ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 7. ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 1 страницаПлан: /. Истоки и предпосылки культуры эпохи Возрождения. 2. Реформация и генезис светской культуры. 3. Особенности формирования национальных культур. 4. "Смерть Бога"и секуляризация. I Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период приблизительно с XIV в. по начало XVII в. Эпоха, начавшаяся в городах Италии, получила такое название потому, что ее духовные вожди понимали ее как возвращение к античным ценностям, как возрождение греческой и римской античности. Но, как известно, самосознание эпохи почти всегда видит и понимает ее сущность иначе, чем это обнаруживается по прошествии некоторого времени. Эпоха Возрождения в этом отношении не является исключением. Ее реальное содержание свидетельствует о том, что происходило отнюдь не повторение некогда существовавших образцов культуры, а создание новых форм жизни и новой системы ценностей. Сами творцы культуры эпохи Возрождения относились к своей эпохе положительно, и даже, пожалуй, восторженно. Это восприятие было усвоено и последующими исследователями, которые противопоставляли Возрождение, в качестве сугубо творческой, раскрепощающей силы человека эпохи, мракобесию средневековья. За активными деятелями Возрождения закрепилась даже характеристика "титан", что должно было указывать на разносторонность и мощь ренессанской культуры. Это, и действительно, было так—достаточно указать только на некоторые имена, ныне хорошо известные каждому образованному человеку, — Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Джордано Бруно. Возрождение было временем ярких, неординарных индивидуальностей, но культ творческой личности с самого начала предполагал ее полную свободу в смысле независимости от каких-либо общезначимых норм и ценностей. Личность рассматривает саму себя в качестве критерия оценки собственного поведения. В целом эта ситуация неоригинальна и напоминает релятивизм и скептицизм, присущий древнегреческой софистике. "Титанизм" приводил не только к небывалому подъему творческой активности, но и к небывалой распущенности. Известно, например, что в итальянских городах проживали тысячи проституток, монастыри часто превращались в средоточие разврата, незаконные дети стали обычным явлением. Убийства, отравления, грабежи были привычной, повседневной реальностью. Любопытно и то, что именно в эпоху Ренессанса резко активизируется деятельность инквизиции. Личность, освободившаяся (или воображающая себя свободной) от всех общезначимых норм, реализо-вывала себя отнюдь не только в творческой активности, но и в неслыханных и изощренно жестоких преступлениях, предавалась авантюрам, интригам, порокам и извращениям. Все это — и расцвет творческой активности, и моральное разложение — две стороны одной медали, и связана такая двойственность с особым пониманием человека. Действительно, престиж эпохи основывается на ее гуманизме. Сам термин восходит к римскому мыслителю, политическому и общественному деятелю Цицерону, использовавшему слово Нитатш (человечность, человеколюбие), для того чтобы не только подчеркнуть и возвысить человеческое начало как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, но и перенести эту культуру на римскую почву. К концу средневековья происходит во многом аналогичный процесс, и человек превращается в высшую ценность. Разумеется, это был совсем не древнегреческий гуманизм в том его виде, как он был описан в предыдущих лекциях. Ренессансный гуманизм получил свое название из-за того, что мыслители эпохи обратились от изучения сферы "божественного" (зйиНа а"Шпа) к исследованию сферы "человеческого" ($ШсНа Нитапа). Более того, человек становится буквально центром мироздания, и речь должна идти об антропоцентризме эпохи Возрождения. ■ Определенную роль в изменениях культурных ориентиров сыграли крестовые походы. Связи с Востоком возвысили роль итальянских городов в качестве посреднических центров. Очень скоро в этих городах произошла социальная поляризация: появляется сравнительно небольшое число очень богатых купеческих семей и происходит обнищание большей части основного населения. Связи с новыми странами и народами существенно расширяют кругозор горожан и порождают не меньшие соблазны, чем и невиданное доселе богатство. Культура итальянских городов не устояла перед сильными искушениями, и постепенно появляется стремление к роскоши, к различного рода изыскам в обстановке и повседневном обиходе. А это все дальше уводило от потусторонних идеалов средневековья, заставляло придавать большее значение посюстороннему, живому миру, открывающемуся через посредство органов чувств. Поэтому и человек понимается, прежде всего, как существо природное, а недуховное. НА Бердяев справедливо отмечал, что "Ренессанс есть не что иное, как обращение человека к природе и обращение его к античности. Это обращение к природным основам человеческой жизни, это раскрывание творческих сил в природной сфере создает подпочву гуманизма. Гуманистическое сознание, которое было порождено этим двояким обращением к античности и к природе, это гуманистическое сознание повернуло" человека от духовного человека к природному человеку. Оно развязало природные человеческие силы и вместе с тем разорвало связь с Духовным центром, оторвало природного человека от духовного человека" [Бердяев (II), 1990, с. 103]. Поэтому особенности ренессансного гуманизма и ренессанс-ной культуры в целом могут быть правильно осмыслены только при учете того, что фоном соответствующих событий и процессов в культуре является христианство. Именно от христианства отталкивался Ренессанс, именно от него он находился в негативной зависимости. Ведь гуманизм (во всяком случае, на первых порах) обнаруживает стремление согласовать "земные" и "небесные" цели. "Небесные" цели никогда не исчезают из сознания полностью, становясь для гуманистов эпохи Возрождения предметом ожесточенного отрицания. Но они не могли остановиться только на отрицании; средневековым традициям должно было быть противопоставлено что-то положительное. Этим положительным и становится классическая древность. Далеко не случайно, что родиной Возрождения и гуманистического движения стала Италия. К концу средневековья она «пметно опередила в своем развитии остальные страны Западной Европы. Кроме того, итальянцы правомерно считали себя пря-
мыми наследниками культуры Древнего Рима, впитавшей и достижения древнегреческой культуры. Поэтому возвращение к собственному прошлому воспринималось как нечто естественное. И этому не помешало даже сложное политическое положение Италии. Дело в том, что вследствие непрекращающейся борьбы между императорами и папами в Италии не возникло какого-либо устойчивого национального центра, и единого государства не существовало. Политическая раздробленность Италии резко контрастировала с централизованными Англией и Францией. Только на севере Италии можно было заметить попытки к созданию более или менее значительных политических образований. ' Положение городов северной Италии было двойственным. С одной стороны, они находились под властью императоров. Но власть эта была весьма условной. Будущие императоры для получения императорского титула должны были совершать поездки в Рим, во время которых они и проезжали через города северной Италии. Но сама Италия во многом сохраняла ориентацию на ценности и образцы греческой и византийской культур. Поэтому признание власти императоров выражалось городами северной Италии почти исключительно в уплате соответствующих налогов. Естественно, что столкновение различных политических интересов привело к открытому конфликту. Сторонники императора и его власти, гибеллины, ожесточенно боролись против сторонников папы, гвельфов. Нелишне напомнить, что национальные государства к этому времени еще не возникли, равно как не было и западной традиции права. И то, и другое возникает из борьбы между папой и императорами. Для Италии огромную роль сыграл перевес папы в этой борьбе, что привело к образованию первых образцов светского государства. Папой и некоторыми кардиналами Италия была объявлена "церковной" территорией, и выдвигалось требование, чтобы императоры отказались от своей власти над ней. Папа к 1200 г. начинает претендовать на роль единственного представителя национальных интересов, и практическое осуществление этих замыслов стало задачей городов северной Италии. Авторитет папы стал для них средством избавиться от власти императоров и одновременно условием понимания себя в качестве части христианского мира (благодаря связи с Римом). Но в результате этой борьбы горожане освободились и от власти папы. Каждый город получил свою территорию, которая не управлялась непосредственно ни императором, ни папой. Сделавшись независимыми от власти императоров, северные итальянские города порывали с родовым правом германских и франкских племен, с присущей родо-племенным отношениям кровной местью, с миром рыцарей и монастырей, со всей западноевропейской средневековой культурой. Территория городов находилась под защитой Церкви, но управлялась светской властью. Чтобы быть светской, она должна была стать независимой и от средневековых правовых норм, и от церковного освящения. Это достигается тем, что власть ограничивается определенными временными рамками. Она предоставляется теперь только на время (обычно, не больше года, но были случаи, когда властные полномочия предоставлялись лишь на несколько дней). Так под зашитой папской власти и папского авторитета возникает демократическая светская власть. Все священное и религиозное считается относящимся к "ведомству" Церкви, а горожанам предоставляется свобода мысли, чувства и поведения. Даже папа приобретает теперь свое собственное государство — Ватикан. Так победа Церкви в борьбе между Церковью и Государством парадоксальным образом привела к появлению городов-республик и раскрепощению личности. Без этого Ренессанс был бы невозможен. Первым представителем возрожденческого гуманизма считается великий средневековый поэт Данте Алигьери (1265 —1321), родившийся и проживший первую половину жизни во Флоренции, но проведший вторую половину жизни в изгнании, в скитаниях и лишениях по политическим причинам. Среди его многочисленных произведений наиболее известно монументальное произведение "Божественная комедия". Поэма была написана на общедоступном итальянском языке и отражала переходный характер мировоззрения Данте, для которого важны не только возрожденческие идеалы, но и ценности средневековой культуры. Другим представителем раннего ренессансного гуманизма был Фран-ческо Петрарка (1304 — 1374). Наиболее известны его сонеты, посвященные его возлюбленной Лауре, в которых воспевается не идеальная, а обычная человеческая любовь и земная женская красота. На первом месте в поэзии Петрарки — сокровенные переживания человеческой души. Еще один итальянский гуманист, Джованни Бокаччо (1313 — 1375), известен, прежде всего, благо- даря произведению "Декамерон" ("Десятидневник") — своеобразной энциклопедии итальянской жизни того времени, для которой характерно особое внимание к чувственной человеческой природе. Велики достижения эпохи Возрождения в искусстве, прежде всего в живописи и скульптуре. Здесь следует назвать такие имена, как Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Рафаэль Санти (1483 - 1520), Микеланджело (1475 ~- 1564), Тициан (1476 -1576), Паоло Веронезе (1528 —1588). Разумеется, представители ренессансного искусства были не только в Италии, и здесь нельзя не упомянуть немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471 — 1528), французского скульптора Жана Гужона (ок. 1510 — ок. 1568), голландского художника Питера Брейгеля (ум. в 1569 г.). Нельзя в этом перечислении обойтись и без упоминания таких имен, как французский писатель Франсуа Рабле (1494 — 1553), английский гуманист Томас Мор (1478 — 1535) и голландский гуманист Эразм Роттердамский (1469 — 1536). И это далеко не полный список. Велик вклад эпохи Возрождения и в становление новоевропейской науки. В искусстве воспевалась и чуть Ли не обожествлялась чувственная человеческая телесность. В науке главная роль принадлежала личности в качестве носителя разума, самого принципа рациональности. По сути дела, единственным источником достоверности знания начинает считаться человеческая субъективность как источник творческого конструирования. При этом ренессансная наука шла рука об руку с ренессансной философией. Антропоцентризм в культуре Возрождения оказывается тесно связанным с пантеизмом, и философия превращается в философию природы, натурфилософию. Научные прозрения очень часто соседствовали с мистическими умонастроениями. Среди ученых этой эпохи можно назвать Николая Кузанского (1401 — 1464), создателя гелиоцентрической системы мира Николая Коперника (1473 — 1543), Джордано Бруно (1548 — 1600) и Галилео Галилея (1564 — 1642). Именно Галилео Галилей считается основателем экспериментального естествознания. Он же первый начал систематически использовать математические методы в исследовании природных процессов. По-новому ренессансные мыслители понимали и сущность общественных процессов. Здесь следует назвать Никколо Макиа- велли (1469 — 1527), автора знаменитого трактата "Государь", в котором возвеличивалось государство в качестве высшего проявления человеческого духа. Широко распространились и по-разному оценивались суждения Макиавелли о том, что государь имеет право не считаться с принципами морали для достижения политических целей. Пытаясь выявить типологические черты ренессансной культуры, мы должны начать с указания на принципиальную важность этой задачи. Дело в том, что именно в эту эпоху складываются основные принципы, на которых будет основана последующая новоевропейская культура. Более того, отзвуки противоречий, сформировавшихся в эпоху Возрождения, во многом определяют облик современной европейской (и не только европейской) культуры. Нельзя опять не согласиться с Н.А. Бердяевым, сказавшим, что "гуманизм представляет собой закваску новой истории". "Понять новый гуманистический дух, — считает он, — значит понять всю судьбу человека в новой истории, понять неотвратимость тех испытаний, которые человек переживает в новой истории, до нашего времени, осмыслить и объяснить эти испытания" [Бердяев (II), 1990, с. 108]. Важно подчеркнуть, что именно с эпохи Ренессанса начинается история светского (профанного) гуманизма. Человек рассматривается в качестве высшей ценности и отрывается от Бога. Более того, в такой "системе координат" появляются постоянные поползновения поставить человека на место Бога. Ведь ренессан-сный гуманизм и возникает как бунт против порабощающих человека сил, в конечном счете — против самого Бога. В этом смысле вполне правильно говорить о богоборческих тенденциях эпохи Возрождения. В ренессансной гуманизме этот бунт вписывается в рамки пантеистического мировоззрения, и граница между Творцом и творением отрицается. Речь шла о том, чтобы понять человеческую личность в качестве некоторого независимого, автономного, самодостаточного бытия. Но в итоге это привело к тому, что религиозная вера вступает в противоречие с верой в человека в качестве чисто природного существа. Если это действительно так, то человеку в его своеволии не поставлено никаких пределов, и происходит возвращение к языческому обожествлению человеком его собственной воли. Естественно, что тогда главными мотивами человеческого поведения должны быть признаны эгоизм и инстинкт самосохранения. Тем самым высшие формы человеческой жизнедеятельности сводятся к низшим ее формам. Но это принижение самой сущности человека вступает тогда в противоречие с культом все того же человека. Если человек считается биологическим существом, и все проявления его духа могут (и должны) быть в конечном счете сведены к чисто биологическим инстинктам, то почему лучше поклоняться ему, а не Богу? И поскольку этот биологически понятый человек становится новым Богом, то это означает и снижение образа самого Бога. Поэтому, если пользоваться традиционной терминологией, можно сказать, что языческое обожествление человека в качестве части природы приводит к человекобожию (в отличие от богочеловечгства христианства), т. е. к некоторой разновидности идолопоклонства. Вся новоевропейская философия (за редкими исключениями) начинает после Ренессанса двигаться в этой колее натуралистической антропологии. Дарвинизм, марксизм, ницшеанство, фрейдизм оказываются лишь этапами на пути этого движения умов. Как не без горького сарказма писал о. Сергий Булгаков, имея в виду, прежде всего, роковую фигуру в европейской философии, Людвига Фейербаха, доведшего профанный ренессансный гуманизм до кристальной ясности: «Антропо-теизм, или, по русскому выражению Достоевского, человекобожие, может иметь своим объектом или отдельных избранников или весь человеческий род, быть аристократическим, олигархическим и даже эгоистическим ("эготизм") или же демократическим, распространяясь на весь человеческий род. Именно таким демократическим обожествлением человеческого рода в целом характеризуется мировоззрение Фейербаха. Ното потМ йеш е$1 у него надо перевести так: человеческий род есть бог для отдельного человека, вид есть бог для индивида» (Булгаков, 1993, т. 2, с. 176). Поэтому неважно, что конкретно обожествляется — человеческая личность или весь человеческий род. Важно, что божественным признается биологически понятое человеческое бытие. Но, как недвусмысленно утверждал о. Павел Флоренский, «самоутверждение личности, противо-поставление ее Богу — источник дробления, распадения личности, обеднения ее внутренней жизни; и лишь любовь, до известной степени, снова приводит личность в единство. Но если личность, уже отчасти распавшаяся, опять не унимается и хочет быть сама богом — "как боги", — то неминуемо постигает ее новое и новое дробление, новый и новый распад» [Флоренский (I), 1990, с. 173]. Культ человеческой субъективности нашел отражение во всей ренессансной культуре, но прежде всего — в живописи. А это — станковая живопись, предполагающая "вырезание" куска действительности, ограниченного рамками картины. При этом основой живописного изображения становится иллюзионизм, т. е. изображение действительности такой, что при восприятии создается полная иллюзия того, что мы видим не рисунок, а саму действительность. Самый поверхностный исторический экскурс покажет, что до эпохи Возрождения такого иллюзионизма в искусстве мы не обнаруживаем. Не было и главного инструмента иллюзионизма — перспективы. Сам принцип перспективы наглядно демонстрирует, что в искусстве, начиная с Ренессанса, речь идет не о сходстве, а об особом символическом изображении действительности. Поэтому художник, по словам о. Павла Флоренского, "... мыслит среди всех равноправных, у Эвклида, точек бесконечного пространства одну исключительную, единственную, особливую по ценности, так сказать, монархическую точку, но единственным определением этой точки служит то, что она есть местопребывание художника или, точнее, его правого глаза..." [Флоренский (II), 1990, с. 90]. Культ индивидуальной субъективности приводит не только к дроблению личости. "Атомизируются" и общественные отношения, индивид замыкается в скорлупе собственного "Я", и другие люди становятся для него "невидимыми". Многое объясняет в этом неожиданное, но, по всей вероятности, верное суждение о. Павла Флоренского: «Недаром загадочная и соблазнительная улыбка всех лиц Леонардо да Винчи, выражающая скептицизм, отпадение от Бога и самоупор человеческого "знаю", есть наделе улыбка растерянности и потерянности: сами себя потеряли, и это — особенно наглядно у "Джоконды". В сущности, это — улыбка греха, соблазна и прелести — улыбка блудная и растленная, ничего положительного не выражающая (— в том-то и загадочность ее! —•), кроме какого-то внутреннего смущения, какой-то внутренней смуты духа, но — и нераскаянности» [Флоренский (I), 1990, с. 174]. Но итальянское Возрождение — нежный цветок, и он быст- ро увядает. Краткость этой эпохи объясняется переходным характером самого Возрождения. Оно тесно связано с феодальными общественными отношениями, которые образуют его фон (первые буржуа находят в феодалах главных потребителей своих товаров). По мере углубления кризиса феодализма неизбежно увядает и итальянское Возрождение во всей его неповторимой специфике. Но ренессансный гуманизм за пределами Италии переживает новый взлет, вступая в теснейшую связь с социально-религиозными конфликтами Реформации. Реформация (от лат. гегогшаЛо — преобразование, исправление) ~ это разнородное религиозное, социально-политическое и идеологическое движение XVI — XVII вв. Оно охватило большинство стран Западной и Центральной Европы и было направлено против средневековой католической Церкви. В более узком смысле под Реформацией понимается пересмотр основных догматов католицизма, который привел к возникновению нового направления христианства — протестантизма. Реформация явилась следствием глубокого кризиса католицизма, его универсалистских притязаний. Поэтому первоначально термин "реформация" относился исключительно к церковным преобразованиям. И лишь затем его начинают использовать для обозначения самых различных общественных и государственных преобразований. Причины, вызвавшие Реформацию, многочисленны и сложны. Прежде всего, следует указать на причины сугубо религиозного характера — возмущение религиозной совести положениями и даже извращениями христианства папством. Далее, следует указать, что католицизм всегда имел и светскую направленность, активно вмешиваясь в общественные и государственные дела. Поэтому протест против пороков католицизма имел и светский аспект. Речь идет об отрицании католического универсализма, недовольстве вмешательством церковных инстанций в государственные дела и узким, сковывающим человека догматизмом. Поэтому враги католицизма имелись далеко не только в церковной сфере. И наконец, нельзя не упомянуть о вопросах, поставленных перед разными народами самой жизнью и не имевших прямого отношения к протесту против католицизма. При этом следует учитывать, что у разных народов причины, породившие Реформацию, были выражены по-разному, равно как различной была и принуждающая сила этих причин. Поэтому то, что Реформация началась именно в Германии и Швейцарии, отнюдь не является случайностью. В Германии религиозная Реформация была тесно связана с политической и социальной революцией. В то же время в Германии религиозное чувство отличалось особой насьпценностью, пронизывающей самые глубины человеческой личности. Второе важное обстоятельство заключалось в том, что именно немецкий народ был особенно унижен римской курией. Главной причиной такого униженного состояния была неустойчивость политических и государственных процессов в стране, которая на деле все меньше становилась единым государством и все больше аморфной, хаотической конфедерацией княжеств и вольных городов. На первый план выходит не вопрос об отношениях папы и императора, а императора и князей. На этом фоне проявилась и тенденция к освобождению от Рима, и вопрос о лидерстве этого освободительного движения (император или князь) становится первостепенным. Церковь постепенно утрачивала свой авторитет и свое влияние на всю жизнь общества. Светская образованность занимает все большее место в общественной жизни, а потому Церковь начинает рассматриваться как некое сдерживающее начало. Под сомнение попадает и то, что именно Церковь в состоянии обеспечить главные условия для развития человеческой духовности. В противоположность церковным традициям и католической обрядовости все большее внимание уделяется внутреннему миру человека, тем глубинам человеческой души, которые в немецком языке передаются трудно переводимым словом "1ппег1юпке1г". Обычно началом Реформации считается 1517 г., когда монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483 — 1546) выступил со своими тезисами против индульгенций, т. е. отпущения грехов верующих путем покупки особых бумаг. Благодаря продаже индульгенций грехи отпускались "заочно", а Церковь занималась неприкрытым обогащением. Хотя тезисы Лютера были формально направлены против торговли индульгенциями, их действие оказалось очень сильным и в конечном счете изменило всю ситуацию в западноевропейс-
кой средневековой культуре. В самом деле, средневековое теологическое мировоззрение отводило Церкви особое место. Она рассматривалась как некий "сосуд" благодати, как средоточие присутствия Бога в мире. Именно Церковь выступала и в качестве посредника в отношениях между Богом и человеком, а всякая внутренняя самостоятельность человека всячески порицалась. Считалось, что человек, пройдя через первородный грех, принципиально греховен и самостоятельно, без посторонней помощи (т. е. помощи со стороны Церкви) не в силах преодолеть собственную греховность. А это означало, что грех признавался всесильным, и это, естественно, могло оказывать на прихожан парализующее действие. Однако признание всесилия греха, его непреодолимой власти над человеком равнозначно признанию того, что человек является дурным по своей природе, что в нем, кроме греховного начала, ничего нет. Если это так, то греховность, будучи единственной характеристикой человеческой природы, вообще не ощущалась бы: у нее не было бы соответствующего фона, на котором она смогла бы проявиться, стать видимой. Но внутренняя жизнь человека свидетельствует об обратном, и грех переживается очень остро, он мучает, "жжет" человеческую душу. На этом основании Лютер и строит свою критику церковного понимания греха. Он справедливо считает, что если бы грех был действительно всесильным, то человек просто не ощущал бы его, и грех не был бы тяжестью и мучением. Тогда каждый человек имел бы все основания считать себя пределом совершенства и быть полностью довольным собой. Ведь отсутствие фона, оттеняющего грех, и в самом деле, сделало бы его как бы отсутствующим. То, что человек переживает свой грех, тяготится им, свидетельствует, согласно логике рассуждений Лютера, об ограниченности власти греха и, стало быть, о возможности преодолеть его силами самого человека без помощи Церкви. Более того, Лютер считает, что предпосылкой преодоления греха является усиление стыда, вызванного ощущением греховности. Стыд должен быть заострен настолько, чтобы он превратился в гнев, направленный на собственную ущербность. А этот гнев только и может послужить источником готовности понести любое наказание, которое освободит человека от греха. Так возникает учение об оправдании только верой ($о1а ййе), и церковное посредничество оказывается ненужным. Главное, что необходимо для спасения души, — не добрые дела, не пожертвования Церкви, а напряженность, насыщенность веры и религиозного переживания. В Швейцарии дело Реформации связывают с именем приходского священника Ульриха Цвингли (1484 — 1531). Как и у Лютера, его деятельность была связана, прежде всего, с критикой посреднической роли Церкви и с приданием особого значения вере как внутреннему переживанию. Христианство Цвингли рассматривал как нравственное учение, обращенное к самым глубинам человеческой души. Любопытно, что учение Цвингли развивалось и оттачивалось одновременно с учением Лютера, но было независимым от идей последнего. Тем не менее взгляды Лютера и Цвингли обнаруживают поразительное сходство между собой. И все же некоторые отличия имеются. Так, Цвингли считал первородный гоех не виной, а своеобразной моральной болезнью. Поэтому, по его мнению, дети могут быть спасены даже без крещения. Цвингли также считал, что абсолютно все люди предопределены к спасению, но осуждены будут те, кто слышал евангельские истины и отверг их. Еще одна фундаментальная доктрина Реформации была создана французом по происхождению Жаном Кальвином (Кове-ном) (1509 — 1564). Его деятельность развернулась в Швейцарии, в г. Женеве. В отличие от Лютера, который в богословской области сосредотачивал свое внимание в первую очередь на проповедях, Кальвин стремился к созданию стройной богословской системы. Уже у Лютера мы встречаемся с учением о том, что спасутся далеко не все, а только избранные, но именно у Кальвина это учение достигает стройности и детальной разработанности. Хотя родина кальвинизма — Женева, оттуда он распространился в Нидерланды, во Францию (гугеноты), Шотландию, Англию и ряд других европейских стран. Исходным моментом богословского учения Кальвина является вера в полную суверенность Бога и полную греховность всех людей. Он считал, что в результате первородного греха воля человека совершенно развращена, а следовательно, спасение не может зависеть от человеческих достоинств. Поэтому в центре учения Кальвина стоит концепция "абсолютного предопределения". В соответствии с этой концепцией все уже заранее предопределено, и спасены будут не все люди, а только какая-то их часть. Однако сложность ситуации заключается в том, что никто ничего не знает о собственном предназначении, и божьим избранником, вообще говоря, может стать любой. И все же есть некоторые косвенные признаки, которые позволяют надеяться на принадлежность к избранным, и эти признаки следует искать в сфере профессиональной деятельности. Если в своих земных делах человек преуспевает, то это служит косвенным свидетельством его предназначенности к спасению. Иными словами, профессия в кальвинизме выступает как религиозное призвание, как один из главных способов служения Богу (немецкое "ВегиР' означает одновременно и "род деятельности", и "призвание", а сам термин "профессия" возник из французского "ргоГеззюп а*е Ы", т. е. "исповедание веры"). Но в результате успех в профессиональной области становится некоторой самостоятельной ценностью, а мирские блага, связанные с этой деятельностью, отходят на задний план. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|