Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Телевизионное кино.




Первые фильмы, предназначенные специально для показа по телевидению, начали снимать в США в начале 1950-х годов; в СССР — на десяток лет позже. В то время их авторы были мало озабочены поиском сугубо телевизионной специфики. Предпочтение отдавалось, как правило, экранизации русской и советской классики, и телевизионность игрового кино понималась как краткость и лаконичность в использовании выразительных средств. Телевизионное кино считалось малой формой большого кинематографа — это было закреплено в финансовом отношении, причем на целые десятилетия: бюджет и соответственно гонорары творцов были меньше, а планы по выработке полезного метража в один съемочный день, между прочим, больше. Если в кино он составлял 35 метров ежедневно, то для телевизионных лент — 90-120 метров, в зависимости от сложности постановки. Первоначально истоки телевизионной специфики обнаруживались в ряде документальных картин, снимаемых для телевидения — репортажность и сиюминутность, наблюдение героя сочеталось с непосредственным личностным обращением к телезрителям, когда автор-ведущий воспринимался как доверительный собеседник. Игровое телевизионное кино, учитывая опыт камерных и интимных по характеру лент раннего периода, в середине 60-х годов обретает искомую форму воздействия на телезрителей при помощи многосерийных фильмов, которые ежевечерне приковывали зрителей к экрану. Закономерно, что невероятный успех получили сериалы, вроде бы основанные на реальных фактах, но по своей природе приключенческие. «Вызываем огонь на себя» (1964), «Майор Вихрь» (1967), «Операция «Трест» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1970) — все эти по западным меркам минисериалы снимались на киностудии «Мосфильм», на кинопленке — и потом вышли на экраны кинотеатров. В этой же традиции был снят один из первых по-настоящему многосерийный и, может быть, самый популярный советский телевизионный фильм — «Семнадцать мгновений весны» (1973). С его успехом соперничали две эпические народные мелодрамы «Тени исчезают в полдень» (1972) и «Вечный зов» (1976-83), действие которых разворачивалось на историческом фоне событий 20 века, хотя и в отдаленных сибирских деревнях. Следует признать удивительным большой зрительский интерес к телесериалам, снятым в других республиках СССР — «Берега» (1979, Грузия — а грузинское кино было одним из самых некассовых) и «Долгая дорога в дюнах» (1980, Латвия). С середины 1990-х годов, после неудачной попытки соревнования с латиноамериканскими «мыльными операми» благодаря отечественным семейным сериалам «Мелочи жизни» и «Азбука любви» (по-своему была подхвачена тенденция, начатая в цикле «День за днем», снятым телевизионным способом на рубеже 1960-1970-х годов, и получившая развитие в таких же сугубо телевизионных по технике сериалах, как «Ольга Сергеевна», «Такая короткая долгая жизнь», «Хозяйка детского дома»), кинематографисты осознали необходимость обращения именно к авантюрно-исторической и мелодраматической киноэпопее. Таков сериал «Петербургские тайны» на отечественном материале 19 века. Рассчитанный на несколько лет проект постановки нескольких сериалов по произведениям А. Дюма возник у актера-продюсера С. Жигунова, прославившегося в российской версии жанра «плаща и шпаги» — многосерийном фильме «Гардемарины, вперед». Можно вспомнить и об успехе музыкального телесериала «Д'Артаньян и три мушкетера» (1978). Между прочим, многие произведения зарубежной и отечественной литературы с разной степенью бережности и художественного таланта были перенесены на телеэкран. В отличие от зарубежной практики известные и даже самые признанные, в том числе официальными властями режиссеры нередко работали в телевизионном кино, прельщаясь возможностью создания многосерийных картин в расчете на многомиллионную телеаудиторию, меньше рискуя в коммерческом отношении, реализуя какие-либо излюбленные замыслы, трудно осуществимые в кино из-за прокатной политики, а порой вообще не делая особой разницы между большим и малым кинематографом. Например, одна из самых лучших и любимых народом комедий Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром» (1975) снята для телевидения, а потом уже появилась в кинотеатрах. Ряд крупных режиссеров сделали свою творческую карьеру в телевизионном кино; например, Сергей Колосов, один из родоначальников этого жанра, М. Захаров, М. Козаков, В. Криштофович, И. Селезнева, В. Титов, А. Эфрос большинство собственных фильмов сняли именно для телевидения. Помимо телевизионных объединений, образованных практически на всех киностудиях СССР, которые выступили первопроходцами в области телевизионного кино, с 1968 началось производство лент для телевидения (как игровых, так и документальных, научно-популярных и мультипликационных) на специально созданной студии «Экран». Она выпускала ежегодно до 15 игровых телефильмов, 12 фильмов-спектаклей (то есть снятые на кинопленку, зачастую в павильоне, популярные спектакли различных театров страны), 22 фильма-концерта, 25 мультфильмов, 90 документальных картин, около 1000 часов хроники. По заказу Центрального телевидения на киностудиях создавалось более 100 игровых фильмов (так же, как и выше, в пересчете на односерийные ленты), по 10 мультипликационных картин. Кроме этих фильмов, снимаемых киноспособом, редакция литературно-драматических программ Гостелерадио СССР готовила при помощи телетехники не только спектакли, но и многосерийные телеповести (некоторые из них были названы выше), популярный криминальный сериал «Следствие ведут знатоки», выходивший в течение почти двух десятилетий. Наконец, существовали студии телефильмов в некоторых городах и республиках («Лентелефильм», «Укртелефильм», «Телефильм-Кишинэу» и т. п.), которые тоже занимались производством разнообразной продукции для показа по телевидению, часто используя киносъемочную технику. Таким образом, общее количество, например, игровых картин в односерийном исчислении для телевидения примерно равнялось числу обычных лент для кинопроката, то есть по 140—150 фильмов в год. Но в начале 90-х годов, лишившись государственной финансовой поддержки, телекино в первую очередь испытало большие трудности, опережая подобные процессы в кинематографе. Студия «Экран», особенно после судебной тяжбы с другим новообразованным объединением «Союзтелефильм», в 1993, не имея на счету никаких денег, прекратила свое существование, едва дожив до 25-летия, ставшего горьким юбилеем. Ликвидирована и система заказов производства фильмов для телевидения на киностудиях — к тому же они сами сократили прежде обширные планы. Бюджеты картин растут уже не по дням, а по часам, хотя телекино по причине своей извечной дешевизны и большой выработке полезного метража как раз могло бы оказаться в чуть лучшем положении, тем более, что отечественные кинофильмы почти не идут в прокате, а телевидение имеет выход сразу на миллионы зрителей. Но для этого нужно, чтобы кто-то оплатил даже эти меньшие, чем в большом кинематографе, затраты на съемки. Государство, которое не в состоянии полностью финансировать прямое телевидение, вряд ли в скором времени озаботится проблемами по поддержке телекино. Дистрибьюторским и посредническим фирмам выгоднее купить два десятка зарубежных фильмов с правом показа по телеканалам, нежели на те же деньги создать всего одну собственную картину. Кроме того, рекламным компаниям потребовалось бы взамен предоставить 20-30 минут экранного времени — интересно было бы посмотреть по телевидению полуторачасовую ленту с таким количеством рекламы. По всей видимости, в ближайшем будущем речь может идти только о совместном кинотелевидеопрокате производимых отечественных фильмов, что будет способствовать хоть какому-нибудь возмещению расходов. Ситуация с многосерийными картинами ненамного благоприятнее, несмотря на то, что каждая из серий обходится значительно дешевле отдельной ленты. Длительность съемок в условиях инфляции приводит к непомерному росту бюджета — в этом затруднительном положении создатели сериала «Петербургские тайны» не только вынуждены вести съемки несколькими творческими группами, но и выпускать подготовленные серии на телеэкран раньше срока, не дожидаясь завершения работы хотя бы над половиной этого длинного повествования. Наплыв иностранных телесериалов (так называемых «мыльных опер»*) и фильмов, особенно с начала 1994, вовсе не способствует развитию отечественного телекино, ставя его на грань вымирания. Даже в случае принятия законов квотирования зарубежной продукции в кинотеатрах и на телевидении различным каналам будет выгоднее приобретать права российских кинокартин, нежели производить собственные телевизионные ленты. Но уже сейчас существует острая конкуренция из-за покупки чуть ли не каждого отечественного фильма для демонстрации по телевидению. Поневоле придется вернуться к вопросу о создании своих картин специально для телепоказов.

__________________________________________________________________________

*«МЫЛЬНАЯ ОПЕРА», многосерийная телевизионная мелодрама, сюжет которой насыщен любовными конфликтами, семейными драмами с непременным хэппи-эндом в финале. «Мыльные оперы» пользуются, как правило, большой популярностью у зрителей. Своим названием обязана американской компании по производству мыла, которая после Второй мировой войны финансировала первые дневные радиопередачи, предназначенные для домохозяек. К жанру «мыльной оперы» можно отнести популярные транслировавшиеся по отечественному телевидению американские сериалы «Санта-Барбара», «Династия», бразильский «Рабыня Изаура», мексиканский «Богатые тоже плачут».

Оглавление:

Появление российского кинематографа.

АлександрДРАНКОВ, Александр ХАНЖОНКОВ, Евгений БАУЭР, Петр ЧАРДЫНИН, Владимир ГАРДИН, Яков ПРОТАЗАНОВ, Чеслав САБИНСКИЙ, Лев КУЛЕШОВ, Владислав СТАРЕВИЧ……………………………………………………………………………………………………….2

Кинооператоры:

Александр Левицкий, Юрий Желябужский, Луи Форестье………………………………………..5

Актеры:

Ольга Преображенская, Вера Пашенная, Вера Холодная………………………………………..5

Иван Пельтцер, Витольд Полонский, Владимир Максимов, Иван Мозжухин………………….6

Споры 20-х годов о кино…………………………………………………………………….7

Монтаж аттракционов. С.М.Эйзенштейн …………………………………………………7

Кинооператор: Эдуард Тиссэ………………………………………………………………..9

Правда и «Кино-правда. Д.Вертов и Э.Шуб………………………………………….10

«Актерский» кинематограф ……………………………………………………………..10

Яков ПРОТАЗАНОВ, Всеволод ПУДОВКИН, Абрам РООМ, Григорий РОШАЛЬ, Марк ДОНСКОЙ, Борис БАРНЕТ, Юлий РАЙЗМАН, Иван ИВАНОВ-ВАНО………………………………………………...11

Кинооператоры:

Анатолий Головня, Леонид Косматов, Владимир Рапопорт……………………………………..16

Художник по гриму: Владимир Яковлев …………………………………………………………..16

Актеры:

Мария Блюменталь-Тамарина, Екатерина Корчагина-Александровская, Мария Яроцкая, Серафима Бирман, Татьяна Барышева, Александра Хохлова, Ольга Жизнева, Варвара Попова, Елена Тяпкина, Галина Кравченко, Ада Войцек, Елена Максимова, Вера Марецкая, Эмма Цесарская, Евгения Мельникова, Зана Занони …………………………………………………………………………………….16

Иван Москвин, Наум Рогожин, Александр Чистяков, Федор Курихин, Александр Зражевский, Олег Фрелих, Владимир Уральский, Владимир Попов, Александр Лариков, Сергей Комаров, Владимир Владиславский, Василий Ковригин, Иван Коваль-Самборский, Петр Репнин, Виктор Станицын, Николай Кутузов, Иван Чувелев, Анатолий Кторов, Александр Антонов, Максим Штраух, Николай Охлопков, Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Лев Сведлин, Леонид Оболенский, Михаил Яншин, Анатолий Горюнов, Владимир Фогель, Андрей Файт, Борис Ливанов, Борис Бабочкин, Николай Дорохин, Петр Савин, Леонид Кмит, Анатолий Кубацкий………………………………………………………………………………………19

«ФЭКСы»

Александр ИВАНОВСКИЙ, Фридрих ЭРМЛЕР, АлександрИВАНОВ, Евгений ЧЕРВЯКОВ, Семен ТИМОШЕНКО, Григорий КОЗИНЦЕВ, Леонид ТРАУБЕРГ, Сергей ГЕРАСИМОВ…………………...26

Кинооператор: Андрей Москвин……………………………………………………………………..30

Художник: Евгений Еней………………………………………………………………………………30

Актеры:

Вероника Бужинская, Людмила Семенова, Софья Магарилл, Варвара Мясникова, Нина Шатерникова, Татьяна Гурецкая, Елена Егорова, Тамара Макарова, Валентина Кибардина, Янина Жеймо, Елена Кузьмина.……………………………………………………………………………………….31

Владимир Максимов, Александр Лариков, Иван Коваль-Самборский, Борис Пославский, Геннадий Мичурин, Павел Волков, Владимир Лепко, Сергей Мартинсон, Борис Дмоховский, Федор Никитин, Андрей Костричкин, Борис Чирков, Петр Соболевский, Константин Градополов, Валерий Соловцов, Борис Тенин, Юрий Лавров, Леонид Кмит, Иван Кузнецов, Борис Блинов……………………………………………32

Поэтическое кино. Александр ДОВЖЕНКО…………………………………………………….34

Кинооператор: Демуцкий Даниил……………………………………………………………………36

Актеры:

Юлия Солнцева …………………………………………………………………………………………36

Семен Свашенко, Евгений Самойлов ……………………………………………………………….36






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных