Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Советская психология послевоенного периода




 

Во второй половине 30-х начале 40-х годов в отечественной психологии наметилась тенденция теоретической консолидации. Психологи различных направлений все более стали объединяться деятельностной концепцией психики. Специфика труда и деятельности как особой формы взаимоотношения людей с предметным миром стала прообразом разработки марксистски ориентированной психологии в советской России. Дальнейшее свое развитие принцип деятельности получил в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Существенная концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889 - 1960) в его фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989). Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика и деятельность едины - психика формируется и проявляется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, системами операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида. Всеобщим проявлением психологического детерминизма является то, что внешние причины действуют через внутренние условия. Все психические проявления следует понимать как процессы - саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты - психические образы, понятия, принятие решений, регуляционные акты. Психические процессы (в том числе и мышление) развиваются как деятельность субъекта с объектом, как система операций, обусловленная личностной мотивацией и способностью индивида.

Наиболее полнокатегория деятельности в психологии разработана известным советским психологом, основателем психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903 - 1979). Он разрабатывал психологическую теорию деятельности, исследуя ее развитие в фило- и онтогенезе. («Проблемы развития психики», 1959). В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие, ее компонентов - мотивов, целей и условий, а в структуре сознания - иерархию системообразующих его компонентов - систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев выделил в качестве базовой структуры личности («Деятельность, сознание, личность», 1975).

Разработанные в этот период общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психологии. Центральным для этой теории является положение о том, что «всеобщими формами психического развития детей выступают их обучение и воспитание, в которых выражается сотрудничество взрослых и детей, направленное на присвоение ими богатств материальной и духовной культуры, выработанных человечеством»[3].

В развитии общественных и естественных наук в России в послевоенный период можно выделить также и критические точки развития или же деградации, определивших дальнейшее движение мысли ученых. В 1950 году произошел второй «великий перелом» в развитии психологической науки (первый следует отнести к 1936 году, когда были разгромлены педология и психотехника. Второй «перелом» осуществила Объединенная научная сессия АН и АМН СССР, посвященная учению И.П. Павлова. В дальнейшем ей присвоили имя «павловской».

Сессия с самого начала приобрела антипсихологический характер. Идея, согласно которой психология должна быть заменена физиологией высшей нервной деятельности, а стало быть, ликвидирована, в это время не только носилась в воздухе, но и уже материализовалась. Психологию обвинили в игнорировании диалектического материализма.

Для психологов на этой «павловской» сессии другого выбора не оставалось, как признать приоритетность физиологии ВНД перед психологией. Нельзя отрицать, что психология фактически привязывалась к колеснице победительницы - физиологии ВНД. Однако цель оправдывала средства. На сессии психология отстаивала свое право на существование, которое оказалось под смертельной угрозой.

На протяжении долгого времени сохранялся миф о якобы благотворном влиянии «павловской» сессии на развитие психологической науки. Историю психологии делили всего лишь на два периода: «допавловский» (до 1950 г.) и «павловский». Где-то с середины пятидесятых годов, в особенности после ХХ съезда, положение стало меняться: крайности антипсихологизма времен «павловской» сессии явно начали преодолеваться.

Последствия «павловской» сессии имели в основном негативный характер. Вынужденное следование «компетентным» рекомендациям «павловской» сессии предельно сузило рамки психологического исследования, сводя их главным образом к единственно разрешенной проблематике - «психика и мозг». И хотя некоторое число психологов (к примеру, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов и другие) и в самом деле обогатили психофизиологию значительными работами, основная масса психологов занималась наполнением своих сочинений к месту и не к месту ссылками на Павлова.

Помимо ближайших последствий «павловской» сессии существовали и отдаленные, которые резонируют в сегодняшнем дне психологической науки. Больше всего это затронуло три отрасли психологии: социальную психологию, психологию личности и педагогическую психологию.

Так до начала 60-х годов сам термин «социальная психология» имел одиозный характер, фактически не употреблялся, а если использовался, то только применительно к западной «буржуазной» психологии.

Не в менее тяжелом положении на ряд лет оказалась психология личности. Само собой разумеется, что в годы сталинизма возможности объективного изучения целостной личности были предельно сужены. Модель нового «советского человека» создавалась исключительно умозрительным путем, при декларировании того, что ему «жить стало лучше, жить стало веселее».

После «павловской» сессии был определен предмет исследования личности; им послужили индивидуальные психофизиологические свойства нервной системы человека - дифференциальная психофизиология. Здесь действительно успехи оказалисъ значительными, и вклад в науку, бесспорно, велик. Отправляясь от работ И.П. Павлова о типах ВНД, Б.М. Теплову и его ученику и сотруднику В.Д. Небылицыну удалось углубить понимание природы темперамента.

Рефлексологический, точнее, неорефлексологический, подход на протяжении двух десятилетий доминировал и в педагогической психологии, которую многие исследователи пытались строить на основе условных рефлексов или временных связей. Это вызвало возрождение господствовавших в психологии ХIХ века теорий, сводивших обучение и усвоение к ассоциациям. А у нас такой подход считался в 50-е годы ХХ века прогрессивным и плодотворным только потому, что декларировался в качестве воплощения идей И.П. Павлова в психологии. Теории обучения сводились к примату заучивания, механического запоминания и воспроизведения, новые же подходы, к примеру, теория содержательного обобщения В.В. Давыдова, с трудом прокладывали себе дорогу в школу, встречая сопротивление приверженцев «павловской психологии».

Административный произвол лишал науку творческого начала. Психология подвергалась обездушиванию в этот период дважды. Во-первых, вместе со многими науками в годы «великих переломов». Интенсивно развивавшуюся в двадцатые годы, ее буквально срезали на взлете. Психология начала терять самостоятельность, постепенно превращаясь в сателлита педагогики, а затем и физиологии.

Во-вторых, обездушивание психологической науки имело свойственную ей особенность - утрачивалась возможность увидеть и изучить личность человека в ее живой многосложности и неоднозначности. Это вело лишь к стерилизации науки, сворачиванию ее научной проблематики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных