ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные принципы углубления переработки нефти и поточные схемы* нефтеперерабатывающих заводов топливного профиляНефтеперерабатывающие заводы неглубокой переработки нефти (НПЗ НГШ характеризуются наиболее простой технологической структурой, низкими капитальными и эксплуатационными затратами по сравнению с НПЗ углубленной или глубокой нефтепереработки. Основной недостаток НПЗ НГП - большой удельный расход ценного и дефицитного нефтяного сырья и ограниченный ассортимент нефтепродуктов. Наиболее типичный нефтепродукт такого типа НПЗ - котельное топливо, дизельное топливо, автобензин (при необходимости печное топливо), сухой и сжиженные газы. Глубина отбора моторных топлив ограничивается потенциальным содержанием их в исходной нефти. Строительство НПЗ НГП могут позволить лишь страны, располагающие неограниченными ресурсами нефти, такие, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак или Кувейт. Очевидно, нефтепереработка России, обладающая скромными запаса- ♦ Под термином поточная схема понимают определенную последовательность технологических процессов НПЗ.
ми нефти (менее 5 % от мировых), должна ориентироваться только на глубокую или безостаточную переработку нефти.
Типовая поточная схема НПЗ неглубокой переработки сернистой нефти представлена на рис. 11.1. Как видно из рис. 11.1, технологическая структура НПЗ НГП представляет собой по существу тот же набор технологических процессов, которые входят в состав комбинированной установки ЛК-бу (см. табл. 11.2). Осуществление технологии следующей ступени нефтепереработки - углубленной переработки нефти с получением моторных топ-лив в количествах, превышающих потенциальное их содержание в исходном сырье, связано с физико-химической переработкой остатка от атмосферной перегонки - мазута. В мировой практике при углубленной и глубокой переработке нефти исключительно широкое распространение получили схемы переработки мазута посредством вакуумной или глубоковакуумной перегонки с последующей химической переработкой вакуумного (или глубоковакуумного) газойля в компоненты моторных топлив. Количество трудноперерабатываемого тяжелого нефтяного остатка - гудрона - при этом примерно вдвое меньше по сравнению с мазутом. Технология химической переработки вакуумного газойля в нефтепереработке давно освоена и не представляет значительных технических трудностей. Рациональная переработка топливного направления вакуумных (350-500 °С) или глубоковакуумных (350 - (500-620) °С газойлей может быть осуществлена посредством следующих технологических процессов (рис. 11.2):
а) гидрообессеривания (ГО) при
б) легкого гидрокрекинга (ЛГК)
в) гидрокрекинга (ГК) при давле
г) гидрообессеривание при 5-6 МПа, В отечественной и зарубежной нефтепереработке наибольшее распространение имеет вариант переработки вакуумного газойля по схеме рис. 11.2,а, позволяющий получить из сырья значительно больше высокооктановых компонентов автобензинов по сравнению с остальными вариантами. Принятый за основу в модели КТ-1у и КТ-2 вариант по схеме рис. 11.2,6, где гидроочистка вакуумного газойля заменена на легкий гидрокрекинг, позволяет несколько уве-
личить рыход ди-зельногЬ топлива (примерно на 25-30%) и уменьшить нагрузку на каталитический крекинг. Вариант переработки вакуумного газойля по схе-ме рис. П.2,в (с применением гидрокрекинга) требует повышенных капитальных затрат, однако обладает таким важным достоинством, как высокая тех-нологическая гибкость в отношении регулирования сооношения дизельное топли-во:бензин:реактивное топливо. Кроме того, дизельное и реактивное топлива при гидрокрекинге получаются более высокого качества, особенно по низкотемпературным свойствам, что позволяет использовать их для производства зимних и арктических сортов этих топ-лив. Вариант 11.2,г также находит применение на НПЗ, когда требуется обеспечить всевозрастающие потребности электродной промышленности и электрометаллургии в высококачественных малозольных игольчатых коксах, хотя газы и жидкие дистилляты термодеструктивных процессов значительно уступают по качеству аналогичным продуктам каталитических процессов. В табл. 11.3 дана сравнительная оценка наиболее значимых достоинств и недостатков схем рис. 11.2,а-г по таким показателям, как выход и качество моторных топлив, соотношение дизельное топли-во:бензин, расход водорода, давление процесса и капитальные затраты. Следует однако отметить, что такой сопоставительный анализ без подробного технико-экономического обоснования и без учета потребности экономического района в тех или иных нефтепродук-
^Г™}- Рис. 11.3. Поточная схема НПЗ углубленной переработки сернистой нефти: Алк-алкилирование; ПМТБЭ и ПВ- производство МТБЭ и Н2 соответственно; ВБ - висб-рекинг; СГК - селективный гидрокрекинг; КГДП - каталитическая гидродепарафинизация реработка гудронов с максимальным получением компонентов моторных топлив может быть осуществлена посредством тех же промышленных технологических процессов, которые применяются при переработке вакуумных (глубоковакуумных) газойлей, но с предварительной деас-фальтизацией сырья (рис. 11.5), где одновременно до -стигается деме-таллизация и снижение коксуемости нефтяного ос- татка. Для этой цели более предпочтительна энергосберегающая технология процесса сольвент-ной деасфальтизации с применением пропан-бутановой смеси или легкого бензина, осуществляемого при сверхкритических параметрах (процессы типа РОЗЕ, Демекс и Добен). Для глубокой переработки нефти применимы разные ком-
—*Гяб|-
& Рис. 11.4. Схемы переработки гудрона с получением нетопливных нефтепродуктов: ПБ - производство битума; ПП - производство пека; ЗК - замедленное коксование
JWESSJ^TV-^M ГО |-=t£"
СЮ I ** III I—»- ino-i Нк-UO'C TB0-3S(TC • c,c,
■ zc, -»- c,-t»rc -*- ias-зягс -«- >ise"c HJi -rnsu -»- c,-arc ИГС ■ lei-mrc J65-350*C j офип "
-*"■ rahS 13K HE Рис.11.5. Схема химической перереботки гудрона сернистой нефти: дас- деасфальтизат гудрона бинации представленных на рис. 11.2 и 11.5 схем переработки вакуумных газойлей и деасфальтизата гудрона. По существу, таковыми являются схемы глубокой переработки нефти, предложенные различными научно-исследовательскими институтами страны по переработке нефти (БашНИИ НП, ВНИИ НП и ГрозНИИ) и зарубежными фирмами. Следует отметить, что из возможных комбинаций схем рис. 11.2,а-г и 11.5,а-г варианты ГПН с использованием однотипных процессов имеют одно немаловажное достоинство: они позволяют осуществить совместную переработку смеси вакуумного газойля и деасфальтизата гудрона в одном объединенном процессе. Так, схемы ГПН по типу комбинаций 11.2,а+11.5,а
c,-c2 ■ <V <V пк-62'С - (S2 8S'C • бензил КР ■ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|