ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дизельное . топливоизомеризат ■*-бензин СГК ■*- Диэтапливо. Зимнее МТБЭ •*- алхилат ■*- водород -о-
Мефлиь
Л ЛК-6у
и,
Иж-62'С 62-85'С
Lt;к
С
Сн,он
ЕЕФ УВГ
КТ-1 с,-с, ес, (плф; С, (БВФ> бенэим /С/С легкий газой. тяжелый оиль Газой Черный соляр Битум Газы CfBS'C BS-165'C С 165 3S0'C Gt;3S0'C
«ро ■*- Клаус Рис. 11.6. Поточная схема НПЗ глубокой переработки сернистой нефти или 11.2,в+11.5,в позволят осуществить глубокую переработку нефти с преобладающим выпуском либо автобензина, либо дизельного топлива. Однако очевидно, что схема ГПН по типу 11.2,а + 11.5, в (то есть КК + ГК) обладает большей технологической гибкостью в отношении регулирования потребного соотношения ДТ;Б и выпуска зимних или арктических сортов малосернистых дизельных и реактивных топлив для сверхзвуковой авиации. На рис. 11.6 представлен один из вариантов поточной схемы перспективного НПЗ глубокой переработки сернистых нефтей. В состав этого НПЗ входят: - комбинированная установка неглубокой переработки нефти ЛК-бу; - комбинированная установка углубленной переработки мазута КТ-1 (без висбрекинга); - установка деасфальтизации и деметаллизации гудрона; - установка гидрокрекинга деасфальтированного гудрона; - установки гидроизомеризации и селективного гидрокрекинга легкого бензина, каталитической гидродепарафинизации прямогон-
ной дизельной фрак- гЧ **■»■ ции, алкилирования; - установки по производству метил-третбутилового эфира, водорода, серы и битума.
Эта схема перспективного НПЗ позволяет получить высокооктановые компоненты автобензина, такие, как изоме-ризат, риформат, ал-килат, МТБЭ, бензины каталитического и гидрокрекинга и селективного гидрокрекинга, сжиженные газы С3 и С4, столь необходимые для производства неэтилированных высокооктановых автобензинов с ограниченным содержанием ароматических углеводородов, а также малосернистые дизельные и реактивные топлива летних и зимних сортов. Глубина переработки нефти на таком НПЗ составит около 90%. В мировой и отечественной нефтепереработке в настоящее время широкое распространение получила схема ГПН с включением в состав НПЗ процесса замедленного коксования. При переработке газоконденсатного сырья с исключительно низким содержанием смолисто-асфальтеновых веществ и металлов на перспективном НПЗ представляется возможность обходиться без использования процессов вакуумной перегонки и деасфальтизации, направляя остаток атмосферной перегонки - мазут - непосредственно на установку либо гидро-, либо каталитического крекинга. На рис. 11.7 приведена поточная схема маслоблока НПЗ топливно-масляного профиля, являющаяся наиболее распространенной при получении высококачественных смазочных масел. Концентрированные (твердые) нефтяные остатки глубокой переработки нефти (асфальты или тяжелые гудроны глубоковакуумной перегонки) - наименее ценная и трудноперерабатываемая со-
ставляющая нефти. Из-за высокой их коксуемости и значительного содержания металлов они практически не могут непосредственно перерабатываться каталитическими процессами.
Только часть из них может использоваться как сырье для получения (или как компонент) битумов, пеков, связующих материалов, поскольку потребность в таких нетопливных нефтепродуктах значительно меньше по сравнению с объемом нефтяных остатков, образующихся при глубокой переработке нефти. Следовательно, нетопливное направление использования или переработки тяжелых нефтяных остатков может позволить лишь частично, а не полностью решить проблему безостаточной переработки нефти. При решении проблемы безостаточной переработки нефти в последние годы наблюдается тенденция к использованию отработанных в смежной топливной отрасли промышленности технологий переработки твердых горючих ископаемых. Так, из внедренных на НПЗ США, Западной Европы и Японии можно отметить следующие тер-; модеструктивные процессы «угольного» происхождения: ,630 Таблица 11.4 Технологическая структура НПЗ различных типов
- процесс парокислородной газификации тяжелых нефтяных остатков «Покс», в котором из газов газификации получают водород для гидрогенизационных процессов НПЗ или смесь водорода и оксида углерода для синтеза метанола или искусственных жидких топлив; - комбинированный процесс термоконтактного коксования (ТКК) и парокислородовоздушной газификации (ПКВГ) образующегося порошкообразного кокса (процесс «Флексикокинг»), в котором кроме газов газификации, используемых в тех же направлениях, что и в «Покс», получают значительное количество топливных дистиллятов, которые после соответствующего каталитического облагораживания являются высококачественными компонентами моторных топлив. Из вышеперечисленных двух процессов предпочтителен второй, в котором газификации подвергается исключительно концентрированный (по углероду) остаток - кокс, выход которого в процессе ТКК почти на порядок меньше, чем количество газифицируемого сырья процесса «Покс» - сложного многоступенчатого и капиталоемкого процесса. К тому же имеется отечественная разработка (технологический проект) процесса ТКК с блоком газификации, выполненная во ВНИИНП более 30 лет назад. Предпочтительная поточная схема перспективного НПЗ безостаточной переработки нефти (топливного профиля) приведена на рис. 11.8. В состав перспективного НПЗ рекомендованы преимущественно отечественные процессы, освоенные в промышленном или опытно-промышленном масштабе и требующие существенно меньших капитальных затрат по сравнению с зарубежными процессами, такими как «Хай-вал», «Покс», «APT» и др. Из рассмотрения технологической структуры НПЗ различных типов (табл. 11.4) следует, что для глубокой и безостаточной переработки нефти требуется более высокая степень насыщенности вторичными процессами как углубления нефтепереработки, так и облагораживания нефтяных фракций. Разумеется, что по мере увеличения ГПН будут возрастать удельные капитальные и эксплуатационные затраты. Однако завышенные затраты на глубокую или безостаточную переработку нефтяного сырья должны окупиться за счет выпуска дополнительного количества более ценных, чем нефтяной остаток нефтепродуктов, прежде всего моторных топлив. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|