ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мышление и его развитие в онтогенезе.Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Формы мышления, мыслительные операции. Возрастная динамика видов мышления. Специфика развития мыслительных операций у детей. Своеобразие форм детской мысли. Выготский Л.С. о развитии понятийного мышления у детей. Понятие о мышлении. Когнитивная сфера человека имеет иерархичное строение, включающая в себя разные уровни, соподчиненные друг другу. 1 уровень – сенсорный (основная единица этого уровня – ощущения). 2 - перцептивный (восприятие). 3 – репрезентативный (память). 4 – мыслительный (мышление). 5 – креативный (воображение). Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенно нового, процесс опосредственного (действия, образы, понятия, знаки, слова) и обобщенного (понятия, суждения, умозаключения) отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Отличие мышления от других мыслительных процессов в том, что мышление почти всегда связано с наличием проблемно ситуации, задачи, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Задачи мышления: 1. Раскрытие отношений, связей между предметами. 2. Выявление существенных, необходимых связей, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция. Мышление не решает одну и ту же задачу заново, а в обобщенной форме раскрывает принципы ее решения. Особенности мышления: 1. Носит социальный характер. 2. Связана с речью. Свойства мышления: 1. Опосредственность. Необходимость опосредования возникает в 3 случаях: - из-за несовершенства наших анализаторов; - когда непосредственное познание нерационально; - непосредственное познание принципиально было бы возможно, но в современных условиях совершенно исключено. 2. Обобщенность. Мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих свойств предметов и явлений. 3. Установление связей между предметами и явлениями, что дает возможность причинно-следственной связи в природе и общественной жизни. 4. Отвлеченность – это выделение только тех свойств, признаков предметов и явлений, которые важны для решения актуального вопроса, отвлекаясь от всех других признаков в данном случае не значимых для человека. Физиологическая основа мышления – аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий + образование второсигнальных нервных связей. Мотивы мышления: 1. Специфические познавательные мотивы (человек сам стремится к познанию). 2. Неспецифические, связанные с внешними причинами (по желанию педагога, по приказу). Проблема мышления долгое время была разделом философии и логики. Поэтому в изучении мышлении проявляется борьба между материализмом и идеализмом. * Материалистический подход. Исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Эта формула приводила к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации; данный подход утверждал, что само мышление не является особым специфическим процессом. * Идеалистическая философия видела в мышлении особые формы активности человеческого духа, не сводимые ни к каким более элементарным процессам. * Данный подход к мышлению как к особой форме психической деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала мышление предметом специального экспериментального исследования – Вюрцбургская школа. В результате исследований психологи пришли к выводу, что мышление не опирается на какие-либо образы, а составляет особые «логические переживания». Проблема мышления в науке оказалась нерешенной, поэтому встала задача - рассмотреть эту проблему с материалистических позиций, т.е. мышление не как «проявление духа», а как процесс, который формируется в общественной истории, протекает сначала как развернутая предметная деятельность, с использованием системы языка и знаков и лишь потом как свернутая форма с характером «внутренних умственных действий». Виды, формы, операции мышления. * Виды мышления по средствам и способам: 1. Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Это мышление в решение мыслительной задачи использует двигательные пробы – это способ данного мышления, а средством в данном случае выступают наши собственные движения (тактильные, зрительные и т.д.). 2. Наглядно-образное – это вид мышления, который опирается на восприятие и представление. Здесь способом выступают внутренние пробы, а средством выступают образы – это отвлеченные и обобщенные представление. 3. Логическое или абстрактное – мышление понятиями, рассуждения, лишенное практической наглядности. * По степени рефлексии: 1. Интуитивное. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 2. Аналитическое. Оно развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, осознанно человеком. Эти 2 вида мышления отличаются по 3 признакам: - временной (время протекания процесса); - структурный (членение этого процесса на этапы); - уровень протекания (осознанность или неосознанность). * По функциям: 1. Критическое, имеющее цель проанализировать какое-либо положение, теорию. 2. Творческое, имеет целью создать какой-то продукт, отличающийся новизной, внести элемент нового в уже известное. * По степени эгоцентрации: 1. Реалистическое – оно направлено в основном на внешний мир и регулируется логическими законами. 2. Аутистическое – связано с реализацией желаний человека. * По степени новизны, получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта: 1. Репродуктивное – предполагает усвоение и воспроизведение уже готовых знаний. 2. Продуктивное - когда уже в известное знание вносятся элементы личностного отношения к нему. * По степени осознанности: 1. Произвольное. 2. Непроизвольное. * По задачам: 1. Практическое. Его основная задача – подготовка физического преобразования действительости: постановка цели, создание плана. Практическое мышление разворачивается в условиях жесткого дефицита времени. В нем ограничены возможности для проверки гипотезы и поэтому оно более сложное. 2. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. В нем используется такой критерий как характер обобщения. Выделяют 3 основные формы мышления: 1. Понятия – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятия – это более развернутая форма познания. Оно значительно шире отражает действительность, чем представление. Понятия бывают: - конкретными (стол, стул), - неконкретные. 2. Суждения – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов явлений и других свойств. Суждения бывают: - общие – утверждают или отрицают что-то относительно всех предметов и явлений, объединенных понятием (ученики 5 класса написали контрольную хорошо), - частные – речь идет только о части предметов или явлений, объединенных понятием (три девочки получили пятерки), - единичные – суждения, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии (Катя Иванова получила единственную тройку). Суждение раскрывает содержание понятий. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека. 4. Умозаключение – это такая форма мышления, в процессе которой, человека, сопоставляя и анализируя различные суждения выводит из них новое суждение. Виды: - ложные (неверные, искаженные, субъективный характер может сыграть свою роль) – истинные (они соответствуют роеальной действительности), - индуктивные (это способ рассуждения от частных суждений к общему), дедуктивные (наоборот), трансиндуктивные (от частного суждения к частному). Операции мышления. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой, следовательно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: 1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. 2. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей и свойств. Анализ неразделим с операцией синтеза – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. 3. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предмета, при одновременном отключении от других несущественных его свойств и признаков. 4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделены в процесса абстрагирования. 2 вида: - формально-эмпирическое – осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков; - содержательно-теоретическое – основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей. 5. Конкретизация – это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. 6. Классификация – деление на группы по какому-либо основанию. Возрастная динамика видов мышления. Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу 1 года жизни. Ребенок, манипулируя с игрушкой применяя по отношению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свойства предмета. Он переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка. После 6 месяцев накапливая опыт действия с разными предметами ребенок начинает учитывать особенности формы и величины. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами их частями. С 7 месяцев происходит развитие соотносящих действий. В возрасте 8 месяцев ребенок осуществляет действия уже в соответствии со свойствами предмета (кирпичики складывает, шарики катает). К концу 1 года жизни ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий, он переносит знакомый способ действия с показанным предметом, на другие предметы (в коляске катает не только куклу, но и зайца). Т.о., манипулирование с предметами на протяжении 1 года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойстве объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, а позднее – действия с предметами, совершаемые с практической или игровой целью. К концу 1 года мышление характеризуется: - к концу 1 года ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, - мышление не является самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, включено в практические манипуляции с предметами, - возникают предпосылки развития любознательности. Развитие мышления в раннем возрасте. К концу 1 года жизни дети начинают обнаруживать элементы проявления мышления: замечает простейшие связи и отношения между предметами. Основным видом мышления является наглядно-действенное – выполняя пробы, направленные на достижение цели и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Наглядно-действенное мышление развивается в связи с овладением предметной деятельностью, когда ребенок под руководством взрослых усваивает способы употребления предметов, он усваивает и отношения между ними, возможности воздействия при помощи одного предмета на другой. Уже на уровне наглядно-действенного мышления возникают свойства отвлеченности и обобщенности. В орудии выделяются те признаки, которые важны для его употребления, остальные отступают на задний план. Ребенок начинает использовать знакомое орудие в новых ситуациях, усваивает его обобщенное значение для решения определенного рода задач. Уже в наглядно-действенном мышлении принимают участие образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. По мере накопления опыта практических действий мышление ребенка начинает полностью осуществляться при помощи образов и становится наглядно-образным. Какое из этих 2 видов мышления будет использоваться ребенком будет зависеть от сложности задачи и имеющегося опыта решения задач подобного рода. Особенности мышления в раннем возрасте: - мышление возникает и функционирует в предметной деятельности, - освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению связей между целым и частью, - ребенок решает практические задачи с помощью орудийный и соотносящих действий, - включение речи в процесс решения мыслительной задачи придает ему, целостность, - у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение, обобщение. Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте: 1. У старших дошкольников действенному решению задачи предшествует мыслительное ее решение. 2. Из действенного мышления становится планирующим, словесным, критическим. 3. Действенная форма мышления остается в резерве, ребенок прибегает к ней, когда сталкивается с новой задачей. Эти изменения в процессе мышления обусловлены: 1. Расширяющейся практикой ребенка. 2. Возрастание потребности ребенка, побуждающей его к постановке и решению все более сложных задач. 3. Возрастающее значение речи. Специфика развития мыслительных операций. В возрасте с 1 до 3 начинают складываться мыслительные операции, что объясняется овладением орудийными действиями. Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков, а именно цвета, формы, величины. Развитие 1-х мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован в качестве заместителя другого. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются мыслительные операции, они начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Выготский о развитии понятийного мышления у детей. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен освоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Формирование у старших дошкольников понятий состоит в том, чтобы организовать переход от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. Выготский выделяет 3 этапа формирования понятия. 1 этап – младший дошкольный возраст – этап синкретов. На этом этапе слов не имеет для ребенка существенного значения. 2 этап – образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют 4 вида: 1). Ассоциативный комплекс (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу). 2). Коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака). 3). Цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основе одних, а другие – совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу). 4). Особое место занимает псевдопонятие (внешне – понятие, внутренне - комплекс). 3 этап – собственно понятие, оно образуется на основе отбора группы предметов, объединенных по одному признаку, путем его абстрагирования. Эта ступень включает в себя следующие стадии: 1). Стадия потенциальных понятий, на которые ребенок выделяет группы предметов по одному общему признаку. 2). Стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|