Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Память и ее развитие в онтогенезе.




Теории памяти в отечественной и зарубежной психологии. Характеристика процессов памяти. Классификации видов памяти. Свойства памяти.

Развитие памяти в детстве: соотношение образной и словесной памяти; непроизвольная и произвольная память; развитие высших форм запоминания. Формирование приемов логического запоминания у детей.

Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или думал и последующее воспроизведение этого. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без нее невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Функции:

- связь с прошлым и настоящим, ориентировка на будущее,

- передача опыта,

- формирование ЗУНов.

Физиологическая основа – способность нервной ткани изменяться под воздействием раздражителя, сохранять следы этого раздражения и воспроизводить их.

Экспериментальное изучение памяти началось в 80-х годах прошлого века. Одной из первых теорий памяти была ассоциативная Г. Эббингауза, Г. Мюллера и др. в основе – понятие ассоциация – связь между отдельными психологическими образованиями. Память понимается как система устойчивых ассоциаций по смежности, сходству, контрасту. Исходя из этих положений разрабатывались новые методы ее изучения и объяснения, что позволило открыть ряд механизмов и законов памяти. Были установлены приемы заучивания, исследована длительность хранения следов, а также их постепенного угасания (Эббингауз). Мюллер – законы закрепления и воспроизведения следов памяти. Он установил зависимость между количеством запоминавшихся объектов и частотой повторений, между сохранностью материала и временем, прошедшим между заучиванием и его воспроизведением.

Несостоятельность ассоциативной теории – не учитывались избирательность и целенаправленность человеческой памяти, ассоциации, по их мнению, образуются на случайной основе.

В конце 19 в. гештальттеория памяти. Исходное понятие и главный принцип – изначальная целостная организация – гештальт. Законы формирования гештальта – определяют память. Подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостного, организации в систему про запоминании и воспроизведении. Основополагающая мысль – при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившихся на ассоциативной основе.

Взгляды сторонников бихевиоризма близки к ассоцианизму. Различие – бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала, много внимания уделяли изучению работы памяти в процессах научения.

Психоанализ – выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены многие механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивацией. В начале 20 в. возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что ее процессы зависят от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

С точки зрения рефлекторной теории И.П.Павлова в основе процесса памяти лежат ассоциации, представляющие собой временную нервную связь. Ассоциации по смежности включают связь объектов во времени и пространстве. Ассоциации по сходству как бы фиксируют сходные явления, ассоциации по контрасту – противоположные. Важное значение имеют смысловые ассоциации, причинно-следственные по своей сущности.

В теории происхождения высших психических функций Л.С. Выготским были выделены этапы фило - и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Ее процессы рассматриваются как неразрывно связанные с деятельностью людей, определяемые ею и вместе с те сами представляющие собой одну из форм человеческой деятельности, которая формируется в процессе общения. Согласно деятельностной теории память образование связей ассоциаций между разными представителями, а так же запоминание, сохранение и воспроизведение материала доказано в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. Испытуемым предлагалось три вида работы: подбирать к данным словам дополнительные слова на ту же букву, подбирать к ним слова, аналогичные по свойствам и подбирать слова, которые связаны с ними по содержанию. Эксперименты показали, что в последних двух опытах результаты оказались выше, что обусловлено тем, что сложная интеллектуальная деятельность способствовала лучшему удержанию в памяти соответствующего материала.

Виды памяти:

Объект запоминания Что? Степень волевой регуляции Как? Длительность хранения Информации. На сколько?
  Образная – запоминание, сохранение, воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов, явлений действительности. - слуховая - зрительная - обонятельная - вкусовая - тактильная   Двигательная – запоминание и воспроизведение движений и их систем. Лежит в основе формирования двигательных навыков.   Словесно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий и словесных формулировок.   Эмоциональная – память на пережитые чувства.   Произвольная – предполагает наличие цели запомнить, используются волевые усилия и специальные приемы.   Непроизвольная – запоминание происходит автоматически, без усилий, без цели, само собой.   Кратковременная – запоминание на очень короткое время, на достаточное для быстрого воспроизведения. В последующем информация стирается.   Долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения материала.   Оперативная – запоминание каких-то сведений, данных, необходимых на время выполнения операций, отдельного акта.   Генетическая – врожденная память, передается биологически из поколения в поколение.   Мгновенная – рассчитана на очень короткое время сохранения следов воспринятого материала. Действует, как правило, в процессе восприятия. Это полное остаточное впечатление, кт возникает от непосредственного восприятия стимулов. Память-образ.   Промежуточная – перед сном перед глазами возникает то, что видели днем.  

 

Процессы памяти:

1. запоминание

2. сохранение/забывание

3. воспроизведение

Запоминание – процесс запечатления информации. В зависимости от целевой установки может быть произвольным (ставится цель, используются волевые усилия и специальные приемы) и непроизвольным (совершается без заранее поставленной цели, протекает без волевых усилий). Успешность непроизвольного запоминания во многом зависит от характера деятельности и от степени ее сложности. Произвольное – представляет собой сложную целенаправленную умственную деятельность, подчиненную конкретной мнемической задаче. Оно может осуществляться путем концентрации произвольного внимания и неоднократного повторения, либо путем сознательного самостоятельного обращения к разным способам анализа и осмысления материала. Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с разной глубиной понимания, в соответствии с этим выделяют механическое и логическое (смысловое) запоминание. Осмысленное запоминание по своей психологической структуре включает ряд логических операций и, по существу, приближается к логическому мышлению.

Сохранение/забывание. Прочность сохранения обеспечивается:

- осмысленностью и прочностью запоминания,

- повторением, которое должно быть разнообразным по содержанию и по форме.

Забывание биологически целесообразно и обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому неподкрепляемых.

Воспроизведение по механизму представляет собой актуализацию, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей. Может протекать преднамеренно (связано с активной работой мышления и волевыми усилиями) и непреднамеренно. Воспроизведение может происходить в разных формах. Простейшая форма – узнавание, возникает при повторном восприятии объекта. В основе узнавания лежит выделение существенных признаков объекта. Воспоминание как форма воспроизведения – осуществляется при отсутствии восприятия объекта. Тоже произвольное и непроизвольное. Наиболее активной формой воспроизведения является припоминание, кт имеет большое значение учебной деятельности. Явление реминисценции – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных