме территориального планирования муниципального района субъекта РФ фиксируются существующие и планируемые границы муниципальных образований поселений, входящих в состав субъекта РФ муниципального района. Собственно говоря, границы муниципальных образований (поселений) по каждому субъекту РФ утверждены приказами Министерства регионального развития РФ. Однако данные границы носят описательный (повествовательный) характер, отмечая расстояния между различными координатами естественного или искусственного происхождения. Между тем для реализации функций органа публичной власти (включая принятие решений о распоряжении земельными участками) необходимо четкое графическое фиксирование границ подведомственной территории (во избежание конфликтов и судебных споров), что может быть достигнуто только посредством утверждения схем территориального планирования. (генеральных планов).

На схеме территориального планирования муниципального района отражаются границы земель и перечни объектов значения муниципального района, что автоматически влияет на содержание властных полномочий, а также устанавливает зависимость между ними и градостроительными изменениями территории. Перераспределение полномочий между муниципальным районом и поселением также должно быть отражено и в схеме, и в генеральном плане поселения. Из этого следует, что наиболее продуктивной градостроительная деятельность может быть тогда, когда процессы подготовки схем территориального планирования муниципального района и генерального плана поселения происходят согласованно и взаимоувязано, что исключает возможность возникновения разного рода противоречий в градостроительном развитии территории как следствие их изоляции.

Результатом взаимодействия поселения и муниципального района будет уточнение подходов к разработке документации территориального планирования. В качестве графической информации в нее должны попасть такие объекты значения муниципального района, которые будут реализованы за счет средств бюджета соответствующего уровня. Выделение бюджетных средств на строительство (реконструкцию) объектов, необходимых муниципальному району, находящихся в границах входящих в его состав поселений и отраженных в схеме территориального планирования района будет опираться на документальную (правовую) основу (например, планы социально-экономического развития муниципального района). В результате схемы территориального планирования приобретают четко определенный правовой статус и выступают в качестве точного инструмента управления территорией. Закрепление в документах территориального планирования муниципального района планируемых объектов капитального строительства поселений обязывает муниципальных должностных лиц и дает определенные гарантии выделения соответствующему поселению субвенций.

Обеспечение баланса интересов муниципального района и входящих в него поселений достигается и посредством фиксации на схеме территориального планирования района ограничений, как вытекающих из документов территориального планирования вышестоящего уровня, так и зафиксированных генеральными планами поселений.

Закрепление в схеме территориального планирования муниципального района вариантов будущего размещения объектов, затрагивающих, например, интересы РФ и влекущие изменение границ объектов и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, одновременно влечет и обсуждение целого комплекса иных вопросов. Например, в случае согласования с Российской Федерацией планируемых изменений границ земель лесного фонда необходимо (кроме внесения изменений в схему территориального планирования РФ) принятие на федеральном уровне ряда нормативных правовых актов.

Необходимо согласование размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, с федеральными, региональными или муниципальными органами. При этом специфика муниципального уровня заключается в том, что «объект капитального строительства местного значения» — это не всегда то же самое, что «объект капитального строительства, находящийся в муниципальной собственности» (на федеральном уровне чаще всего следует именно такой вывод). Отсюда вытекает, что органы местного самоуправления муниципального района вправе планировать на схеме размещение объектов, необходимых для обеспечения нормального функционирования муниципального образования, принадлежащих на праве частной собственности гражданам и юридическим лицам. Критерии наличия (отсутствия) негативного воздействия на окружающую среду федерального, регионального, или местного значения определяются заключением государственной экспертизы проектной документации. В качестве объектов капитального строительства местного значения могут выступать хлебопекарни, объекты придорожного сервиса, лесопилки, объекты по ремонту техники и т.д.

Необходимо отметить, что стратегия ГрК РФ направлена на изменение сложившейся схемы необязательности разработки градостроительной документации. В нормах ГрК РФ предусматриваются весьма жесткие санкции для тех публично-правовых образований и уровней власти, которые будут пытаться саботировать сроки, процедуры и иные требования Кодекса. Типичным примером является запрет на предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности для строительства с 1 января 2010 г. в случае отсутствия правил землепользования и застройки (п. 14 ст. 3 Вводного закона), что парализует деятельность соответствующих органов местного самоуправления[59].

Применительно к рассматриваемой стадии территориального планирования законодателем предусмотрены не менее жесткие временные рамки по разработке данной документации:

а) органы публичной власти в случае отсутствия документов территориального планирования с 1 января 2010 г. теряют возможность принятия решений о резервировании земельных участков. Между тем наличие зарезервированных земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для правомерного отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Следовательно, органы публичной власти теряют один из эффективнейших инструментов планирования развития территории и не смогут, например, создать условия для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта либо зарезервировать земельные участки для создания особо охраняемых природных территорий;

б) органы публичной власти всех уровней с 1 января 2010 г. в случае отсутствия документов территориального планирования ограничены в возможности изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Основания для такого изъятия изложены в ст. 49 ЗК РФ. За исключением случаев выполнения международных обязательств России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), во всех остальных случаях орган публичной власти не может изъять земельный участок для обеспечения публичных интересов, потеряв таким образом еще один инструмент регулирования использования земель.

12.3. Градостроительное зонирование
и его значение в установлении правового режима земель населенных пунктов

Градостроительное зонирование, осуществляемое посредством принятия Правил землепользования и застройки, дополняет и развивает основные направления правового регулирования градостроительной деятельности, обозначенные на стадии территориального планирования, являясь, таким образом, средним звеном в правовом механизме градорегулирования. Это означает, что посредством правил землепользования и застройки осуществляется взаимо­связь двух других групп градостроительной документации: территориального планирования и планировки, а также оказывается регулирующее воздействие на экономическую деятельность правообладателей отдельных объектов недвижимости на территории муниципального образования.

В результате градостроительного зонирования осуществ­ляется разделение территории муниципального образования на различные территориальные зоны (субкатегории) с установлением границ этих зон, каждая из которых наделяется своим, дифференцированным правовым статусом. При этом наряду с установлением некоторых видов стимулирования градостроительной деятельности могут вводиться и определенные ограничения на отдельные виды землепользования. Следовательно, характер градостроительного освоения (реконструкции) территории регулируется посредством как повышения, так и намеренного понижения привлекательности использования отдельных территорий и земельных участков, что также позволяет выявить территории и земельные участки, необходимые для реализации публичных интересов.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Следовательно, территориальная зона — часть территории муниципального образования, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, границы которой определены при зонировании земель в соответствии с градостроительным законодательством. Сведения о территориальных зонах входят в состав сведений государственного кадастра недвижимости (ст. 10).Территориальные зоны являются разновидностью объектов земле­устройства, и в случае изменения их границ проведение земле­устройства является обязательным (ст. 1, 3 Закона о земле­устройстве).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (городского округа), схемой территориального планирования муниципального района; определенных ГрК РФ территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Выделяются следующие виды территориальных зон.

Жилые зоны предназначены для обеспечения комфортабельных и здоровых условий проживания населения на территории муниципального образования. В них допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В составе жилых зон могут выделяться зоны: застройки индивидуальными жилыми домами; застройки малоэтажными жилыми домами; застройки среднеэтажными жилыми домами; застройки многоэтажными жилыми домами; жилой застройки иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В состав общественно-деловых зон могут включаться зоны: делового, общественного и коммерческого назначения; размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; обслуживания объек­тов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов производственно-делового назначения (НИИ с опытными производствами, торговые организации, информационные центры и др.), промышленных (пищевой и легкой промышленности, приборостроения, машиностроения и др.), коммунально-складских (территории ТЭЦ, станции аэрации, электроподстанции, газораспределительные узлы, мусороперерабатывающие заводы, прочие сооружения муниципальной инженерной инфраструктуры, складские сооружения, стоянки машин механической уборки территории), транспортных и инженерных объектов.

Не допускается присутствие производственных зон на территориях общественного и жилого назначения, если они: по классу вредности расположенных в них производств нарушают или могут нарушить своей деятельностью требования экологической безопасности жилых и общественных территорий; по численности занятых противоречат назначению жилых территорий, многофункциональных и специализированных общественных центров; по величине территорий нарушают функционально-планировочную организацию жилых и общественных территорий. В состав рассматриваемых зон могут включаться: коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объек­тов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства, личного подсобного и дачного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон рекреационного назначения обычно входят три категории зон отдыха и открытых зон: зоны, предназначенные для активных видов спорта, физической культуры, туризма и иные зоны отдыха; зоны пассивного отдыха и сохранения природной среды, а также зоны расположения крупных массивов открытых рекреационных пространств (водные и озелененные пространства). В зависимости от специфики муниципального образования, природных и исторических особенностей его формирования может быть выделено большее или меньшее количество зон этой категории. Более строгие требования предъявляют к формированию рекреационных зон особых видов, в частности к историческим ландшафтам и объектам природной защиты. В этих случаях следует дифференцировать территорию таким образом, чтобы функциональное использование территории для занятий спортом, здорового отдыха и прочих видов землепользования, связанных с отдыхом, не нарушало сложившейся рекреационной системы.

К зонам особо охраняемых территорий относятся земельные участки, имеющие особое природоохранное, науч­ное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. Необходимость выделения данной зоны заключается в том, что на территории России располагается 60 963 кладбища, которые занимают площадь 3700 тыс. га. Например, в Московской области, где хоронит и Москва, их 1583. Создание каждого нового кладбища обходится очень дорого. Например, окультуривание 40 га по некоторым оценкам будет стоить 150 млн руб. При этом крематории есть только в семи российских регионах, тогда как в Японии их 2000, США — 1400, Китае — 1300[60].

В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения (ст. 35 ГрК РФ). Указанный перечень территориальных зон не носит исчерпывающего характера. Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные виды территориальных зон.

Для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительный регламент  — совокупность видов разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, которые расположены в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Их реконструкция может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Виды разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства могут измененяться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В случае если их использование продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

Градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне (ст. 37 ГрК РФ). Существуют основные виды разрешенного использования, условно разрешенные и вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к первым двум видам и осуществляемые совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями (за исключением органов публичной власти и созданных ими учреждений) выбираются самостоятельно. Следовательно, если градостроительный регламент предусматривает возможность строительства жилого дома от одного до трех этажей, минимальный отступ от границ участка от 2 до 5 м, а также иные параметры застройки, то именно сам гражданин выбирает в этих пределах те величины, которые его лично устраивают (например, строить дом в два этажа с отступом от края участка 4 м). Данная норма устраняет возможности «усмотрения» должностных лиц органов местного само­управления при выдаче разрешения на строительство в части определения параметров такой застройки. Главной задачей органов публичной власти в свете ГрК РФ является надзор за соблюдением технических регламентов в ходе строительства и проектной документации в процессе строительства.

В механизме правового регулирования институт градостроительного зонирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов земельных и иных правоотношений, поскольку конкретизирует признаки соста­вов административных (и не только) правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в ка­честве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов правоотношений. Состояние таких институтов, как право на благоприятную окружающую среду, ответственность за земельные и иные правонарушения (самовольная постройка и т.д.), зависит от использования земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.

Правовое значение градостроительного зонирования видно на примере следующего дела. Гражданка Б. в своей жалобе в Конституционный Суд РФ оспаривала конституционность ряда положений старого ГрК РФ 1998 г., в том числе ст. 16, абз. 3 ст. 20 и абз. 2 п. 6 ст. 62[61]. На основании названных норм решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 6 февраля 2001 г., оставленным без изменения кассационной и надзорной судебными инстанциями, было отказано в удовлетворении искового заявления Б. об обжаловании отказа Слюдянской районной администрации выдать истице разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в городе Слюдянке (отказ был мотивирован несоответствием строительства жилого дома «разрешенному использованию» данного участка). Рассмотрев данное заявление, Конституционный Суд РФ отметил, что оспариваемые нормы не нарушают конституционных прав заявительницы, а потому данная жалоба не является допустимой.

Кроме того, как следовало из представленных заявительницей материалов, правила застройки в городе Слюдянке Иркутской области не разрабатывались; проектом детальной планировки города предусмотрено долгосрочное резервирование земель под муниципальные нужды — размещение объектов общественно-культурного центра; в соответствии со ст. 83 ЗК РФ земельные участки могут быть изъяты для указанных нужд в установленном законом порядке, в том числе путем выкупа. Фактически, ставя перед Конституционным Судом РФ вопрос о проверке конституционности оспариваемых норм, заявительница выражает несогласие с вынесенными по ее делу актами должностных лиц и судебными решениями. Между тем проверка законности и обоснованности судебных решений и действий должностных лиц требует исследования и оценки фактических обстоятельств дела и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.

12.4. Назначение и виды документации
по планировке территории

Планировка территории — это вид градостроительной деятельности, осуществляемой после разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования (но перед осуществлением гражданами и юридическими лицами процедур инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства) в целях реализации их положений и упорядочения землепользования и застройки в отдельных кварталах, микрорайонах и иных элементах планировочной структуры, определяющих границы застроенных и незастроенных земельных участков (их ограничения и обременения) и находящихся в частной или публичной собственности, а также получаемая в результате градостроительная документация.

Проекты планировки конкретизируют требования правил землепользования и застройки, принимаемых в ходе градостроительного зонирования территории муниципального образования. С 1 января 31 декабря 2012 г. проекты планировки застроенных и незастроенных территорий и проекты межевания (для незастроенных территорий) могут утверждаться только при наличии документов территориального планирования (схем территориального планирования для Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных районов и генеральных планов для городских округов и поселений). До 1 января 2012 г. указанной даты земельные участки из состава публичных земель могут могли предоставляться гражданам и юридическим лицам посредством предварительного согласования мест размещения объектов при отсутствии документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

В ходе осуществления процедуры планировки территории происходит выделение границ микрорайонов, кварталов, устанавливаются красные линии, выделяются территории общего пользования, иные территории, занятые публичными объектами (объектами транспортной, инженерной, иной инфраструктуры). После такой фиксации границ публичных объектов наступает вторая стадия планировки территории, когда производится межевание земельных участков для предоставления гражданам и юридическим лицам.

Проект межевания территории включает в себя несколько разновидностей чертежей межевания территории, на которых отображаются в том числе границы формируемых земельных участков, которые планируется предоставить физическим и юридическим лицам для строительства (например, для малоэтажного строительства), а также границы публичных сервитутов.

В составе проекта межевания (либо в виде отдельного документа) осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков. В таком плане должны указываться: границы участка; границы зон действия публичных сервитутов (если они есть); минимальные отступы от границ участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в том числе информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия (если таковые есть); информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или городского округа по собственной инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков.

После опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе предоставить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Утверждая проект планировки (сам по себе или с включенным в его состав проектом межевания), орган местного самоуправления тем самым признает его соответствие требованиям документов территориального планирования и градостроительного зонирования, техническим регламентам, региональным и местным нормативам градостроительного проектирования. В случае если такая проверка была проведена формально, а правам и законным интересам граждан и юридических лиц впоследствии был причинен вред, последний подлежит возмещению в полном объеме (ст. 59 ГрК РФ).

12.5. Особенности приобретения и прекращения прав
на земельные участки в границах населенных пунктов

Данные особенности заключаются в особом порядке предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для строительства; приватизации земельных участков под приватизированными объектами недвижимости; приобретении в общую собственность земельного участка жильцами многоквартирного дома.

1. Земельный кодекс РФ четко разграничивает две процедуры предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности: для строительства и для целей, не связанных со строительством (например, предоставление земельного участка из фонда перераспределения для ведения крестьянского фермерского хозяйства).

Предоставление земельного участка для строительства в подавляющем большинстве случаев осуществляется именно в границах категории земель населенных пунктов и включает в себя две различные процедуры: предоставление участка с предварительным согласованием мест размещения объекта и без предварительного согласования. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев заключения договора о развитии застроенной территории. Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются на праве аренды, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям), — в постоянное (бессрочное) пользование; религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов включает в себя четыре различные процедуры: общий порядок; в соответствии с договором о развитии застроенной территории; для жилищного строительства; для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В первых трех случаях земельный участок предоставляется в собственность или аренду, а в последнем случае — только в аренду (но с правом последующего приобретения в собственность). Кроме того, предоставление земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства предполагает возложение на арендатора ряда обязательств по такому освоению участка.

Общий порядок проведения торгов предусмотрен ст. 447—449 ГК РФ, ст. 38 ЗК РФ и постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», а ряд дополнений к общему порядку — в ст. 381 и 382 ЗК РФ.

Особенности прекращения прав на земельные участки в границах населенных пунктов обусловлены, во-первых, градостроительной документацией о территориальном планировании и градостроительном зонировании (например, в части изъятия земельного участка для публичных нужд) и, во-вторых, установлением дополнительных оснований принудительного прекращения прав на земельные участки в случае неисполнения обязанностей по комплексному освоению земельного участка (п. 8, 9 ст. 302 ЗК РФ).

2. Выкуп ранее предоставленных на праве аренды или ограниченных вещных правах (праве постоянного бессрочного пользования) земельных участков в границах населенных пунктов собственниками зданий, строений, сооружений. Вводный закон установил Размер такой выкупной цены и сроки заключения договора аренды или выкупа земельного участка до 1 января 2012 г. устанавливает Вводный закон.

Таким образом, Согласно ст. 2 Вводного закона до 1 января 2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

— коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

— коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

— гражданам и некоммерческим организациям, явля­ющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах:

— 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек;

— 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена.

До 1 января 2012 г. Лица, не указанные выше и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавлива­емой субъектами РФ, в населенных пунктах с численностью населения:

— свыше 3 млн человек в размере от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

— от 500 тыс. до 3 млн человек в размере от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

— до 500 тыс. человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от 3- до 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

3. Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке населенных пунктов земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Если такой земельный участок был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него был проведен государственный кадастровый учет, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае же если такой земельный участок не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное им лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие ЖК РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте определение земель населенных пунктов. Чем отличается их правовой режим от режима земель сельскохозяйственного назначения?

2. В чем необходимость проведения территориального планирования? Какие правовые последствия для органов власти наступят в случае, если данная процедура не будет проведена?

3. Что понимается под градостроительным зонированием? Для каких целей оно проводится? Что понимается под градостроительным регламентом?

4. Какие вы знаете территориальные зоны?

5. Назовите основные особенности приобретения и прекращения прав на земельные участки в черте населенных пунктов.

Литература

1. Андрианов, Н. А. О порядке разработки документов градостроительного зонирования территорий поселений / Н. А. Андрианов // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 1.

2. Анисимов, А. П. Проблема сочетания частных и публичных интересов при использовании земель поселений / А. П. Анисимов // Юрист. — 2004. — № 1.

3. Анисимов, А. П. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о правовом режиме земель поселений / А. П. Анисимов // Журнал Российского права. — 2004. — № 4.

4. Анисимов, А. П. Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение / А. П. Анисимов // Право и экономика. — 2004. — № 6.

5. Анисимов, А. П. Новый Градостроительный кодекс Российской Федерации в контексте земельной реформы / А. П. Анисимов // Право и экономика. — 2005. — № 3.

6. Анисимов, А. П. О некоторых концептуальных новеллах Градостроительного кодекса РФ в правовом регулировании земельных отношений / А. П. Анисимов // Аграрное и земельное право. — 2006. — № 3.

7. Анисимов, А. П. Теоретические основы правового режима земель поселений / А. П. Анисимов // Аграрное и земельное право. — 2006. — № 5.

8. Анисимов, А. П. Об участии граждан и их объединений в решении вопросов землепользования и застройки / А. П. Анисимов, Ю. В. Васильчук // Хозяйство и право. — 2008. — № 7.

9. Анисимов, А. П. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития сельских территорий / А. П. Анисимов // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 8.

10. Анисимов, А. П. Градостроительный кодекс Российской Федерации: правовые новации. Постатейный научно-практиче­ский комментарий / А. П. Анисимов, А. Ю. Чикильдина. — М.: Агентство (ЗАО) Библиотечка «Российской газеты», 2009.

7. Анисимов А.П. Гражданско-правовой режим городских лесов // Хозяйство и право. – 2009. - № 11.

11. Бандорин, Л. Е. Территориальное планирование: о проблеме противоречий между ранее утвержденными и позднее утверждаемыми документами территориального планирования / Л. Е. Бандорин, Н. В. Кичигин, Э. К. Трутнев // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2008. — № 7.

12. Беляева, О. А. Формы торгов при предоставлении земельных участков для строительства / О. А. Беляева // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2007. — № 10.

13. Болтанова, Е. Предоставление земельных участков для жилищного строительства / Е. Болтанова // Хозяйство и право. — 2008. — № 6.

11. Буров В.А. Критический очерк о рецепции института территориального зонирования // Аграрное и земельное право. – 2011. - № 5.

12. Волкова Т.В., Гребенников А.И. Правовой порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством: теоретические и практические аспекты // Экологическое право. – 2010. - № 4.

14. Волков, Г. Правовые проблемы предоставления земельных участков для развития застроенных территорий / Г. Волков // Хозяйство и право. — 2008. — № 8.

15. Гальченко, С. А. Межевание земель населенных пунктов в условиях уплотненной застройки / С. А. Гальченко // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2008. — № 5.

15. Гряда Э.А., Кузнецов Д.В. К вопросу об обороте земельных участков в курортных населенных пунктах // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2010. - № 1.

16. Ершов, О. Г. Застройка земельных участков: проблемы применения земельного законодательства / О. Г. Ершов // Право и экономика. — 2008. — № 12.

17. Залесский, В. В. Нужна ли точечная застройка? / В. В. Залесский // Журнал российского права. — 2008. — № 7.

18. Козырь, О. М. Особенности правового режима земель поселений / О. М. Козырь // Экологическое право. — 2005. — № 1.

19. Кузнецов, Д. О проблемах оборота земельных участков курортных населенных пунктов / Д. Кузнецов // Хозяйство и право. — 2007. — № 3.

20. Лукьяненко, Г. В. Понятие развития застроенных территорий / Г. В. Лукьяненко // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 9.

21. Моргунов, Д. Б. Актуальные вопросы сельскохозяйст­венного использования земель населенных пунктов / Д. Б. Моргунов // Журнал российского права. — 2008. — № 10.

22. Нигматуллина, Э. Ф. Градостроительный регламент — как ограничение прав на землю / Э. Ф. Нигматуллина // Бюллетень нотариальной практики. — 2008. — № 6.

21. Нигматуллина Э.Ф. Правовые особенности включения лесных участков в границы населенных пунктов // Журнал российского права. – 2011. - № 2.

23. Поставная, Н. П. Проблемы правового регулирования предоставления земель под городскую застройку / Н. П. Поставная // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 4.

24. Романов, О. А. Проблема оценки и эффективности Правил землепользования и застройки на примере города Санкт-Петербурга / О. А. Романов // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2009. — № 8.

25. Солдатенков, В. В. Изменение границ населенного пункта — правонарушение органов местной власти / В. В. Солдатенков // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 6.

26. Ткачева, И. В. Комплексное освоение или развитие застроенной территории? / И. В. Ткачева // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 12.

26. Чергинская С.В. Проблемы обеспечения прав граждан при предоставлении земельных участков для строительства // Экологическое право. - 2010. - № 1.

27. Шестакова, О. Г. Генеральный план города Москвы: некоторые вопросы правового регулирования и тенденции развития / О. Г Шестакова // Право и политика. — 2009. — № 2.

28. Юрьева Н.В. Зонирование земель сельских населенных пунктов // Аграрное и земельное право. – 2009. - № 12.

29. Юрьева Н.В. К вопросу о сельскохозяйственном использовании земель сельских населенных пунктов // Аграрное и земельное право. – 2011. - № 3.

30. Юрьева Н.В. К вопросу о функциях управления землями сельских населенных пунктов // Аграрное и земельное право. – 2011. - № 4.

 

Глава 13






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных