ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
По отношению к купечествуЛиквидация феодальной раздробленности, сдвиги в развитии производительных сил, усиление хозяйственных связей внутри страны обусловили расширение внешнеторговых связей России, как с восточными, так и с западноевропейскими странами. С середины XVI в. изменились условия для русской торговли со странами Востока. С присоединением к Москве Казани и Астрахани открывались прямые торговые пути в прикаспийские страны, в Закавказье и Среднюю Азию. Оживилась русско-армянская торговля, о чем свидетельствовало наличие в Москве Армянского двора. Торговые связи русское государство поддерживало также с персидскими, бухарскими, хивинскими, турецкими купцами. Содержание русско-восточной торговли существенно отличалось от торговли с западноевропейскими странами. Если в Западную Европу Россия экспортировала главным образом сырье, то вывоз в восточные страны состоял преимущественно из товаров промышленного производства. Россия доставляла на Восток вооружение, металлические изделия, стекло, краски, такие традиционные для России товары как меха, мед, воск, а также изделия и продукты, поступавшие из стран Западной Европы. Из восточных стран в Россию поставляли хлопчатобумажные и шелковые ткани, шелк-сырец, бакалейные товары, драгоценные камни. Благодаря экономическим связям с Востоком русские переняли опыт производства хлопчатобумажных тканей. В противоположность восточному направлению торговые связи России с Западом развивались в весьма неблагоприятных условиях. Открытие Америки и морского пути в Индию, падение под ударами турок Византии, упадок торгового значения греко-итальянских черноморских колоний и северо-немецкой Ганзы, перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан - все это сильно изменило мировую внешнюю торговлю и выдвинуло на первые места в ней Нидерланды, Англию, Францию. Россия же до середины XVI в. из-за отсутствия морских путей была почти лишена возможности торговать с этими странами: Балтийское море было отрезано Польшей, Литвой и Ливонией, Черное море - Крымским ханством и турками. Условия для западноевропейской торговли улучшились лишь в середине XVI в. в связи с открытием Беломорского пути. Этому способствовали весьма драматические события. В 1553 г. в поисках нового северо-восточного торгового пути стартовала английская торговая экспедиция, основная часть которой погибла во льдах у норвежских берегов. Однако один корабль, которым командовал Ричард Ченслер, был занесен в Белое море, в устье Северной Двины. Р. Ченслер был принят в Москве Иваном IV. Иван IV, обладая выдающимися способностями государственного деятеля, понимал те преимущества, которые открывала Московии торговля с цивилизованной Англией. Учитывая, что Швеция и Польша всячески препятствовали развитию внешней торговли русского государства с западными странами, царь предоставил англичанам большие коммерческие льготы. Компания английских купцов прежде всего получила монопольное право исключительной и беспошлинной торговли в стране. Иван IV послал грамоту королю Англии Эдуарду VI. В ней русский царь объявлял, что английские суда и корабли могут приходить «когда и как часто пожелают с благонадежностью, что им не будет учинено зло». В Лондоне была образована торговая компания для торговли с Московией, получившая патент от королевы. Иван IV предоставил англичанам право свободного въезда в Русское государство и выезда из него и беспошлинной торговли в порубежных городах. Соответственно Англия предоставила такие же права русским купцам, но Россия не имела торгового флота, потому купцы не могли воспользоваться полученными правами. В 1567 г. английской компании было дано право монопольной торговли в устье Северной Двины и беспошлинной торговли в Казани и Астрахани, а также дозволен беспошлинный транзитный провоз товаров в Бухару и Китай. Для западных стран возможность торговых связей с Россией имела огромное экономическое значение. XVI век был временем бурного расцвета судостроения в Англии, Голландии, Испании, временем больших морских экспедиций. Вывоз из России льна, пеньки, смолы, дегтя, леса имел решающее значение для создания западноевропейского флота. Складывавшаяся на Западе мануфактура нуждалась в сырье. Получение его из стран Востока облегчалось возможностью транзитного провоза через русскую территорию. В Россию из стран Запада поступали сукна, колониальные товары, бумага и т.д. Открытие и освоение Беломорского пути имело важное значение для развития русского торгового предпринимательства. Оно способствовало оживлению местных торговых связей, ознакомлению русского купечества с особенностями коммерческой практики англичан. В долгосрочном плане оно создавало надежную базу для торговых операций с Западной Европой. Но морской путь в страны Западной Европы через Архангельск был трудным и дальним. К тому же Россия не имела собственного торгового флота и для перевозки грузов вынуждена была фрахтовать иностранные корабли. Пользуясь этими трудностями, иностранное купечество пыталось стать монопольным посредником в торговле России с Западной Европой и Востоком. Особенно претендовала на это «Московская компания» английских купцов.
Значение Беломорского пути для русской торговли
Московское государство стремилось регулировать внутренние и внешние торговые операции. Так, в XVI веке существовала государственная, царская монополия на торговлю рядом товаров. В этой монополии находилась, в частности, торговля хлебом, пенькой, шелком, мехами, лесом, воском и т.д. Распространенной была практика скупки на местах представителями казны «заповедных товаров» по ценам, установленным самой же казной. Эти товары перепродавались по высокой цене как своим, так и иностранным купцам. Особый контроль был установлен казной над поставками в Московию иностранных товаров. Все они после осмотра и оценки в таможне предъявлялись лично царю или уполномоченным на то лицам. Отобранные товары покупались у иностранных купцов по заниженным ценам. При этом часть их перепродавалась по более высоким ценам русским купцам. Как русские, так и иностранные товары подлежали обложению разнообразными таможенными пошлинами. Для их сбора обычно строилась особая таможенная изба, где купцы вынуждены были оставлять немалые деньги. Например, московская таможня подразделялась на два стола - большой и малый, и соответственно каждый из них взыскивал пошлину за один и тот же товар. Наряду с основными сборами взимались и дополнительные: за подвоз товара, за выгрузку, за его взвешивание и т.д. В целом таможенные сборы достигали 1/12 части от стоимости товара, не считая угощений и взяток другого рода. Все это негативно отражалось на торговых оборотах, но составляло значительную часть доходов казны. С начала XV в. на Руси стала развиваться так называемая система откупов, т.е. практика передачи государством частным лицам за определенную сумму права сбора государственных доходов с тех или иных хозяйственных операций. Так, например, на откуп был отдан сбор таможенных пошлин. В середине XVI в. были введены винные откупа. В роли откупщиков выступала верхушка купечества. Еще одну статью государственных доходов давали питейные заведения, которые оставались в ведении государства. Питейными заведениями управляли «кабацкие головы» (заведовавшие производством и продажей водки) и «целовальники» (продавцы). За недобор «запланированного» дохода за год головы и целовальники отвечали собственным имуществом. Итак, правительство, получая выгоды, держало развитие коммерции под жестким контролем, а это ставило предпринимателей в зависимое положение от государства и его чиновников и накладывало отпечаток на формирование особого склада русского предпринимателя-купца. XVI век был отмечен дальнейшим отчуждением и перераспределением собственности. Государство, захватив основные земельные богатства, став основным собственником земли, не ввело ее в свободный оборот, а стало использовать в своих интересах. У одних владельцев земли отбирали и передавали другим, более преданным, либо в счет оплаты за военную службу. Отчуждение и перераспределение земельной собственности подрывало материальную основу предпринимательства, снижало инициативу и активность людей. Окончательно остатки частного землевладения уничтожила опричнина Ивана IV в XVI веке. В опричнину отошли области торгового и промышленного значения. Укрепление Москвы как центра внутренней и внешней торговли привело к противостоянию центральной власти с Новгородом. Интересы национально-государственные столкнулись с частно-коммерческими, что привело к карательным походам против новгородских бояр. Верхом вандализма опричнины стало уничтожение свободного Новгорода в 1570 г., когда опричники грабили город шесть недель, из города было вывезено 300 возов золотом, серебром. В целях сосредоточения капитала Москва переселяла на свою территорию наиболее богатых купцов из Новгорода, Пскова и других городов. Особо крупное переселение состоялось в 1569 г., когда в Москву было привезено 145 семей. Подобные переселения не только давали Москве крупные капиталы, расширяли её международные связи, но и вызывали большое недовольство купцов, которые теряли недвижимое имущество, часто утрачивали деловые контакты. В 70-80-е гг. XVI в. происходит спад деловой активности многих торговых людей, причиной которого являлись как опричный террор, так и Ливонская война, повлекшие за собой невыносимый фискальный гнет, а также массовые эпидемии, опустошившие многие районы страны. Новое государство мучительно трудно шло к осознанию ценности предпринимательского слоя и необходимости его юридической защиты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|