Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели, мотивы и причины воровства




Определение воровства дать сравнительно легко — это действия, направленные на присвоение чужих вещей. Это и является целью соответствующих действий ребенка. Мотивы их определить го­раздо сложнее, так как в числе факторов, побуждающих к воровству, боль­шое место занимают неспецифические, то есть не однозначно опреде­ленные для воровства. В целом, мотивы воровства делятся на три больших класса:

1) сделать благо себе;

2) сделать посредством украденного приятное другим и тем заслу­жить их хорошее отношение;

3) «за компанию» — воровство совершается совместно с группой не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответ­ствовать ее нормам.

Первые два класса мотивов служат основанием индивидуального во­ровства. Класс мотивов «сделать благо себе» имеет следующие конкрет­ные проявления:

1) «импровизация» — импульсивное побуждение украсть, появляю­щееся в момент, когда имеет место хотя бы одно из условий:

— ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание;

— ребенок находится один рядом с чужой вещью;

2) более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий;

3) побуждение отомстить конкретному человеку или «всем сразу» (своеобразная иррадиация чувства обиды с фрустрирующего индивида на остальных окружающих людей). Такое побуждение к воровству связа­но с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.

Ряд мотивов «сделать благо другому», побуждающих к воровству, включает:

1) побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому че­ловеку (матери, брату и пр.) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с незнанием того, что воровство может быть не одобрено окружающими людьми;

2) побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства за­платить за дружбу и внимание к себе сверстников.

Основанием для появления мотивов, связанных с пониманием асоци­ального значения воровства (собственно побуждений к воровству), явля­ются, прежде всего, личностные факторы:

1) Личностные позиции (они могут быть не осознаны ребенком): «мне никогда не купят такую вещь»; «я не имею права просить поиграть с этой вещью» и т.п.

2) Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие си­лы «Я» (ответственности, самостоятельности и т.п.).

3) Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застен­чивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний (это появляется как результат предшествую­щих фрустраций и отказов). Отсутствие уверенности в себе.

4) Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собст­венным поведением, неумение противостоять импульсивным («полевым») побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся си­туации.

5) Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позво­ляющей выходить из фрустрирующих ситуаций.

6) Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхи­щать последствия собственных действий. Этот момент может быть не связан с незнанием о социальной оценке воровства. Другими словами, ребенок может знать о том, что воровать нельзя, но в определенный момент он «отвлекается» (абстрагируется) от этого и совершает действие так, как если бы не знал о его последствиях.

7) Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозмож­ность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения (фрустрирующая ситуация). Иначе говоря, ребенок существует здесь-и-теперь, думая, что если сейчас он не получит желаемую вещь, то не получит ее никогда и невозможна никакая компенсация.

Описанные причины появления мотивов воровства, в свою очередь имеют основания — нарушения межличностных (вследствие этого и внутриличностных) отношений, прежде всего, взаимоотношений в семье.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных