ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
Начну также с личного примера: раз уж он есть. Давно это было… Захожу я в большой магазин – почти супермаркет, но поменьше, и касс в нем – несколько. И слышу истошные вопли: «Держите его, вот он, вот он!», и на меня по одному из коридоров между полками с продуктами несется парень грязно-цыганской внешности с каким-то кульком. Я совершенно автоматически (как-то бессознательно) хватаю магазинную тачку (в которую покупатели складывают продукты) и как таран разгоняюсь ею в парня. Но он успевает вырваться из коридора, резко отпрыгивает в сторону, огибает меня и благополучно выскакивает из магазина… То есть я спонтанно предпринял попытку «задержать лицо, совершившее преступление».
Итак, разрешено причинение вреда лицу, совершившему преступление, в ходе его задержания. Сразу же имейте в виду, что речь идет не о том, что какие-то там сотрудники правоохранительных органов кого-то задерживают, они тут вообще ни при чем, я говорю обо всех вообще. Каждый человек имеет полное право самостоятельно взять и задержать другого человека, совершившего преступление! И в процессе он, конечно же, может причинить ему вред. И это нормально. Читаем Кодекс (статья 38): Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
Чем же это отличается от необходимой обороны? Тем, что, во‑первых, посягающий преступление УЖЕ совершил и, во‑вторых, посягающий именно задерживается. При необходимой обороне цель – предотвращение преступления или последствий от него, а тут цель – задержание (задержание именно для доставления органам власти, а не для самосуда), когда преступление совершено (оно может быть еще не закончено, но оно однозначно уже начато). И еще одно отличие: при необходимой обороне у обороняющегося часто есть выбор наносить преступнику вред или не наносить (можно просто скрыться), а при задержании выбора нет: задержать уговорами или мольбами нельзя, очевидно, что надо предпринимать действия, которые могут нанести злоумышленнику вред.
Далее из Кодекса: Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Все понятно. Обратить внимание следует на то, что превышение мер, необходимых для задержания, влечет уголовную ответственность только в тех случаях, когда вред задерживаемому был причинен УМЫШЛЕННО. Если же вы задерживали злоумышленника и сломали ему руку НЕЧАЯННО, то наказаны не будете.
Пример из жизни. Ночь. Склад. Тихо. Спит сторож. Везде включен свет. Несколько воришек пробрались и крадутся. Тихо, чтобы не разбудить сторожа, начинают складывать товары в мешки. Кто-то задевает какую-то бутылку, она падает на бетонный пол и разбивается. Все резко немеют, застывают и прислушиваются. Сторож просыпается, встает, заглядывает в один из проемов, а там – немая сцена. Ну, дед и завопил: «Караул! Грабят!» Воришки – тикать. Охранник хватает ружье и – за ними. Видя, что никого уже не догонит, он стреляет в воздух, а потом – куда-то в конец проема, «по ногам» – так, для порядку. Однако он чудом попадает в одного из них (причинил вред здоровью средней тяжести)… В итоге в возбуждении уголовного дела отказано, то есть признано, что у сторожа было, да, было право выстрелить… Злоумышленники-то проникли на склад? Проникли. Стали совершать преступление – кражу? Стали. Сторож выстрелил ведь не забавы ради, а с целью задержания? Да, при задержании лиц, совершивших преступление. Все сходится.
В ситуации задержания важно понимать, что: задерживаемый действительно совершил преступление (в вышеприведенном мною примере со мной я на самом деле достоверно этого не знал); вред, причиненный злоумышленнику при задержании, не обязательно должен быть как-то равен тому вреду, который причинил злоумышленник своим преступлением, он может быть и больше (в этом – большое отличие от «необходимой обороны»); если злоумышленник сдается, то причинять ему вред не имеет смысла, а если он причиняется, то в итоге суд может это признать «превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».
Ответственность за превышение мер, необходимых для задержания (из статьи 114): Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
То, что написано в Кодексе, ВСЕГДА следует понимать буквально. В вышеприведенном примере сторож тоже причинил задерживаемому вред здоровью средней тяжести, но он сделал это БЕЗ превышения мер, необходимых для задержания. Вот если бы он закричал «Стоять!», все остановились бы, и тогда он выстрелил бы в неубегающих людей – это было бы превышением этих самых «необходимых мер» и он нес бы ответственность по вышеприведенной статье…
И еще (из статьи 108): Убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|