Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способности как индивидуально-психологические особенности человека.




Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Под способностями понимаются такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУНов, но которые сами к наличию этих ЗУНов не сводятся. Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психо0физические функции и психические процессы, но и все развитие личности. Хотя внешние способности проявляются в деятельности: ЗУНах, но и то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к ЗУНам человека способности выступают как некая возможность. Способности – лишь возможность определенного освоения ЗУНов, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Однако ЗУНы остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются, дольше формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Теплов выделил 3 основных признака понятия способность.

1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

3. Понятие способность не сводится тем ЗУНам, которые уже выработаны у данного человека, но объясняют легкость их приобретений.

Таким образом, способности проявляются не в самих ЗУНах, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Задатки и способности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Т.к. задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое сами задатки входят лишь как предпосылка. Врожденные особенности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П.Павлов выделял 2 типологии людей: 1. в зависимости от типа ВНД; 2. в зависимости от соотношения сигнальных систем. Тип ВНД оказывает существенное влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей. Преобладание проявлений 1-ой или 2-ой СС с присущим им отражением деятельности позволяет выделить 3 тип, обозначенные Павловым, как художественный, мыслительный и средний. Развитие задатков – социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух. И если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-лидо другому, развить соответствующие способности. Задатки неспецифичные по отношению к конкретному содержанию к конкретным формам деятельности, они многозначны; на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Взаимосвязь и взаимокомпенсация разных способностей у детей. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Период дошкольного детства является началом формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей. В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Именно это открывает педагогом и родителями важную сторону способностей ребенка: широкие возможности компенсации одних свойств другими, одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. В дошкольном детстве ребенок занимается как той деятельностью, к которой имеет способности, так и той к которой он их не имеет. Если ребенок вынужден продолжать занятия этой деятельностью. Он сознательно или неосознанно при помощи взрослого может компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По наблюдениям Е.П.Ильина, компенсация может осуществляться через формирование типического стиля деятельности, либо через другую, более развитию способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности, или ее отсутствие, вовсе не исключает того, что ребенок добьется успешного выполнения деятельности. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, более развитыми у ребенка. Компенсаторные возможности способностей выявляются, например, специальным воспитанием детей, с ослабленным слухом и зрением. Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает перед ребенком большие возможности, раздвигая границы разнообразных видов деятельности и совершенствования в них.

Способности и деятельность. Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следуют отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение ЗУНов, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того способности человека могут развивать через какое-то время или проявить в другом виде деятельности. Не всякая деятельность развивает способности личности. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, не трудно заметить существование различных видов деятельности, не развивающих, а наоборот, отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей. Когда говорят о развивающей деятельности применительно к отдельному индивиду, то имеют в виду, что она выступает как значимая для него, как деятельность, вокруг которой аккумулируются его возможности. Поэтому, чтобы понять, является и данная деятельность развивающей, ей необходимо дать личностью характеристику. В этом смысле даже профессиональная деятельность, проходящая через всю жизнь человека, не всегда может быть значимой для индивида. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существуют известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается шире способностей, необходимых для конкретного ее вида. В связи с этим способности можно разделить на актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те которе необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Способности проявляются в деятельности, но в ней же они и развиваются. Они обнаруживаются только в деятельности, которая не сожжет осуществляться без наличия этих способностей.

Виды способностей человека. Теперь в первую очередь необходимо различать природные способности (биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обуславливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору механизмам формирования человека и животного принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме природных способностей есть приобретенные (социальные) способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это высшие, культурно-обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические и т.д. Общие способности обеспечивают владение ЗУНами, которые в последствии реализуют в деятельности. К ним относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и т.д. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных и наоборот. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком ЗУНов, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Предметные (предметно-деятельностные или предметно-познавательные) и межличностные (способности к общению, взаимодействию с людьми) способности в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно назвать способности к различным видам теоретической и практической деятельности. Примерами межличностными способностями может служить речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности входить в контакт с различными людьми и т.д. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Одаренные дети. Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Для детей этой категории характерны повышенная восприимчивость и постоянная готовность прилагать усилия. Им нравится напрягать ум. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям к новой «умственной пище» побуждает их к проявлению инициативны, к не испробованным ходом мысли, к творческим попыткам. При этом их неустанная умственная активность неразрывно связана с ее саморегуляцией. Такие дети не упускают из виду принятую ими цель и стремятся управлять своими действиями; при увлекающем занятии даже самые подвижные из них могут длительно поддерживать умственное напряжение или неоднократно возобновлять усилия. Вряд ли можно заставить таких детей быть пассивными, бездельничать их мозг нуждается не в отдыхе – ему необходима работа. В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, с чем их ровесники, при тех же обстоятельствах. Неудивительно, что именно у таких детей – с ускоренным умственным развитием – чаще всего и называют одаренными. Характерная черта незаурядных в умственном отношении детей – их необычайная познавательная активность, не насыщаемость потребность деятельности, - судя по всему, связана с ускоренным созреванием мозга. Имеются основания считать, что и другие особенности ребенка с необычайно ранним подъемом интеллекта связаны со спецификой детства, т.е. представляют собой, прежде всего возрастной феномен. Появление детей с умственными возможностями, свойственными более старшим возрастам и последующее снижение темпа умственного развития у многих из них можно рассматривать как подтверждение того, что их умственного развития у многих из них можно рассматривать как подтверждение того, что их умственные проявления обусловлены в значительной мере возрастными свойствами. Следует подчеркнуть, что как уровень, так и своеобразие умственного потенциала проявляются у растущего человека не сразу, не полностью, а в ходе возрастных изменений. Такова специфика детства: именно в меняющихся, возрастных проявлениях интеллекта выступают те собственно индивидуальные, межвозрастные свойства, которым предстоит укорениться, развиться, и эти подлинные признаки одаренности не всегда лежат на поверхности. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

Виды одаренности: Художественная одаренность – это вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычайное, красивое и запоминать надолго. Определенным потенциалом художественного развития обладает каждый человек и потенциал этот надо раскрыть. Музыкальное дарование – сравнительно рано проявляются признаки одаренности в области музыки. Высокая избирательность выражается здесь в том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. С раннего возраста у музыкально одаренного ребенка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трем годам такие дети различают все мелодии, которые слышит, и точно их интонируют. Некоторые дети начинают петь раньше, чем говорить. Познавательна активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в три-пять лет, резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально малыш имитирует жесты, манеры пения. Игры на музыкальных инструментах – все, что видит у взрослых. Подражание – это первая попытка к творчеству. Музыкальная одаренность – высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Общая интеллектуальная и академическая одаренность – дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешной обучении отдельным учебным предметом и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике ил иностранном языке и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются не так легко. Математическая и шахматная одаренность - как и музыкально-художественная, рано проявляется себя одаренность математическая и шахматная. Некоторые дети уже в три-четыре года увлеченно играют с числами. Освоение простых арифметических действий происходит быстро и радостно: ведь открывается масса новых возможностей для числовых игр. В четыре-пять лет некоторые одаренные дети с легкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математике. Для одаренных детей не составляет большого труда присчитывание в уме сложных шахматных композиций. Литературное дарование – раскрывается позднее, по-видимому, оно больше зависит от опыта и знаний. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Для ребенка естественно выражать свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживание иначе. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм. По сравнению с работами сверстников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны, хотя в целом несут еще печать подражательности. Социальная одаренность – если у ребенка творческий потенциал раскрывается именно в социальной области, особенно важно помочь ему построить взаимоотношения с окружающими на основе уважения, внимания к личности. Не заметить лидера в группе детей не возможно. Достаточно недолго понаблюдать за детьми на занятии или в игре как быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный малыш. Его отличительная особенность – такому ребенку до всего есть дело.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных