Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим земель лесного фонда




15.1. Понятие и состав земель лесного фонда

Исключительная значимость леса как природного объек­та обусловливает специальное правовое регулирование лесных отношений ЛК РФ и другими федеральными законами. Как уже отмечалось нами ранее, леса как природный объект произрастают в основном на землях лесного фонда, в связи с чем и происходит выделение соответствующих земель в отдельную категорию, а также на землях иных категорий земель.

Выделяют следующие специфические особенности земель лесного фонда. Во-первых, на них произрастают леса, и лесное законодательство регулирует их использование, охрану, защиту и воспроизводство исходя из представлений о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Данное определение, сформулированное в ст. 5 ЛК РФ, объясняет главную особенность правового режима земель данной категории — он устанавливается лесным, земельным и экологическим законодательством, предусматривающим подчиненность правового режима земель режиму охраны и использования лесов как комплексного природного образования. При этом, в отличие от понимания земли (ст. 1 ЗК РФ), леса являются природным ресурсом и природным объектом, но не объектом недвижимости. Следовательно, произрастающие на лесных участках леса выступают принадлежностью главной вещи — земельного участка — и следуют ее судьбе.

Во-вторых, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (населенных пунктов, обороны и т.д.). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса произрастают. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В составе земель лесного фонда ст. 101 ЗК РФ выделяются две субкатегории с дифференцированным правовым режимом: лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и т.п.).

Следовательно, на лесных участках в составе категории земель лесного фонда располагается только часть лесных ресурсов, причем земли, на которых расположены остальные леса, не изменяют по этой причине свою категорию. Другими словами, иные (кроме как на землях лесного фонда) леса попадают под правовой режим соответствующей категории земель (особо охраняемых природных территорий, населенных пунктов, транспорта и т.д.) и в лучшем случае могут образовывать отдельную субкатегорию земель. Например, к субкатегории земель природоохранного назначения (категория земель особо охраняемых территорий и объектов) относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).

В отличие от земель всех остальных категорий, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Попытки ряда субъектов РФ оспорить конституционность данной нормы не увенчались успехом[70].

Допускается отнесение лесов, произрастающих на землях иных категорий (например, населенных пунктов), и соответствующих лесных участков к иным формам собственности. Независимо от формы публичной собственности на леса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в них и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Ранее данная правовая конструкция, вытекающая из права общего природопользования, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ, называлась публичный лесной сервитут.

Граждане и юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 ЛК РФ (заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений и т.д.), приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43—46 ЛК РФ, принадлежит Российской Федерации. Указанными статьями регулируется использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Таким образом, под землями лесного фонда в юридической науке и законодательстве понимаются земельные территории, находящиеся в федеральной собственности, покрытые лесной растительностью (лесами) и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления, или нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (занятые просеками, дорогами), в том числе: лесные земли — гари, редины, прогалины, лесные питомники с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.; лесные земли, не используемые для лесного хозяйства в границах земель лесного фонда в виде сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища), призванные удовлетворять нужды побочного сельскохозяйственного производства и социально-экономические нужды населения иорганизаций[71].

Субъектами лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Особенности такого участия определяются лесным, земельным, экологическим, гражданским, административным и муниципальным законодательством.

Наиболее юридически значимая классификация лесов, расположенных на землях лесного фонда, подразделяет их по принципу целевого назначения на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высоко­качественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам. Отнесение лесов к резервным и установление их границ осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса. В свою очередь, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подразделяются на леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Ценные леса подразделяются на государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

В защитных, эксплуатационных и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки. К ним относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ. Согласно данной статье в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следует различать основания и порядок перевода земель или земельных участков лесного фонда в другую категорию земель и перевод земель или земельных участков из одной субкатегории в другую в рамках категории земель лесного фонда. Так, особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию заключаются в том, что такой перевод разрешается лишь в случае организации ООПТ; установления или изменения границ населенных пунктов; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ст. 11 Закона о переводе земель из одной категории в другую). Данный перечень сформулирован как исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

15.2. Лесопользование и его виды

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Существуют следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности и т.д. При этом леса могут использоваться для одной или нескольких вышеуказанных целей, если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами (ст. 25 ЛК РФ).

Указанные виды лесопользования могут осуществляться гражданами безвозмездно в порядке общего природопользования либо в ходе ведения предпринимательской деятельности. В последнем случае лесопользователи обязаны зарегистрироваться в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам, а также в аренду, безвозмездное срочное пользование гражданам.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет, а в некоторых случаях (ст. 43—45 ЛК РФ) на срок от 1 года до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, например, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов РФ.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, устанавливается на основе минимального размера платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Порядок проведения таких аукционов определяется ст. 80 ЛК РФ.

15.3. Особенности охраны лесов

Охрана лесов осуществляется посредством целого комплекса правовых мер, куда входят государственный контроль за состоянием, использованием и охраной лесов; организация лесного хозяйства; планирование и выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней леса; установление прав и обязанностей лесопользователей[72].

На наш взгляд, для обеспечения охраны лесов как составной части окружающей среды лесное законодательство предусматривает две основные группы мероприятий. Во-первых, производится разделение лесов на защитные, эксплуатационные и резервные в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значе­нием лесов, их местоположением и выполняемыми функциями. Во-вторых, лесное и экологическое законодательство предусматривают возложение на граждан и юридических лиц, а также органы государственной власти определенных обязанностей по охране лесов, обусловленных целями охраны и защиты лесного фонда и не входящих в него лесов.

Поэтому невыполнение гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесо­хозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В самом общем виде законодатель выделяет три группы лесоохранных мероприятий: охрана лесов от пожаров; от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия; защита от вредных организмов (ст. 51 ЛК РФ).

Так, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освое­ния лесов.

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, производится в соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений».

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); установление санитарных требований к использованию лесов.

В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг).

В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами выполняется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения. Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ, может запрещаться деятельность, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

Таким образом, охрана и защита лесов производятся с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятий «лес» и «лесной фонд». Какие леса не входят в лесной фонд?

2. Назовите субъекты и объекты лесных отношений. Для каких нужд могут предоставляться участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам и на каких правах?

3. В чем заключается необходимость выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов? Каковы особенности их правового режима?

4. Назовите основные направления охраны лесов.

Литература

1. Ахмадгазизов, И. С. Вещные права на лесные участки по новому Лесному кодексу РФ / И. С. Ахмадгазизов // Бюллетень нотариальной практики. — 2007. — № 5.

2. Быковский, В. К. Договор аренды лесного участка как правовая форма осуществления предпринимательской деятельности по использованию лесов / В. К. Быковский // Предпринимательское право. — 2008. — № 2.

3. Галишин, Э. У. Необходимость сохранения и совершенствования института аренды участков лесного фонда / Э. У. Галишин // Законодательство и экономика. — 2006. — № 5.

4. Зиновьева, О. А. Обзор изменений законодательства, касающихся понятия и правового режима земель лесного фонда / О. А. Зиновьева // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 9.

5. Инякина, М. М. Охрана земель лесного фонда / М. М. Инякина // Аграрное и земельное право. — 2006. — № 3.

6. Кузнецова, О. В. Предоставление в аренду земельных участков лесного фонда: проблемы реализации / О. В. Кузнецова // Право и экономика. — 2008. — № 12.

7. Малая Т.Н. Правовой режим лесных участков // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2011. - № 4.

7. Понамарев, О. В. Правовое регулирование перевода лесных земель в земли иных категорий / О. В. Понамарев // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2006. — № 11.

8. Шуплецова, Ю. И. Лесной кодекс Российской Федерации: новеллы и проблемы / Ю. И. Шуплецова // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2007. — № 10.

9. Шуплецова, Ю. И. Некоторые вопросы аренды лесных участков / Ю. И. Шуплецова // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2009. — № 4.

10. Шуплецова Ю.И. Правовой режим земель лесного фонда // Аграрное и земельное право. – 2009. - № 10.

 

Глава 16






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных