Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Александрийская школа грамматики. Дионисий Фракиец.




 

Расцвет классической традиции в истории языкознания и наступление второго — «грамматического» — периода ее существования начинаются в эллинистическую эпоху и связаны со столицей египетского государства Птолемеев — Александрией (и отчасти Пергамом). Здесь в III и II вв. до н.э. сформировалась так называемая александрийская школа грамматики. Эта школа имела перед собой более утилитарные задачи, в соответствии с чем и общий характер изучения языка в работах ее представителей имеет более эмпирический характер. Как и в древней Индии, внимание александрийских ученых, находившихся вдали от Греции и переживших славную эпоху ее культурного расцвета, было направлено на сохранение литературной традиции греческого языка и стремление уберечь его от посторонних влияний и выработка нормы. Это не могло не способствовать развитию филологической науки, из которой постепенно стала вычленяться грамматика уже в специальном смысле.

Но вместе с тем александрийцы не чуждались и философского истолкования вопросов языка. Унаследовав от стоиков проблему «аномалии», они подвергли ее тщательному рассмотрению, сделав одним из центральных вопросов своих споров. Под аномалией разумелось несоответствие между вещью и обозначающим ее словом. Например, аномалией является обозначение словом женского рода черепаха как женских, так и мужских особей этой разновидности животных. Когда этот спор перешел от философов к грамматикам, эти последние в противовес учению об аномалии выдвинули тезис об «аналогии», или единообразии, как господствующем принципе языка. Характерно, что даже этот отвлеченный спор между «аномалистами» и «аналогистами» в конце концов привел к практическим следствиям: выявленные в процессе этого спора языковые факты послужили материалами для построения систематической грамматики, где рядом с регулярными грамматическими правилами («аналогиями») нашли свое место и разного рода исключения из них («аномалии»).

Система александрийского грамматического учения создавалась главным образом трудами Аристарха, Кратета из Молосса, ученика Аристарха — Дионисия Фракийского, Аполлония Дискола и его сына Геродиана.

Сравнительно с другими античными грамматическими теориями александрийская отличается более глубоким вниманием к звуковой стороне языка, но все же в этом отношении она значительно уступает древнеиндийской. Описание звуков ориентируется у александрийцев на акустический принцип, хотя они обладают и некоторыми представлениями о физиологических основах произношения звуков. Отождествляя звуки и буквы, александрийцы разделяют их на две основные группы: гласные и согласные. Гласные, характеризуемые тем качеством, что они «сами по себе образуют полный звук», подразделяются в свою очередь на долгие, краткие и «двухвременные» (т. е. способные выступать и как краткие и как долгие «буквы»). Среди согласных, которые образуют «полный звук только в сочетании с гласными», выделяются полугласные и немые (с подразделением последних на легкие, средние и придыхательные).

Слово определяется как «наименьшая часть связной речи», а предложение или речь (λόγοσ) — как «соединение слов, выражающее законченную мысль».

Очень подробно разработаны у александрийцев учение о частях речи и морфология. В соответствии с классификацией Аристарха выделяется восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз (у древних римлян вместо члена, который отсутствует в латинском языке, прибавлялось междометие).

Определяя имя, Дионисий Фракийский пишет: «Имя есть склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело, например, — камень; вещь, например, — воспитание) и высказываемая как общее и как частное (общее, например, — человек; частное, например, — Сократ)». Под категорию имени подводятся и прилагательные. Имена изменяются по падежам и числам.

«Глагол, — пишет тот же автор, — есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание». Он выделяет пять наклонений — изъявительное, повелительное, желательное, подчинительное и неопределенное; три залога — действия, страдания и средний; три числа — единственное, двойственное и множественное; три лица — от кого речь, к кому речь и о ком речь. О временах Дионисий Фракийский пишет: «Времен три — настоящее, прошедшее, будущее. Из них прошедшее имеет четыре разновидности — длительное, предлежащее, преждезавершенное, неограниченное. В них три сродства — настоящего с длительным, предлежащего с преждезавершенным, неограниченного с будущим».

К категории причастий относятся слова, объединяющие в себе некоторые признаки глагола и имени (причастие — это «слово, причастное к особенностям и глаголов и имен. Акциденции причастия — те же самые, что у имени и глагола, кроме лиц и наклонений»).

Другие части речи Дионисий Фракийский определяет следующим образом:

«Член есть склоняемая часть речи, стоящая впереди и позади склоняемых имен. Акциденций у него три: роды, числа, падежи». артикль?

Местоимение есть «слово, употребляемое вместо имени, показывающее определенные лица».

Предлог — «часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова и в составе предложения», т. е. выступающая в разных словообразованиях и синтаксических сочетаниях.

Наречие есть несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе или прибавляемая к глаголу».

«Союз есть слово, связывающее мысль в известном порядке и обнаруживающее пробелы в выражении мысли».

Синтаксису посвящена специальная работа Аполлония Дискола, но все же он разработан не так подробно, как морфология, которая содержит подробные классификации отдельных грамматических типов слов в зависимости от функций, выполняемых словами в речи.


20. Александрия и Пергам: спор «аналогистов» и «аномалистов»

Предмет спора: следует ли вообще стремиться к созданию образцовой эллинской речи?

Для создания нормативной грамматики греческого языка были необходимы стандартные правила, установления, парадигмы, так как без стандарта нет нормы. Разработка таких стандартов привела к развитию принципа аналогии.

Аналогии противопоставляются аномалиям. Центр аналогистов – Александрия (Аристарх Самофракийский), аномалистов – Пергам (Кратет Молосский).

Аналогисты искали стандартные критерии, при помощи которых можно было бы описать язык. Аристарх Самофракийский – ученик Дионисия Фракийца, автора первой греческой грамматики, построенной на аналогии. Аналогия – полная симметрия, полное сходство языковых явлений. Общий порядок, согласно которому отдельные языковые единицы складываются в общие группы. Сходство форм по аналогии – критерий истины.

Аномалисты убеждены, что нет и не может быть полной схожести. В языке доминирует непоследовательность и неупорядоченность форм. Существуют исключения из правил, аномалии.

При пользовании языком следует руководствоваться не стандартом, а обычаем употребления. Следует опираться не на норму, а на узус.

Возобладала Александрийская школа – детерминировала все дальнейшее развитие языкознания.

Аналогисты занимались разработкой унифицированных правил без исключений, аномалисты демонстрировали недостатки этих правил, сомневались в самой возможности установления таких правил.

Аналогисты совершенствуют правила грамматики по мере того, как аномалисты находят в них исключения. Грамматика окончательно оформляется в самостоятельную дисциплину (собственный объект, метод) – заслуги принадлежат ученым Александрии.

 

В то время велась интенсивная работа по разработке формальных аспектов морфологии. И тут был спор между сторонниками двух направлений в области анализа языковых явлений — аналогистами (Александрийская школа) и аномалистами. Аномалисты выступали против реформаторских действий аномалистов. Аномалисты считали, что наличие в речи аномальных форм, исключений из правил, не вредит языку, не препятствует взаимопониманию между людьми. Человек, который аномальные, но общепринятые формы заменяет на формы, построенные по аналогии, рискует оказаться непонятым и поставить себя в смешное положение. Например, если у слова урок множественное число — уроки, то у слова цветок должно быть цветоки.

Первые опыты не были вполне удачными. Эти правила были далеки от совершенства. В этой ситуации Кратет и его ученики не упускали случая продемонстрировать, что правила грамматики совершенно никуда не годятся. Они скептически относились к самой возможности их установления, утверждали, что это противоречит природе языка. Они приводили для рассмотрения похожие по звучанию и значению слова, которые по-разному изменяются.

Например, лат. Lupus и lepus (заяц). Похожие слова, но склоняются по разному.

Lupus – lupi; lepus – leporis

 

они хотели выявить закономерность, чтобы точно установить, к какому типу склонения и спряжения относится слово.

Аномалисты считали, что правила грамматики не нужны. Результатом этого спора была разработка формальных аспектов морфологии греческого языка. Были установлены принципы, которые позднее легли в основу всех европейских грамматик.

В этом заслуга александрийцев. Пергамцы указывали на наличие многочисленных исключений и побуждали формулировать правила так, чтобы учитывались и исключения.

Логико-грамматическая теория завершила тот период, когда языкознание было частью философии. Теперь, в эпоху эллинизма, грамматика оформляется в самостоятельную дисциплину со своим методом исследования и терминологией.

Итоги: для создания нормативной грамматики греческого языка необходимы были соответствующие стандарты и правила, парадигмы. Разработка таких стандартов привела к тому, что в языке выдвигается принцип аналогии и этому принципу был противопоставлен принцип аномалии. Это разделило греческих грамматиков на два лагеря. Одним из основоположников аналогии был Аристарх Самофракийский и Дионисий Фракийский. Они пытались создать такие критерии, при помощи которых можно было бы оценивать любые грамматические явления. Аналогия означала полную симметрию, полное сходство языковых явлений. Считалось, что сходство форм в языке отображает его идеальное состояние, которое когда-то в прошлом существовало, но потом было нарушено. Сходство по аналогии они считали критерием истины. Этот критерий истины — обязательная аналогия языковых форм. Это Александрийцы. Аномалисты же утверждали, что среди языковых явлений нет полного сходства. В языке существует и доминирует непоследовательность и неупорядоченность, которая проявляется в том, что язык изобилует отклонениями и исключениями, аномалиями, которые ему присущи органически. Из этого делается вывод: при пользовании языком следует руководствоваться не стандартом, а обычаем употребления. Следует ориентироваться не на нормы, а на узус, обиход.

Пергамцы не были нигилистами. Они не отрицали правила о языке в принципе. Все полемические выступления против сторонников Аристарха и его самого касались в основном чрезмерной и необоснованной унификации текстов гомеровских поэм. А Александрийцы не учитывали всего многообразия диалектных форм, которые у Гомера встречаются. Потому что они ещё не имели об этом достаточного представления. Эта борьба велась долго и завершилась победой александрийцев. Это обстоятельство детерминировало всё дальнейшее развитие европейской мысли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных