Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения




Действующий Закон о банкротстве не включает ранее действовавшую статью "Последствия введения наблюдения", но включил новую статью "Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения" (ст. 64), которая установила следующее.

1. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. п. 2 и 3 ст. 64 Закона N 127-ФЗ.

2. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме (за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом), сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

о заключении договоров простого товарищества.

4. Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

5. Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Значимость данной статьи заключается в следующем:

- введение наблюдения не может явиться основанием для отстранения руководителя и других органов управления должника от осуществления должностных обязанностей, но при их выполнении необходимо соблюдать требования п. п. 2 и 3 ст. 64 Закона о банкротстве;

- в течение 10 дней руководитель должника в обязательном порядке должен обратиться ко всем заинтересованным лицам с предложением о проведении общего собрания, на котором рассмотреть вопросы о мерах, необходимых для обеспечения выполнения требований Закона о банкротстве;

- предоставлено право должнику решить вопрос в установленном порядке об увеличении своего уставного капитала за счет дополнительных вкладов не только учредителей (участников), но и за счет других физических и юридических лиц.

9. Правовой статус временного управляющего.

 

Временный управляющий вправе:

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 Закона о банкротстве;

- заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

- принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 Закона о банкротстве;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;

- осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.

Временный управляющий обязан:

- принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

- проводить анализ финансового состояния должника;

- выявлять кредиторов должника;

- вести реестр требований кредиторов;

- уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

- созывать и проводить первое собрание кредиторов.

 

10. Финансовое оздоровление.

В ходе наблюдения должник по решению учредителей или органа, уполномоченного собственником имущества унитарного предприятия, либо учредители должника, собственник имущества унитарного предприятия или третье лицо могут обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов должно содержать сведения о предполагаемом обеспечении исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, а также предлагаемый срок финансового оздоровления.

К решению должны быть приложены:

• план финансового оздоровления;

• график погашения задолженности;

• протокол общего собрания учредителей с перечнем учредителей, голосовавших за обращение с ходатайством о введении финансового оздоровления, или решение органа, уполномоченного собственником имущества унитарного предприятия.

В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение должником обязательств согласно графику погашения задолженности может быть обеспечено залогом, банковской, государственной или муниципальной гарантией либо поручительством и не может обеспечиваться удержанием, задатком или неустойкой.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет на основании решения собрания кредиторов, при этом арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления указывается срок финансового оздоровления и утвержденный судом график погашения задолженности.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• кредиторы могут предъявлять свои требования (за исключением текущих платежей) только в порядке, определенном законодательством о банкротстве;

• аресты на имущество и другие ограничения в распоряжении имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

• приостанавливается, за рядом исключений, осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам;

• не допускаются удовлетворение требований учредителя о выделе доли в имуществе в связи с выходом из состава учредителей, выкуп или приобретение должником размещенных акций, изъятие собственником имущества унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества, выплата дивидендов по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям, распределение прибыли между учредителями.

Кроме того, запрещается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречных требований, предоставление отступного, если в этих случаях нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов, и перестают начисляться неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции.

Органы управления предприятия, на котором введено финансовое оздоровление, могут продолжить осуществлять свои полномочия, но с рядом ограничений. Например, запрещается без согласия собрания или комитета кредиторов совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых имеется заинтересованность или они влекут за собой выдачу займов, кредитов, поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом. Также запрещено без согласия собрания (комитета) кредиторов приобретать, отчуждать имущество, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов предприятия, и совершать сделки, которые могут повлечь возникновение новых обязательств должника, если размер обязательств, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Руководителю предприятия-должника запрещено совершать без согласия административного управляющего сделки, которые могут повлечь увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% от всей суммы требований кредиторов, включенных в реестр, связанные с приобретением или отчуждением имущества предприятия, получение кредитов или займов, а также уступку прав требования или перевод долга.

Если сделки совершены органами управления предприятия с нарушением указанных запретов, они могут быть признаны недействительными.

Руководитель должника может быть отстранен арбитражным судом по ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

В случае, если отсутствует обеспечение исполнения должником обязательств по графику погашения задолженности, учредителями или собственником имущества унитарного предприятия разрабатывается план финансового оздоровления, который утверждается собранием кредиторов.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями или собственником имущества должника – унитарного предприятия, а при наличии обеспечения – лицами предоставившими такое обеспечение, и утверждается арбитражным судом.

Согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) график погашения задолженности должен предусматривать пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной законодательством о банкротстве, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

В график погашения задолженности могут вноситься изменения. Для этого учредители или собственник имущества унитарного предприятия либо лица, предоставившие обеспечение, должны обратиться с ходатайством к собранию кредиторов.

Если размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления и включенных в реестр требований, превышает более чем на 20% размер требований, предусмотренных графиком погашения задолженности, административный управляющий должен созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности.

В случае принятия решения о внесении изменений в график собрание кредиторов обращается в арбитражный суд с ходатайством об утверждении внесенных в график изменений либо с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления, если собрание кредиторов отказалось вносить изменения в график погашения задолженности.

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Арбитражный суд при этом выносит определение о прекращении производства по делу.

Если должник не смог представить в арбитражный суд соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с составленным графиком погашения задолженности или неоднократно, или на срок более 15 дней нарушил сроки удовлетворения требований кредиторов, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое может принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

• определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

• определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

11. Значение первого собрания кредиторов.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из конкурсных кредиторов, комитет кредиторов или уполномоченных органов может потребовать организовать и провести первое собрание кредиторов. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий должен организовать и провести первое собрание кредиторов не позднее чем в течение трех недель с даты получения требования о проведении собрания кредиторов.

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе о банкротстве однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

- для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов,

- участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Поэтому важно учитывать оба положения статьи 72 в системном толковании со статьёй 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, рассмотрены арбитражным судом.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). К ним относятся: руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных во второй группе лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о проведении первого собрания кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства.

Согласно ст. 73 закона о банкротстве к компетенции первого собрания кредиторов относятся:

– принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

– принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

– принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

– образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;

– определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

– определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;

– выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

– решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Кроме того, первое собрание кредиторов, принявшее решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления или признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, вправе сформулировать дополнительные требования к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего и направить в саморегулируемую организацию запрос о представлении кандидатур таких управляющих.

Закон о банкротстве предъявляет определённые требования к решениям первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Так, согласно ст. 74 Закона о банкротстве:

– решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;

– решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;

– в решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый срок конкурсного производства;

– решение первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Закона о банкротстве.

В случае если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Двадцатидневный срок подачи заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным, установленный абзацами вторым и третьим пункта 4 статьи 15, является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила главы 12 Гражданского кодекса РФ (пункт 1 Информационного письма ВАС РФ от 26.07.2005 № 93).

В заключение хотелось бы заметить, что арбитражным управляющим следует с должным вниманием отнестись к подготовке и проведению собрания кредиторов. Ведь при грамотном подходе к делу можно предопределить то или иное решение собрания кредиторов, используя различные организационные и психологические аспекты проведения собрания.

Следует учесть, что арбитражные суды предпочитают принимать решения, утвержденные собранием кредиторов. Поэтому протокол собрания кредиторов, имеющийся в деле, – это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения (определения).

12. План проведения финансового оздоровления и график погашения задолженности.

1. План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. План финансового оздоровления должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

3. Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 19.07.2009 N 195-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае введения финансового оздоровления в порядке, установленном пунктами 2 или 3 статьи 75 настоящего Федерального закона, график погашения задолженности должен отвечать требованиям статьи 75 настоящего Федерального закона.

КонсультантПлюс: примечание.

До внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах и (или) бюджетное законодательство правило пропорционального удовлетворения требований, предусмотренное пунктом 4, распространяется только на требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченных органов по денежным обязательствам (пункт 8статьи 231 данного Закона).

4. Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

5. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных