ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Грамматическое учение Петра Гелийского.
≈ с XII века начинается интеллектуальный подъем – открытие заново работ Аристотеля и других философов Античности (раннее Средневековье не знало оригиналов, только парафразы, например, о сочинениях Платона знали по сочинениям неоплатоников – Платина, Прокла). Когда люди понимают необходимость в постижении материального мира (у Августина это бесполезно), они обращаются к Аристотелю. Из него они берут прикладные знания в области конкретных позитивных наук. Попытка примирить материализм и идеализм. Обращаются к логике. Новый способ рассмотрения языковых явлений – логизация грамматики. Разрыв между практическим и теоретическим подходами (учебные пособия стали создаваться отдельно от сложных теоретических трактатов по грамматике). Аристотель, логика стали наиболее часто включаться в труды по грамматике (в частности, Присциана), чтобы объяснить классы слов, их акциденции. Petrus Helius (Петр Гелийский) – комментатор Присциана, преподаватель Парижского университета (который обладал автономией). Попытка создать полный, систематизированный комментарий к Присциану – Summa grammaticae super Priscianum. XII – XIII в. Грамматика – наука о том, как следует правильно писать и говорить. Задача – соединять буквы в слоги, слоги в слова, слова – в предложения. Грамматика – это и искусство, и наука.
Почему в латыни 6 падежей? Падеж – форма не только словоизменительная, но и словообразовательная. Быть иным словом – значит быть склоняемым или производным (в XIX веке эта идея у Потебни). Причина – различные способы рассуждения о вещах (разные ипостаси слова). Вещь может быть представлена в 6 сущностях, которые и выражены в 6 падежах (латинская система считалась грамматическим эталоном для любого языка). Существительное – первая и наиболее благородная часть речи. Окончание – самая благородная часть слова, так как именно с помощью него выявляется смысл (только тогда слово произнесено до конца). Под значением следует понимать грамматическое значение (противопоставлено лексическому значению). Это полемизирует с определением Аристотеля (никакая отдельная часть слова не наделена собственным значением). В Средневековой грамматике сформировался логический подход. Произошли существенные изменения в анализе материала. Как, каким образом часть речи что-либо обозначает (а не просто, что она обозначает).
Организовывались философские школы при монастырях, аббатствах. Чащи всего философы имели духовный сан. Обучение проводилось по двум направлениям: - тривиум: философия (логика), риторика, грамматика (гуманитарное направление) - квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка (естественно-точное направление) Появились первые университеты (Оксфорд, Кембридж, Саламанка, Толедо). На первом месте стояло Священное Писание – все теории подчинялись христианской догматике. Процесс обучения находился под контролем церковных властей. Отсюда боязнь преступить в своих научных исследованиях религиозные каноны. Центр учености – Париж. В XI-XII вв. языкознания как отдельной науки еще не было. Ученые Средних Веков – прежде всего, философы, теологи. Два основных вопроса: 1) вопрос о природе универсалий, абстрактных понятий, их отношении к языку. 2) вопрос об именовании вещей. Вопрос о происхождении языка будет рассматриваться с эпохи Возрождения, так как согласно теологии все сотворено Богом, в том числе и человеческий язык. Вопрос о природе универсалий. Активизация процесса абстрагирующей работы человеческой мысли. Какова природа абстрактных понятий, каково их отношение к конкретным предметам и к человеческой мысли? Аристотель «Категории». Существуют ли роды и виды? Если существуют, тела ли это или бестелесные вещи? Обладают ли они отдельным бытием или существуют в чувственных предметах и опираются на них? Из этого вопроса вышла вся схоластическая философия, именно он стоял в центре внимания вплоть до эпохи Возрождения. Порфирий – комментатор Аристотеля. Относительно этого вопроса можно выделить два направления средневековой философии:
У истоков этого спора – Платон (физикалист и реалист) и Аристотель (номиналист). Платон – идеи реальны и не зависят от человеческого ума. Аристотель – идеи зависят от единичных вещей.
32. «Реалисты» и «номиналисты» европейского Средневековья. Спор об «универсалиях».
Организовывались философские школы при монастырях, аббатствах. Чащи всего философы имели духовный сан. Обучение проводилось по двум направлениям: - тривиум: философия (логика), риторика, грамматика (гуманитарное направление) - квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка (естественно-точное направление) Появились первые университеты (Оксфорд, Кембридж, Саламанка, Толедо). На первом месте стояло Священное Писание – все теории подчинялись христианской догматике. Процесс обучения находился под контролем церковных властей. Отсюда боязнь преступить в своих научных исследованиях религиозные каноны. Центр учености – Париж. В XI-XII вв. языкознания как отдельной науки еще не было. Ученые Средних Веков – прежде всего, философы, теологи. Два основных вопроса: 1) вопрос о природе универсалий, абстрактных понятий, их отношении к языку. 2) вопрос об именовании вещей. Вопрос о происхождении языка будет рассматриваться с эпохи Возрождения, так как согласно теологии все сотворено Богом, в том числе и человеческий язык. Вопрос о природе универсалий. Активизация процесса абстрагирующей работы человеческой мысли. Какова природа абстрактных понятий, каково их отношение к конкретным предметам и к человеческой мысли? Аристотель «Категории». Существуют ли роды и виды? Если существуют, тела ли это или бестелесные вещи? Обладают ли они отдельным бытием или существуют в чувственных предметах и опираются на них? Из этого вопроса вышла вся схоластическая философия, именно он стоял в центре внимания вплоть до эпохи Возрождения. Порфирий – комментатор Аристотеля. Относительно этого вопроса можно выделить два направления средневековой философии:
У истоков этого спора – Платон (физикалист и реалист) и Аристотель (номиналист). Платон – идеи реальны и не зависят от человеческого ума. Аристотель – идеи зависят от единичных вещей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|