Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Физиологические основы внимания.




Концепция И. П. Павлова. В ее основе закон индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем. Что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Концепция А.А. Ухтомского. Принцип доминанты. В мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения. Доминанта обуславливает работу нервных центров в данный момент и предает поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанта суммирует и накапливает импульс, текущий в нервной системе, одновременно подавляя активность других центров. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражителя, Нои внутренне состояние нервной системы, обусловленное предшествующим воздействием и закрепленное в опыте нервных связей.

Психологические теории внимания.

Теория внимания В.Рибо: Внимание независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связывает с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние внимание сопровождается определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Было особенно характерно подчеркивание значения физиологических корреляторов психических процессов и состояний. Его теорию можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание влечет за собой усиление кровообращение в занятых мышлением органах тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Основную роль движений в акте внимания он обозначил следующим образом: движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усиление, которое мы прилагаем, сосредотачивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается секрет произвольного внимания.

Теория П.Я. Гальперина: Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли имеющихся в данный момент времени в психике человека. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Контрольная представляется вниманием как таковым. В отличие от других действий детальность внимания не имеет отдельного, особенного результата. Внимание как самостоятельный акт выделяется, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, то есть форма контроля, выполняемая по заранее составленному плану. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Свойства внимания. 1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранить состояние внимания, на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Может определяться разными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени, психическими состояниями, мотивацией, внешними обстоятельствами.

2. Сосредоточенность – проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3. Переключаемость – его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой человек может переносить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. С переключением внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания. Переключаемость связана со специальными свойствами нервной системы, такими как лабильность, возбудимость, торможение.

4.Концентрация – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами – тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

5.Распределение – способность рассосредотачивать внимание в значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Зависит от психического и физического состояния человека. При утомлении область его сужается.

6. Объём – количество информации, одновременно способной сохранятся в сфере повышенного сознания человека.

Виды внимания. Природное – дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм этого внимания ориентировочный рефлекс. Социально-обусловленное – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное – не управляет ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, предметов. Непроизвольное – не связано с участием воли. Не требует усилий для того, чтобы удержать в течении определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание. Произвольное – обязательно включает волевую регуляцию, связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием противоположно направленных интересов. Чувственное – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое – либо впечатление. Интеллектуальное – связано с сосредоточением и направленностью мысли. Объектом интереса является мысль Послепроизвольное – возникает на основе интереса, без какого - либо волевого усилия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных