ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия языка и общие принципы грамматики в европейском раннем Средневековье.
Средневековье: раннее (476 г. – XI в. – период деградации, «темные» века) и позднее (XI в. – эпоха Возрождения – период интеллектуального подъема). Самое важное событие – перевод Иеронимом Библии на вульгату (близкую к разговорному и обиходному языку, отличался от литературной латыни классического периода). Этот перевод внес противоречия в грамматические исследования. Появилось враждебное отношение к классическим авторам античности (так как они были представителями языческой литературы). Иероним считал чрезмерным свой интерес к Цицерону. Папа Григорий I выразил презрение к грамматике Доната – субъективный фактор негативной реакции на античное наследие. Грамматика поддалась радикальному воздействию. В начале основным ее предметом была литературная классическая латынь. Грамматики Доната (особенно ars minor – основной учебник для монастырских школ вплоть до XV в.) и Присциана. Присциан создал самую всеобъемлющую грамматику латыни. Более пространная и подробная, чзем грамматика Доната. Institutionis Grammaticarum. Собрал почти все, что знали о грамматике до VI в. Грамматика Доната – учебник, Присциана – хрестоматия. Их учение не признавалось только тогда, когда оно не совпадало с вульгатой Библии. Не было понимания, что языку органично присуща динамика развития. В Античности (классический период) отклонения рассматривались как порча языка, отсюда борьба за сохранение норм. В Средние века церковники критиковали латинских грамматиков за несоответствие высшему авторитету языка Священного Писания (graecum est non legitur). Родные языки тем более рассматривались как варварские. Считали, что язык был изобретен грамматиками в ходе мыслительной деятельности. Так было вплоть до XI века. Затем, с появлением схоластики, университеты стали вытеснять монастыри как центры образования. Этап раннего Средневековья не прибавил ничего нового к тому, что было сделано в Античности. Это было распространение знаний о латинском языке по всей Европе. ≈ с XII века начинается интеллектуальный подъем – открытие заново работ Аристотеля и других философов Античности (раннее Средневековье не знало оригиналов, только парафразы, например, о сочинениях Платона знали по сочинениям неоплатоников – Платина, Прокла).
Aurelius Augustinus (Блаженный Августин) – представитель европейской патристики. Написал 93 труда в 232 книгах, свыше 500 писем и проповедей. VI в. Исидор Севильский «Всякий, кто заявит, что прочитал все работы Августина, является лжецом». По Августину, познание материального мира не приносит никакой пользы: «Хочу познать Бога и душу». Без веры нет знания, нет истины. Уверуй, чтобы уразуметь. Прежде всего, заботился о понятности и доходчивости своих сочинений («Пусть лучше порицают нас грамматики, чем не понимает народ»). Патристика отцы Евсерий, Иероним, Исеодор и др. При оценке языковых достижений ср веков не может быть критерием степень расширения свелений о языке – такие задачи даже не ставились.Новизна и оригинальность - в постановке вопросов о происхождении языка à соответствующая разработка общих принципов грамматики. Но ограничено рамками религиозного мировоззрения. нужд, поэтому они ниже обозначаемых реалий. Августин – 93 труда Опирался на Платоновские традиции – господствующее направление в срвек. Идеологии. Утверждал, что познание мира ни к чему не приведет – Хочу познать Бога и душу. И ничего более. ОСн принцип: Без веры нет знания. Заботился о том, чтоб его работы были понятны читателю, а не тлько ученому. Постепенно ситауция меняется: Интерес к материальному миру – к наследию Аристотелю, искались не только духовны но и прикладные знания. Через Аристотеля пытались объединить материализи и идеализм. _________________________________ Античная лингвофилософская мысль в раннесредневековый период получила своё продолжение в христианских философско-богословских исканиях "отцов церкви" -- представителей ранней, средней и поздней патристики (2--8 вв.: Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий / Кесарийский, Григорий Богослов / Назианский, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин Блаженный, Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин). язык - важнейший атрибут человека коммуникативная и познавательная функциям языка, связь языка с мышлением, сущность языкового знака, происхождениею языка и множественность языков. авторитет Писания, в свете которого происходило освоение и переосмысление достижений античной мысли (Платона и Аристотеля). Учение о языке - составная часть богословия, компонент целостного средневекового видения мира. Христианская доктрина: владение языком ("словесноразумность" или "разумнословесность") - важнейшее отличие человека от животных. Человек - словесное живое существо, явление вещественное + чувствующее + говорящее. Единство "тела" и "души", сущность языка - единство "телесных" звуков и значений. "Ангельские языки" - иллюзорны, не обладают признаком телесности. Отрицали возможность вербального творения мира Богом. Утверждение неразрывной связи души, ума и слова. Признают способность мыслить и без произнесения слов вслух, характеризуя внутреннее слово как этап, предшествующий слову произносимому. Все разнообразные языки выступают как равноценные разновидности единого, всеобщего человеческого языка, хотя субъективное предпочтение к греческому и латинскому продолжает сохраняться. Язык есть исключительно человеческое достояние, он не обожествляется. Язык ниже человека и ниже именуемых реальностей. Бог заложил в человека способность создавать имена, как и способность к любой творческой деятельности, оставив самому человеку право совершать отдельные творческие акты (в том числе и по созданию имён). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|