ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Технологическая структура мощностей переработки нефти в мире за 2001 г.
В таблице 11.10 приведена технологическая структура мощностей мировой нефтепереработки за 2001 г. По суммарным мощностям НПЗ и объемам переработки нефти (табл. 11.5) ведущее место принадлежит США, которые по этим показателям превосходят вместе взятые страны Западной Европы и Японию. Сверхглубокая степень переработки нефти, ярко выраженный «бензиновый» профиль НПЗ США достигается широким использованием вторичных процессов, таких, как каталитический крекинг (*-36 %), каталитический риформинг (~19 %), гидроочистка и гидро-обессеривание (~47%), гидрокрекинг (9,3%), коксование, алкилиро-вание, изомеризация и др. Наиболее массовый продукт НПЗ США -автобензин (42 % на нефть). Соотношение бензин:дизельное топливо составляет 2:1. Котельное топливо вырабатывается в минимальных количествах - 8 % на нефть. Глубокая (-93 %) степень переработки нефти в США обусловлена применением прежде всего каталитического крекинга вакуумного газойля и мазутов, гидрокрекинга и коксования. По мощностям этих процессов США существенно опережают другие страны мира. Из промышленно развитых стран наиболее крупные мощности НПЗ имеют: в Западной Европе - Италия, Франция, Германия и Великобритания; в Азии - Япония и Китай. НПЗ развитых стран Западной Европы и Японии характеризуются меньшей, чем у США, глубиной переработки нефти, что обусловливается необходимостью по климатическим условиям производства большого количества печного топлива. Соотношение бензин:дизельное топливо на НПЗ Западной Европы в пользу дизельного топлива, поскольку в этих странах осуществляется интенсивная дизелизация автомобильного транспорта. По насыщенности НПЗ вторичными процессами, прежде всего углубляющими переработку нефти, западно-европейские страны значительно уступают США. Доля углубляющих нефтепереработку процессов (каталитический крекинг, термический крекинг, гидрокрекинг и алкилирование) на НПЗ США и Западной Европы составляет соответственно 72 и 43%. Для увеличения выхода моторных топлив в Западной Европе реализуется программа широкого наращивания мощностей процессов глубокой переработки нефти, прежде всего установок каталитического крекинга, а также гидрокрекинга и коксования. Поскольку в США действующих мощностей каталитического крекинга достаточно для удовлетворения спроса на бензин, его строительство в последние годы замедлилось, зато наращиваются мощности по производству дизельного топлива, особенно гидрокрекинга. В странах-экспортерах нефти наиболее крупными мощностями НПЗ обладают Саудовская Аравия, Мексика, Бразилия, Венесуэла и Иран. Характерная особенность нефтепереработки в этих странах -низкая глубина переработки нефти (выход светлых около 45 %) и соответственно малая насыщенность НПЗ вторичными процессами. Однако в последние годы и среди них наметилась тенденция к углублению нефтепереработки. Так, доля каталитического крекинга на НПЗ Бразилии и Венесуэлы к 1994 г. достигла соответственно 27 и 20 %. НПЗ бывшего СССР, построенные до 1950 г., были ориентированы на достаточно высокую глубину переработки нефти. В 1960 -70-х гг. в условиях наращивания добычи относительно дешевой нефти в Урало-Поволжье и Западной Сибири осуществлялось строительство новых НПЗ преимущественно по схемам неглубокой и частично углубленной переработки нефти, особенно в Европейской части страны. Развитие отечественной нефтепереработки шло как количественно, то есть путем строительства новых мощностей, так и качественно - за счет строительства преимущественно высокопроизводительных и комбинированных процессов и интенсификации действующих установок. Причем развитие отрасли шло при ухудшающемся качестве нефтей (так, в 1980 г. доля сернистых и высокосернистых нефтей достигла -84 %) и неуклонно возрастающих требованиях к качеству выпускаемых нефтепродуктов. В последние годы до распада Советского Союза правительство СССР основное внимание уделяло строительству новых высокоэффективных НПЗ последнего поколения в союзных республиках: Литве (Мажейкяйский, 1984 г. пуска мощностью 13,3 млн т); Казахстане (Чимкентский, 1984 г. пуска мощностью 6,6 млн т, Павлодарский, 1978 г. пуска мощностью 8,3 млн т); Туркмении (Чарджоуский, 1989 г. пуска мощностью 6,5 млн т) на базе комбинированных установок ЛК-бу, КТ-1 и др. России от бывшего СССР достались 26 морально и физически стареющих НПЗ. Из них 8 было пущено в эксплуатацию до второй мировой войны, 5 - построены до 1950 г., еще 9 - до 1960 г. Таким образом, 23 из 26 НПЗ эксплуатируются более 40-70 лет и, естественно, требуют обновления оборудования и технологии (табл. 11.11). Разумеется, российским НПЗ необходимы срочная реконструкция, существенное увеличение мощностей каталитических процессов, повышающих глубину переработки нефти и качество выпускаемых нефтепродуктов. Наиболее массовым нефтепродуктом в стране все еще остается котельное топливо (~30 %). Вторым по объему выпуска нефтепродуктов является дизельное топливо (~25,6%). Объем производства Таблица 11.11 Проектная характеристика НПЗ России
Примечание: КК - каталитический крекинг, ТК - термический крекинг, ГК - гидрокрекинг, ЗК - замедленное коксование, КР - каталитический риформинг, ГО - гидроочистка, БМ и ММ - битумные и масляные производства соответственно. бензинов (~14,3%) ниже, чем дизельного топлива (соотношение бен-зин:дизельное топливо составляет ~1:1,8). Глубина переработки нефти за последнее десятилетие практически не изменилась и застыла на уровне 65%. Из анализа приведенных в табл. 11.11 данных и сопоставлении их с данными табл. 11.5 можно констатировать, что по оснащенности вторичными процессами, прежде всего углубляющими нефтепереработку, НПЗ страны значительно отстают от развитых стран мира. Так, суммарная доля углубляющих нефтепереработку процессов коксования, каталитического и гидрокрекинга в нефтепереработке России составляет всего 14,7 %, то есть в ~ 4 раза ниже, чем на НПЗ США. Надо еще отметить, что более половины из установок прямой перегонки нефти не оснащены блоком вакуумной перегонки мазута. В составе отечественных НПЗ нет ни одного внедренного процесса по каталитической переработке гудронов в моторные топлива. Эксплуатируемые на двух НПЗ установки гидрокрекинга приспособлены лишь для переработки вакуумных газойлей. На отечественных НПЗ более менее благополучно положение с оснащенностью процессами облагораживания топливных фракций нефти, такими, как каталитический риформинг и гидроочистка, что позволяет обеспечить выпуск удовлетворительно качественных нефтепродуктов. Однако несмотря на заметное повышение качества нефтепродуктов надо отметить, в настоящее время мы уступаем лучшим мировым достижениям по качеству ряда нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также по таким важнейшим технико-экономическим показателям процессов, как металлоемкость, энергозатраты, занимаемая площадь, по уровню автоматизации производства, численности персонала и др. Причем даже разработанные и внедренные в последние годы высокопроизводительные процессы и каталитические системы существенно уступают по этим показателям лучшим зарубежным аналогам. Неудовлетворительно обстоит дело на НПЗ и в отношении отбора светлых нефтепродуктов от потенциала, что приводит к значительному недобору дизельных фракций на атмосферных колоннах. Отечественные катализаторы значительно уступают зарубежным аналогам по активности, стабильности, селективности и другим показателям. В последние годы в переработку стали широко вовлекать газовые конденсаты. Основные его запасы находятся в районах Западной Сибири, Европейского Севера и Прикаспийской низменности. В районах добычи выделенный газовый конденсат подвергается стабилизации, при этом из него удаляются фракции С, - С4 и частично С5. Образующийся стабильный газовый конденсат содержит в основном (85 %) бензиновые и дизельные фракции (до 360 °С). Себестоимость добычи газоконденсата в 2 - 4 раза ниже себестоимости добычи нефти, а при квалифицированном ведении процесса продукты его переработки оказываются примерно в 1,5 раза экономичнее нефтепродуктов. Газовые конденсаты по сравнению с традиционными не-фтями имеют еще то преимущество, что их переработка позволяет без значительных капитальных затрат существенно повысить глубину переработки нефти и выход моторных топливных фракций от исходного сырья. Основной способ получения топлив заключается в прямой перегонке газового конденсата на отдельные бензиновые и дизельные фракции. В большинстве случаев бензиновые фракции обладают низкими октановыми числами и подвергаются дополнительному облагораживанию. Керосиновые и дизельные фракции газового конденсата Западной Сибири в основном соответствуют требованиям ГОСТа на товарную продукцию, а в случае получения зимних и арктических сортов топлива их подвергают процессу депарафинизации. В некоторых случаях из газовых конденсатов Сибири и Дальнего Востока по простейшей технологии получают непосредственно на промыслах дизельное топливо, что крайне важно для обеспечения потребности в нем в труднодоступных отдаленных районах страны. Основная трудность при переработке газового конденсата, добываемого в районах Западной Сибири и Европейского Севера, заключается в обеспечении стабильности его поставок на НПЗ из-за удаленности промыслов от транспортных магистралей. Сложные проблемы возникают при переработке газовых конденсатов и легких неф-тей Прикаспийской низменности (Оренбургская, Уральская, Гурь-евская и Астраханская области). Характерная особенность химического состава газовых конденсатов - это наличие в них аномально высоких концентраций меркаптановой серы - в пределах 0,1-0,7 % масс, при содержании общей серы до 1,5 %. Этот показатель позво- ляет выделить сернистые газовые конденсаты и сопутствующие им легкие нефти в особый класс меркаптансодержащего нефтяного сырья, которое недопустимо, однако, смешивать с традиционными не-фтями. Ожидаемый объем поставки на НПЗ таких видов сырья (ка-рачаганакский и оренбургский газоконденсаты, жанажольские и тен-гизские легкие нефти) до 2000 г. составил около 25 млн т/год. Мер-каптансодержащие виды нефтяного сырья требуют более тщательной подготовки на установках их обессоливания и разработки специального комплекса мероприятий для защиты оборудования технологических установок от коррозии. Вследствие высокого содержания в бензинах, керосинах и дизельных фракциях как меркаптано-вой, так и общей серы они должны подвергаться гидроочистке или демеркаптанизации процессами типа «Мерокс», основанными на экстракции меркаптанов щелочью и последующей регенерации мер-каптидсодержащих щелочных растворов. Одной из острейших на НПЗ России является проблема быстрейшего обновления и модернизации устаревшего оборудования, машин и отдельных процессов с доведением их до современного мирового уровня. Необходимы новые технологии и новая техника, замена физически и морально устаревших технологических процессов на более совершенные в техническом и более чистые в экологическом отношениях безотходные процессы глубокой и комплексной переработки нефтяного сырья. Исходя из изложенного выше, с учетом ключевых проблем отечественной нефтепереработки на перспективу можно сформулировать следующие основные задачи: - существенное углубление переработки нефти на основе внедрения малоотходных технологических процессов производства высококачественных экологически чистых моторных топлив из тяжелых нефтяных остатков как наиболее эффективного средства сокращения ее расхода; - дальнейшее повышение и оптимизация качества нефтепродуктов; - дальнейшее повышение эффективности технологических процессов и НПЗ за счет технического перевооружения производств, совершенствования технологических схем, разработки и внедрения высокоинтенсивных ресурсо- и энергосберегающих технологий, активных и селективных катализаторов; - опережающее развитие производства сырьевой базы и продукции нефтехимии; - освоение технологии и увеличение объема переработки газовых конденсатов, природных газов и других альтернативных источников углеводородного сырья и моторных топлив. Развитие отрасли будет реализовываться на основе укрупнения единичных мощностей энерготехнологического комбинирования процессов и комплексной автоматизации с применением ЭВМ с обеспечением требуемой экологической безопасности производств. Эти направления являются генеральной линией технической политики нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в стране. Вопросы 1. Дайте определение, краткую характеристику НПЗ и его классификацию по ассортименту выпускаемых нефтепродуктов. 2. Что характеризует такой показатель НПЗ, как глубина переработки нефти (ГПН)? Дайте классификацию НПЗ по признаку ГПН. 3. Какие технологические процессы входят или могут входить в состав НПЗ различной глубины переработки нефти? 4. Перечислите этапы проектирования НПЗ и их задачи. 5. Какие основные экономические и технологические принципы используются при проектировании современных НПЗ?
6. Перечислите типовые модели современных отечественных комбинированных установок переработки нефти и их технологический состав. 7. Приведите и проанализируйте поточные схемы НПЗ: а) неглубокой; б) углубленной; в) глубокой; г) безостаточной переработки нефти. 8. Сопоставьте различные технологические варианты переработки вакуумного (глубоковакуумного) газойля и укажите их достоинства и недостатки. 9. Приведите схему нетопливной переработки гудронов.
10. Рассмотрите и проанализируйте технологические варианты переработки гудрона после его деасфальтизации. 11. Перечислите технологические процессы НПЗ: а) повышающие качество нефтепродуктов; б) углубляющие нефтепереработку. 12. Обоснуйте объективную необходимость глубокой переработки нефти для отечественной нефтепереработки.!,• ч 13. Приведите углерод-водородный баланс для нефтяных остатков и моторных топ лив. 14. Дайте классификацию загрязнителей природы и назовите источники загрязнителей атмосферы, гид о- и литосферы. 15. Укажите основные направления экологизации химико-технологических процессов. 16. Как влияет на экологическую безопасность глубокая переработки нефти?. 17. Укажите масштабы и динамику мирового потребления моторных топлив и основные направления решения проблемы их дефицита. 18. Укажите основные мировые тенденции в производстве автобензинов. 19. Каково влияние на экономику производства высокооктановых бензинов отказ от их этилирования? 20. Сопоставьте примерный компонентный состав отечественных и зарубежных автобензинов и укажите характерные их особенности. 21. Объясните, мощности каких технологических процессов нехватает на отечественных НПЗ для производства высокооктановых бензинов с ограниченным содержанием аренов? 22. Укажите основные мировые тенденции в производстве дизельных топлив. 23. Перечислите и кратко охарактеризуйте технологические способы и процессы производства низкозастывающих дизельных топг лив. 24. Как повлияет на экономику и экологическую безопасность требования по организации производства дизельных топлив с содержанием серы менее 0,05 % масс? 25. Назовите источники для производства альтернативных мо 26. Проанализируйте химмотологические свойства и перспективы расширения потребления природного газа в качестве моторного топлива. 27. Каковы достоинства, недостатки, перспективы и тенденции мирового потребления кислородсодержащих соединений в качестве моторного топлива? 28. Каковы современная структура и перспективы использования нефти в мировой экономике? 29. Укажите основные тенденции развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности. 30. Приведите статистические данные по распределению мощности НПЗ по странам мира за 2000 год. 31. Дайте краткую характеристику нефтепереработке США и других развитых капиталистических стран по глубине переработки нефти, насыщенности НПЗ вторичными процессами и структуре выпуска нефтепродуктов. 32. Приведите основные показатели нефтепереработки России за последние годы. 33. Каковы наиболее актуальные проблемы отечественной нефтепереработки? 34. Каково Ваше личное мнение относительно:
- экспорта нефти и газа в больших объемах в страны ближнего и дальнего зарубежья? - преимущественного использования нефти в качестве котельного топлива? - перевода электроэнергетики на газовое топливо? - развития ядерной энергетики? - строительства современных высокопроизводительных комбинированных производств взамен реконструкции физически и морально устаревших процессов?
- путей повышения конкурентоспособности отечественной нефтепереработки? - экологизации технологических процессов и НПЗ? Рекомендуемая литература 1. Гуревич И.Л. Технология переработки нефти и газа: 4.1. М.: Химия, 1972. 360 с. 2. СмидовичЕ.В. Технология переработки нефти и газа: 4.2. М.: Химия, 1980. 328 с. 3. Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа: Ч.З. М.: Химия, 1978. 424 с. 4. Справочник нефтепереработчика / Под ред. Г. А. Ластовкина, Б.Д.Радченко, М.Г.Рудина. М.: Химия, 1986. 648 с. 5. Химиянефти и газа /Под ред. В.А.Проскурякова, А.Б.Дробки-на. Л.: Химия, 1989. 424 с. 6. Магарил Р.З. Теоретические основы химических процессов переработки нефти. Л.: Химия, 1985. 285 с. 7. Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология. М.: Химия, 1986.368 с. 8. ЖоровЮ.М. Термодинамика химических процессов: Справочник. М.: Химия, 1985. 464 с. 9. Альбом технологических схем процессов переработки нефти и газа / Под ред. Б.И. Бондаренко. М.: Химия, 1983. 128 с.
10. Крекинг нефтяных фракций на цеолитсодержащих катализаторах / Под ред. С.А.Хаджиева. М.: Химия, 1982. 280 с. 11. Химическая технология твердых горючих ископаемых / Под ред. Г.Н.Макарова и Г.Д.Харламповича. М.: Химия, 1986.496 с. 12. Александров И.А. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. М.: Химия, 1981. 352 с. 13. Маслянский Г.Н., Шапиро Р.Н. Каталитический риформинг бензинов. Л.: Химия, 1985. 225 с. 14. Радченко Б.Д., Нефедов Б.К., Алиев P.P. Промышленные катализаторы гидрогенизационных процессов нефтепереработки. М.: Химия, 1987. 304 с. 15. Лромышлепныеустановки каталитического риформинга / Под ред. Г.А.Ластовкина. Л.: Химия, 1984. 232 с. 16. Левинтер М.Б., Ахметов С.А. Глубокая переработка нефти. М.: Химия, 1992. 224 с.
17. Терентьев Г.А., Тюков В.М., Смоль Ф.В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. М.: Химия, 1989. 272 с. 18. Танатаров М.А., Ахметшина М.Н., Фасхутдинов Р.А., Волошин Н.Д., Золотарев П.А. Технологические расчеты установок переработки нефти. М.: Химия, 1987. 352 с. 19. Гейтс Б., КейтцирДж., ШуйтГ. Химия каталитических процессов. М.: Мир, 1981. 551 с. 20. Войцеховский Б.В., Корма А. Каталитический крекинг. Катализаторы, химия, кинетика / Под ред. Н.С.Печуро. М.: Химия, 1990.152 с.
21. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение / Под ред. В.М.Школьникова. М.: Техин-форм, 1999.596 с. 22. Капустин В.М., Кукес С.Г., Бертолусини Р.Г. Нефтеперерабатывающая промышленность США и бывшего СССР. М.: Химия, 1995.304 с. 23. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа: Учебное пособие для вузов. М.: Химия, 1999. 568 с. 24. Сафиева Р.З. Физикохимия нефти. Физико-химические основы технологии переработки нефти. М.: Химия, 1998. 448 с. 25. Камнева А.И., Платонов В.В. Теоретические основы химической технологии горючих ископаемых. М.: Химия, 1990. 288 с. 26. Печуро Н.С., КапкинВ.Д., Лесин О.Ю. Химия и технология синтетического жидкого топлива и газа. М.: Химия, 1986. 352 с. 27. Гуреев А.А., Азев В. С. Автомобильные бензины. Свойства и применение. М.: Нефть и газ, 1996. 444 с. 28. Бекиров Т.М. Первичная переработка природных газов. М.: Химия, 1987.256 с. 29. ТроновВ.П. Промысловая подготовка нефти. М.: Фэн, 2000.415с. 30. КасперовичАТ., НовопашинВ. Ф., МагарилР.З., ПестовА.К. Промысловая подготовка и переработка газоконденсатов. Тюмень, 2001.80 с. 31. Грудников И.Б. Производство нефтяных битумов. М.: Химия, 1983.192 с.
32. Гюльмисарян Т.Г., Гилязетдинов Л.М. Физико-химические основы технологии переработки нефти. М.: Химия, 1975. 160 с. 33. Рябов В.Д. Химия нефти и газа. М.: Нефть и газ, 1998. 373 с. 34. ФуксИ.Г, МатищевВА. Иллюстрированные очерки по истории российского нефтегазового дела. Ч. I, П, Ш. М.:Нефть и газ, 2001 2002. 35. Абросимов А.А. Экология переработки углеводородных систем. М.: Химия, 2002. 608 с. 36. Каминский Э.Ф. Хавкин В.А. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты. М.: Техника, 2001. 384 с. 37. Абызгильдин А.Ю., Руднев Н.А. Гуреев А.А., Абызгиль-динЮ.М. Графические модели процессов переработки нефти и газа. М.: Химия, 2001. 120 с. Учебное издание Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|