Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Московская живопись 1/3 15в. Андрей Рублёв и его современники.




«Обоженная живопсиь». Постепенно Рублеву слишком много приписали, это просто его круг. Московская живопись этого времения расцветала благодаря местной традиции и благодаря приезжим византийским мастерам. Традиция классицизма, эллинистических образов в это время была достаточно устойчива.

1405 г. – последнее упоминание Андрея рублева. Воздействовал на художников, играл ведущую роль в формировании стиля того и последующего времени.

Храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля. 1399 г. – одна из реставраций. Иконы при перестройки сохранили. Феофан Грек и ученики. Большая икона. Архангел в центре, а вокруг в клеймах сцены, связанные с преданием о нем или ангельско/архангельской темой, которые восходят к Ветхому и Новому Заветам, к истории монахов и т.п. Верхний левый угол: Троица. Не очень хорошая сохранность. Сияющая живопись. Золотой фон. Красный плащ, синие и голубые доспехи (теперь пожелтело от олифы, зеленого цвета). Имеет сходство с образами 14 в7: ракурс, тип лика, движение, уркупненные черты в целом. Красота линии, дуги, которыми очерчены формы, плавность корнации, протяженность линии – новое в искусстве. Мягкость в образе, плавность в живопись и композиции. Крупные, но не острые белильные пятна на доспехаха и крыльях.

Успенский собор в Звенигородок. 1400 г. Роспись. Сохранились в простенках барабана, предалтарных столбах росписи. В храме идет служба, фрески в копоти, постоянно расчищают, утрачивают их. Большая подробность в 15 в.

Простенки барабана2 регистра: верхний – праотцы, нижний – пророки поясные. Четкие, ровные, спокойные контуры. Маленькие ступни. Аккуратность линий, облегченность и уменьшенность пропорций. «искусство, где встретились Феофан Грек и Андрей Рублев». Величественные фигуры, мощные складки, контратсы между зоной ног и поясом, контрасты между фигурой и маленькими конечностями, развивающийся конец драпировки. Вметсе с тем прозрачность живописи, тонкие и плавные белильные пятна – новая эпоха.

Пророк Даниил – молодой, пышные волосы, маленькая восточная шапочка на голове. Соединение старого и новго, плечи, грамадный торс, замах руки, ракурс, энргичный поворот головы, шеи, а 15 в. в том, что некрупные черты лица, голова, наполненные светом драпировки, белильные широкие поверхности, положенные поверх, светоносность.

Предалтаные столбы – Флор и Лавр. (Новгород – 1125 г. фрески – тоже Флор и Лавр). Целители тела и души. Ниже – Голгофские кресты. Еще ниже – парные изображения – сценическ ие композиции, диалоги. Северный предалтарный столб: архангел в монашеской одежде, он монаху Пахомию вручает монастырский устав. Это перед глазами молящихся, иконостас был выше. Это городской храм, его строил Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Донского. Тема чистоты, духовности жизни очень характерна для эпохи. У ангела жест благовествующий, ораторский, изысканные линии, точеные формы. Южный предалтарнаы столб: монах Варлаам, который в Индии беседует с царевичем Иосафом, проповедует ему христианство. Тои после этого принчл крещение. Иной мастер: важны длинные, плавные линии, тонкая силуэтность. Овальные контуры, текущие контуры. Это искусство, на фоне которого «вырастет» Рублев. Мотив тихой, бессловесной беседы. Мягкая склоненность, тишина состояния, Спойкойствие, вместе с тем и насыщенность, вдумчивость – ключивое для 15 в.

Звенигородский чин – Рублев (!под вопросом!, нет сведений, что это он, есть даже предположение, что это византийский мастер, что вряд ли, конечно ). Их нашли в сарае при Успенской церкви в Звенигороде. Нашли вскоре после Революции, в начале 20 в. Остались именно лики. Три иконы: Спас, Архангела Михаил и Петр. Четвертая икона находится в Успенском соборе, но это доска, на которой поздняя живопись – Иоанн Предтеча. Дополнительное подтверждение, что это чин именно из этого собора.

Спас. Очень крупный был торс Христа. Есть ракурс. Плечи были в повороте. Эта иконография имеет свои повторения в маленьких иконах 15 в. Он не просто держал Евангелия, но там был текст: «Приидите ко мне нуждющиеся и...» (Еванегилие от Иоанна). Сам лик – фронтально. Проблема характеристики этого Спаса очен крупная: сочетается много традиций в трактовке Христа. Ясно одно: это не тот, образ, который господствовал в конце 14 в. Всеобщность нравственного идеала – главное определение. На Руси больше, чем где бы то ни было удалось передать эту мягкость Христа. Многогранность внутренней жизни. Идеаьный образ на многие века вперед. Он стал базовым и основным для последующих этапов развития русской духовности. Нету теней! – особенность лучших произведений раннего 15 в. в московской живописи. Настолько культивируется тема света, что мастера умудряются писать почти без теней, все светится6 все прозрачное. Нет желтоватой охры, все имеет в большей или меньшей степени розоватый оттенок – все это отличает эту живопись от византийской. Плавность и общая ритмика контуров, черт лика.

Арахангел Михаил – другой художник, скорее сего все 3 иконы – разные матсера. Интенсивность цвета, красок. Особая трактовка ангельской красоты – античная красоты, воссздание ее, возрождение. Есть тени, нет абсолютного свечения. Светлые глаза.

Апостол Павел. Тоже скорее всего еще один мастер.Мудрость, философичность, размышления, сосредоточенность.Очень сложные цвета, смешанные оттенки. С красной книгой в руках.

Евангелие Хитрово. РГБ. Пристольное, Евангельские чтения. Название по фамилию русского боярина, у которого была должность в Кремле, он бул любитель древности. Обратил внимание на бесхозное.Евангеиле в Кремле, вложил его в Троицкий монастырь. Поэтому такое название. Либо из Архангельского собора (конец 14 в.), либо из Благовщенского (начало 15 в.). «Феовфан Грек, да Прохор из Городца (ничего не осталось), да Андрей Рублев» - подпись в Архангельском соборе, Рублев не особо известный мастер тогда. 8 иниатюр: 4 евангелиста и 4 символа евангелистов.

Евангелист Иоанн и ученик Прохор. Сияние золотога и синего, сильнейшее свечение. Лишь одна красная линия – обрех книги, в которой пишет Прохор. Подвижность, резкие ракурсы, повороты. Даже пейзаж движется, шевелится. Иоанну было 105 лет, когда он писал Евангелие. 15 в. в геомтерическом очертании головы Иоанна, есть подчинение формы геометрическим мотивам, структуризация формы. Живописность, свободные штрихи и пчтна. Линия использована только как акцент.Все рождается из мягких, постепенных и вместе с тем энергичных переходов, художник мыслит пчтно, цветом, а не линией. После создания формы живописными средствами, форма слегка подчеркивается линиями, пробелами. Множество цвеовых прееливов. Многократные штрихи, очеьн тонкие.

Орел – символ евангелиста Иоанна.

Евангелитс Матфей. Силуэт, контур, краски.Архитектруный второй план. Иной художник. Меньше интереса к переливчатости цвета, а больше к линии, геометрии, контурности. Очень похоже на фрески в восточной части Успенского собора во Владимире, скорее всего Даниил Черный. Сосредоточенной, спокойное искусство. Нет мгновенности прикосновения кисти. Все более спокойно и линейно.

Ангел – символ евангелиста Матфея. В тондо. Ангел с книгой красной. Книга имеет целый ряд откликов: круло, драпировка, нога. Мотив круга: обрамление и движение ангела, которое замкнутое, круговое внутри этого круга.

Евангелист Марк – еще один мастер. Черноволосый, иссиня-черные. Пишет цветовыми плоскостями.

Евангелист Лука. Матсре – хорошиц колорист.

1408 г. – Василий Дмитрович выделил деньги на реставрацию Успенского собора во Владимире. Важно как факт, стали реставрировать древности местные. «Работал там Даниил Иконник, да Андрей Рублев». Снова доказательство того, что не очень высокое положение занимал Рублев тогда. Остались фрагменты, главному дают алтарную часть, а молодому – менее важные компартименты, в частности западную часть. Западная ветвь рукова креста – этимасия – свод со Спасителем, ангелы сворачивают небо, на склонах – апостолский трибунал (апостолы и ангелы восседают на Страшном Суде).

Этимасия – по сторонам в полный рост Богоматерь с Предтечей, далее фигуры все более и более склоняются. В конце – Адам и Ева. Роль силуэта! Абсолютное подсинение росписей архитектуре, чего не бвло в 14 в. Все стелится вдоль стен, хотя во всех композициях есть свое пространство. Музыкальный ритм везде есть. Колорит, который не интенсивен и чярок, а строитс на гамрмоничных сочетаниях.

Спас в мандоле. Передается пространство. Сочетание безукоризненного силуэта и пространственной характеристики. Много свободного фона, нет тесноты в этом искусстве.

Апостольский трибунал. Западная стена: Павед ближе к этимасии, а далее имена понятны по инициалам на книгах, которые у них: Матфей, Лука, Марк, две беседующих между собой апостола. Далее сонмы ангелов. Очень тонкие очертания фигур апостолов, которые вписаны в мендалевидные формы. Ножки маленькие, стопы рядом друг с другом, заострение формы к низу. Очень тонкие характеристики жестов. Общая ритмика, дуги, эластичные контуры, миндалевидные формы. Цвет не имеет интенсивности, яркости, все цвета бледне. Реставрация 80-х гг. испортила фрески, затонировали утраты, потертости. Много найдено тонких оттенков. Очень индивидуальные облики. Головы на одном уровне, аккуратность, ритмика.

Лука. Фронтальный лик. Благославляющий жест. Нет застылости. Все очень разнообразны. Есть сдержанность в выражениях эмоций, тишина. Это подчеркивается многими чертами: тонкие лики, с некрупными чертами, высокими лбами.

Матфей. Мастер любит миндалевидную форму и изнибающиеся линии, поворачивающиеся, мягкие, тонкие, плавные. Безукоризненный рисунок драпировок, превосхожный рисовальщик. Эллинизм. Это обращение к классике происхоит на новом уровне, используют термин «неоэллинизм». Воздушные, бесплотные образы. Завершающий этап византийского искусства. Как поэтическое воспоминание, последние обращение к этому миру византийской духовности.

Марк. Крупный лоб, круглая голова. Силуэтно.

Южная сторона свода – апостольский трибунал. Петр и Павел на западной стене. Ближе всего к стене – Иоанн Богослов. Более пышные и крупные драпировки.Те же принципы.

Сонм ангелов. Уходят в глбину, но и плоскость держат. Слоистость пространтсва. Ангелы удивительно многообразно: и младенческие образы, и более взрослые. Они распределяются группами, общаются друг с другом, есть замкнутые и разомкнутые композции.

Фронтальный ангел с головой набок, поднята рука к груди, контур плеч как перевернутая чаша – ангел из Троицы Рублева. Нет сомнений в том, что это один и тот же мастер.

Западная чать южного нефа – северная стена - шествие в Рай – праведники, апостолы, пророки, святители, мученики во главе с апостолом Павлом. Ощущается первый и дальний план. Все разделены на группы. Сделано оп старым образцам, чувствуется и 14 в. Не очень хорошая сохранность. Выразительность формы и внутреннего содержания. Широко раскрытые глаза от волнения. Губы у Петра будто слегка прикушены от волнения.

Южная стена этого нефа – восседающие праотцы в Раю, лоно Арваамово. Авраам,Исаак и Иаков. Крупные и грузные фигуры, громадные драпировки. Еще один художник, возможно. Заотсренный силуэт, маленькие руки, произведение 15 в., но разные позиии по отношению к наследию.

Троица – Андрей Рублев. Нет летописных известий, но все церковное предание говорит о том, что это его кисти. Канонизация Реблева связан именно с этой иконой. Создана для троицкого собора Троице-Сергиевом монастыря. Несколько точек зрения о том, когда была написана: 1410–е гг. – после фреско Успенского собора Владимирског особора, очеьн похожа. Другая точка зрения: написана тогда, когда был построен каменный Успенский собора – 1422-1423 гг. Но весь отслаьной иконостас этого собора – другой, а икона оп стилю похожа на фрески во Владимире. Есть вмешательства, почти утрачен дуб маврийский, золото фона. Эта икона аутентична, донесла первоначальный образ, но не во всей полноте. Три путника, оказались вестниками, пришли к Аврааму и Сарре, предвещали рождение Исаака. Тематика эта стала важной, т.к. связана с триединством божества. В этом много богословия и философии. Проблема «filios que”. Пребывание святого духа в мире и равенство его с Отцом и Сыном. Эта икона показывала истинность православной доктрины. Центральная фигура – Христос (одежды, композиция, жесты). Центральный ангел находит обратное отражение в коленах боковых ангелов. Христос благолавляет жертвенную чашу, принимает ее, берет на себя. Центральный ангел оказывается между двумя ангелами как в жертвенной чаше, он и есть этот агнец. Над ним маврийский дуб – Христос – древо, соединяющеенебо и землю. Святой Дух – справа – над ним скалы – он горний дух. Кроме тему круга есть еще тема воьмиугольника. Очень много символики. Силуэтность, ритмичность, плавность линий, выверенность композиции. Пространство сделано еще более деликатно, чем другие работы этого времени. Есть первый план (ноги и подножие) и вместе с тем центральная фигура, которая за столом, выдвигается на первый план, это пространство и существует, и тает, исчезает. Все три персонажа оказываются в одном пространстве (это православная догматика). Очень пышные прически (скорее всего дописана), на ликах тоже есть поновленная живопись. 18 в. – улыбки.

Богоматерь Умиление – Успенский собор во Владимире. Реплика Владимирской Богоматери. ?Андрей Рублев? Очень непринужденная копия. Иначе руки Марии: они не просто поддерживает, а как бы перед ним делает жест одарации, поклонения. Очень красиво по силуэту, тонкие контуры плеч, руки, свисающие драпировки. Блы оклад. Большие поля. Оклада и золота фона нет. Синий, желтый и урпурный – в традициях старой иконы цвет. Но рисунок новый. Спокойное выражение лика, тишина.

Иконостас Успенского собора во Владимире. Очень большой, высота=3,14 м. Были увезены при Екатерине II, при Грабаре вспомнили о них, нашли и вернули. Не так изображен Деисус, как в Благовещенском соборе. Предтеча не философ, а аскет-путсынник. Около 1410-х гг. Поле нападения татар в 1410 г. Есть праздничный чин.

Вознесение – несколько художников с единой программой. Фигуры крупные, плотно и тесно поставленные, располагаются на первом плане. Что из икон делал Рублев или Даниил – не известно. Кажется, что просто надзирали, нет их рук. Красота цвета, выразительность жестов. В центре мария, по сторона Птер и Павел, последний обращается к марии, почти соединяются руками. Лики имеют красноватую корнацию, геомтеричный рисунок. Иной почерк, не Рублевский7 Восхищенный и взволнованные лики.

Сошествие во Ад. Христос не над Адом, а в сиянии внутри этой адской пешеры. Меньше ритма, цвет более окнтрастный и петсрый. Не эллинистичные лики, иной тип и источники.

Праздничный чин Благовещенского собора московского Кремля. Начало 15 в. Старые иконы не сохранились, все выгорели, эти праздники откуда-то привезли. Считали, что это Рублев. Московское искусство. Выразительность силуэта. Общие стлистические признаки есть,но конкретного почерка Рублева нет.

Преображение. Апостол Птер. Иной тип горбоносого лика, иный пропорции ика и графика. Очень благодатное время, засияло в москве, был не один Рублев. Больше экспрессии и остроты.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Иконостас. 1420- е гг. Копия Троицы. Местный ряд очень переменчив. Праотеческий ряд поздний. 1425-1427 гг. – Самы древний иконостас, который был in situ, как был, так и есть, очень много сохранилось. Делался в духе или под надзором Рублева, Если участвовал, то почерк уже изменился.

Деисусный ряд. Узкие склонив шиеся фигуры, тема единой общей молитвы перед спасителм. Вечно для щееся предстояние перед Христом. Тихая молитва, усиливается ритмикой контуров и силуэтов.

Пророческий ряд.

Праздничный чин. Сретенье. Иные интонации, что-то очень сильно изменилось. Контуры стали скривленными, очень развитые архитектутные форны, вторят фигурам, их состоянию. Мотив дальнейшей евангельской истории, которую предвосхищает Симеон с младенцем в руках и лестница рядом. Трогательность чувств. Почти плачущее выражение лика Симеона, он скорит о его судьбе и радуется его поялвению и искупительной жертве.

Царские врата. Музей. Развитые архитеткурные формы, выразительные склонившиеся силуэты. Много рахитеткры, подчеркивающей эмоциональное содержание сцен. Благовещение: Мария в очень резком повороте, над ней киворий (присутствие благодати, Святого Духа).

Евангелист Матфей – узкий силуэт, склоненные плечи, лик почти плачущий. Повышенная эмоциональность воспричтия евангельской истории. Очень характерно для этого времени. Иоанн лествичник: «Радостнотворный плач».

Е гг. – престольное евангелие Успенского собора Московского Кремля, не было миниатюр, вставили их после 1410 г.Попало в руки кбоярину Морозову. Было обложено окладом для митрополита Фотия.

Евангелист Матфей – отекшая фигура, возможно, воспроизводится образ богатырский, из предыдкщих эпох. Архитектура картонная.

Деяния и послания апостолов с толкованиями – ГРМ. Из Кирилло-Белозерского монастыря (был основан в 1397(?) гг. Кириллом). Около 1434 гг. 4 миниатюры с апостолами.

Апостол Павел. Под навесаом. Редкая композиция. Красота пластики фигуры. Плачущие глаза, рпиподнятые брови. Характреная тенденция нового переживания экспрессии.

Евангелие из Андроникова монастыря – 1420-е гг. ГИМ. Храм Спаса Нерукотворног. 1 миниатюра – Спаситель иммануил но в силах. Орнаменты прекрасные, возвратившиеся византийские орнаменты. Пергаменное. Цветной инициал. Напоминает о третьем лице Троицы. Вокруг него голубое сияние, потрясающий цвет, очень воздушно и одухотворенно. Похоже на фигуру Спаса, летящего на своде в успенском соборе во Владимире.

Фрески из собра Саввино-Сторожевского монастыря – Звенигород. 1420-е гг. Каменная алтарная преграда (поялвяются в это время) –получила фресковое украшение. Сейчас фреска в музее. Были изображены преподобные (монастырский храм), осталось три фигуры: Ануфрий Великий, Павел Фелейский, Антоний Великий. Скорбь, слезы, печаль на ликах. Есть перекличка с иконами из иконостаса Тоицкого собора. Была какая-то особая среда, особый тон повышенной эмоциональности и скорбности.

Деисусный чин несохранившегося иконостаса нашли в Николо-Песнорском (?)монастыре – за Дмитровом. Был ли он для этого монастыря или нет – не известно. Конец 1/3 15 в. Ритмичность, плавность, красота силуэта. Новые явления: отход от лкассическх пропорций, поясной характре подчеркнут, менее подчернкут рисунок, горизонтальные линии складок. Рафинированная графичность, тонкая поэтичность. Меняется цвет, желтоватые руки и лик, больше формального. Обилие прорисованных резкими линиями драпировок. Больше стилизации. Шаг к искусству Дионися. От живописи 2/3 15 в. очень мало отсалось. Возможно, причина в феоадльной войне.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных