ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели, мотивы и причины воровстваОпределение воровства дать сравнительно легко — это действия, направленные на присвоение чужих вещей. Это и является целью соответствующих действий ребенка. Мотивы их определить гораздо сложнее, так как в числе факторов, побуждающих к воровству, большое место занимают неспецифические, то есть не однозначно определенные для воровства. В целом, мотивы воровства делятся на три больших класса: 1) сделать благо себе; 2) сделать посредством украденного приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение; 3) «за компанию» — воровство совершается совместно с группой не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам. Первые два класса мотивов служат основанием индивидуального воровства. Класс мотивов «сделать благо себе» имеет следующие конкретные проявления: 1) «импровизация» — импульсивное побуждение украсть, появляющееся в момент, когда имеет место хотя бы одно из условий: — ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание; — ребенок находится один рядом с чужой вещью; 2) более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий; 3) побуждение отомстить конкретному человеку или «всем сразу» (своеобразная иррадиация чувства обиды с фрустрирующего индивида на остальных окружающих людей). Такое побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия. Ряд мотивов «сделать благо другому», побуждающих к воровству, включает: 1) побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому человеку (матери, брату и пр.) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с незнанием того, что воровство может быть не одобрено окружающими людьми; 2) побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников. Основанием для появления мотивов, связанных с пониманием асоциального значения воровства (собственно побуждений к воровству), являются, прежде всего, личностные факторы: 1) Личностные позиции (они могут быть не осознаны ребенком): «мне никогда не купят такую вещь»; «я не имею права просить поиграть с этой вещью» и т.п. 2) Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности и т.п.). 3) Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний (это появляется как результат предшествующих фрустраций и отказов). Отсутствие уверенности в себе. 4) Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным («полевым») побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации. 5) Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций. 6) Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий. Этот момент может быть не связан с незнанием о социальной оценке воровства. Другими словами, ребенок может знать о том, что воровать нельзя, но в определенный момент он «отвлекается» (абстрагируется) от этого и совершает действие так, как если бы не знал о его последствиях. 7) Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения (фрустрирующая ситуация). Иначе говоря, ребенок существует здесь-и-теперь, думая, что если сейчас он не получит желаемую вещь, то не получит ее никогда и невозможна никакая компенсация. Описанные причины появления мотивов воровства, в свою очередь имеют основания — нарушения межличностных (вследствие этого и внутриличностных) отношений, прежде всего, взаимоотношений в семье.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|