Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аристотель и проблема лексической синонимии и омонимии.




 

Теория звукоподражаний (люди подражали звукам природы). А. подчеркивал различия между природными звуками и звуками членораздельной речи.

Условность не препятствует функции сообщения мысли (Платон: человеческий язык не способен выразить мысль во всей ее полноте; Аристотель: язык способен адекватно передать мысль). Однако возможны расхождения (собеседники вкладывают в одно и то же слово разный смысл, слово – многозначно). Эти расхождения не являются обязательными и неизбежными.

Также возможны злоупотребления. Софисты не стремились обнаружить истину, важна победа в словесном споре.

Аристотель уделяет много внимания вопросу о многозначности. Она бывает двух типов:

отдельные слова многозначного слова не связаны между собой отдельные слова многозначного слова связаны между собой
совр., омонимия совр., полисемия

 

Также слово может иметь два разнородных значения, имеющих общее значение («здоровый» - здоровый сон, зубы, ребенок). Трактат «Топика» (кн.1, гл.15).

многозначность
синонимы (однородные явления)   полисемия (антонимы разных значений не совпадают)
острый – тупой, пресный и т.д.

 

Главный источник расхождений в многозначности речи. В общем и целом же семантическая структура соответствует действительности и нашему о ней представлению.

Аристотель принципиально отвергает идеи физикалистов. Отсутствие природной связи объясняет, почему одни и те же предметы называются в разных языках по-разному.

В разных языках слова различаются только по звучанию; семантика одинакова. Аристотель считал, что совокупность значения в слове универсальна для всех языков.


14. Учение античных стоиков об уровнях языка. λέξις и λεκτον.

 

Эпоха эллинизма (III-I вв. до н.э.). Были созданы три великие философские школы – скептическая, эпикурейская и стоическая.

Именно у стоиков появился интерес к проблемам языка, их можно считать подлинными основателями науки о языке. Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский.

Философия включала логику, физику и этику. Термин логика введен стоиками (до этого у Аристотеля – аналитика).

Предмет логики – словесные способы выражения понятий, суждений и умозаключений. У стоиков логика – это учение о речи.

Учение о языке не было самостоятельной научной дисциплиной, рассматривались разные аспекты в разных областях. Языковое исследование было подчинено философскому. Высшее организующее начало бытия – логос – закон, который правит миром и предписывает каждому отдельному существу образ действий.

Разум – это внутренний логос. Он находит выражение во внешнем (речь, слово). Таким образом, изучение речи может привести к постижению человеческого разума. Поскольку человеческий разум причастен к разуму божественному, то изучение речи приводит к изучению высших законов бытия.

Мир построен разумно, все согласовано между собой, «зло» служит дальнейшим благим целям и есть «зерно истины». В мире нет ничего случайного, все связано цепью причинно-следственных связей. Поэтому связь между словом и значением не может быть случайна. Стоики – убежденные физикалисты, прямые антагонисты Аристотеля.

3-членная система: обозначающее – обозначаемое – объект.

Анализ слова должен привести к постижению сущности данной вещи. Поэтому важное место занимает этимологизирование. Хрисипп написал некое подобие этимологического словаря.

Слова делятся на (как у Платона):

первые слова (непроизводные) позднейшие слова (производные)
подлинная, незамутненная связь между словом и значением, отражают природу обозначаемой вещи, подражают вещам связь между словом и значением трудно выявляема

Первые слова действуют примерно так же, как и сами обозначаемые вещи. В первую очередь, это звукоподражательные слова. Местоимения:

αμεις (вы) – губы вытянуты

τμεις (мы) – губы притянуты к себе

Стоики наивнее в этимологическом анализе, чем Платон.

Разработали учение о разных уровнях языка (речевой акт – двустороннее явление, означающее –означаемое). Звуки речи – (≠просто звуки) особым образом организованные звуки, членораздельные звуки.

λέξις (план выражения) λεκτον (план содержания)
звуковая сторона высказывания содержательная сторона речи

λέξις (как звучание слова) было у Аристотеля, у стоиков появилось понятие означаемого. λεκτον – смысл обозначаемой предметности в слове, не является просто представлением в душе. Лектон – особым образом организованная мысль; это такая мысль, которая находит выражение в речи. У стоиков возникает идея разграничения между мыслью и смысловым аспектом речевых высказываний.
15. Теория частей речи у античных стоиков.

Стоики создали теоретическую базу для науки о языке. Для них, правда, это был лишь инструмент; их интересовали в большей степени общефилософские вопросы.

В области фонетики они придерживались того же мнения, что и Аристотель.

В области грамматики стоики продвинулись весьма существенно. Разработали собственное учение о частях речи (у Аристотеля – имя, глагол, артикль и союз, но нет специального раздела о частях речи). У стоиков частям речи посвящен особый раздел. Называются 5 частей речи, дается их толкование.

1) Стоики отличали части речи от языковых единиц иного порядка (учение о частях речи – особая область языковых изысканий).

2) Распределение слов по частям речи на более рациональной основе, чем у Аристотеля (в частности, артикли и союзы).

3) Стоики рассматривали служебные части речи как наделенные значением, они приблизились к разведению понятий лексического и грамматического значения.

4) Добавляют наречие (5-ая часть речи).

5) Разрабатывают учение о падеже (πτῶσις). Заимствовали у Аристотеля, но придали иное значение (у Аристотеля падеж = любые косвенные формы слова, отличающиеся от назывной формы, падеж может быть у любой части речи). У стоиков падеж относится только к склоняемым частям речи (=современная интерпретация понятия падеж). Также включается и назывная форма падежа (И.п.). Названия падежей впоследствии были скалькированы латынью. Падеж для стоиков – чисто семантическая категория (не проявляли интереса к способам формального выражения).

6) Учение о временах глагола. Presens, Imperf., Aorist, Pluscuamperf., Futurum (у Аристотеля: время – наиболее важное свойство глагола, но у него нет описания грамматической системы глагола).

Стоики различали четыре определенных времени глагола в зависимости от 1) настоящее или прошедшее, 2) действие закончено или продолжается.

 

 

 

7) Синтаксис (учение о предложении). «Значащий звук, исходящий из рассудка». Предложение должно обязательно иметь значение. Типы предложений по цели высказывания:

1) повествовательные (содержат либо правду, либо ложь).

2) вопросительные (альтернативный вопрос или требующий развернутого ответа).

3) повелительные

4) желание/мольба

5) заклинания

6) клятва

7) обращение

Разграничивались простые и сложные предложения. Была также классификация типов сложного предложения.
16. Понятие языковой аномалии в интерпретации античных стоиков.

 

Большую роль сыграло введённое стоиками понятие аномалии. Стоики были сторонниками теории природной связи между словом и обозначаемым предметом, поэтому они исходили из представления о том, что существует параллелизм между мыслью и её звуковым выражением. И всё же они вынуждены были признать, что в некоторых случаях этот параллелизм нарушается. Существуют слова, предметное значение которых находится в противоречии с тем значением, на которое указывает их грамматическая форма. Например, названия городов. Афины, Фивы имеют форму множественного числа, но указывают на один город. Демос (народ), хорос (хор) обозначают множество лиц, но имеют форму единственного числа. Названия животных мужского рода обозначают и самку, и самца. Или наоборот, мышь, синица, ласточка. Некоторые глаголы обозначают активные действия, хотя выглядят как пассивные. В русском возвратный глагол смеяться — нет возвратного значения (не смеять себя).

Подобные явления стоики рассматривали как отклонение грамматической формы слова от его предметного значения.

Основоположником аномалического учения является Хрисипп. Под аномалией стоики понимали несоответствие между предметным значением слова и тем его грамматическим значением, на которое указывает звуковая форма слова. Они уже близко подошли к понятию грамматического значения. Учением об аномалии и учением о высказывании стоики открыли область языковых значений, и тем самым был выявлен специфический объект науки о языке.

Кроме того, стоики основали учение о частях речи и их акциденциях, то есть, грамматических категориях. Учение о падежах и временах глагола. Впоследствии это учение послужило отправным пунктом для формирования морфологии как одной из отраслей науки о языке. Своей теорией о частях предложения они заложили основы синтаксиса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных