ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Можно ли резать совместно корову с человеком, который имеет намерение приобрести лишь мясо?Большинство ученых считает, что в этом нет никаких проблем, в отличии от ханафитов, ибо ханафиты считали, что все семеро должны резать скот только с намерением Жертвоприношения (Удхия). См. “аль-Мугъни” 9/458. Имам ан-Науауи сказал: “Семеро могут принести в жертву одного верблюда или корову в качестве Удхия. И нет разницы все эти семеро из одной семьи или же из разных семей; желает кто-то из них просто мяса или же режет животное в качестве Удхия. Нет в этом разницы, и это мнение нашего мазхаба (шафиитов), также мнение Ахмада и большинства ученых”. См. «аль-Маджму’» 8/372.
Можно ли объединить Удъхия и ‘Акъикъа? Среди ученых есть два мнения по этому поводу. Например, Хасан аль-Басри говорил: “Если Удхия будет совершена от имени ребенка, то это заменит собой и ‘акъикъу”. Ибн Абу Шайба 5/534. Иснад достоверный. Однако другие ученые считали, что это не дозволено, поскольку речь идет о двух жертвоприношениях по двум совершено разным причинам. Ведь несмотря на схожесть ситуации, ученые не дозволяли приносить в жертву одного барашка, скажем, за двух близнецов, а что говорить о совершенно разных причинах жертвоприношения?! См. “Тухфатуль-маудуд” 68, “Тухфатуль-минхадж” 9/371.
Удхия за умершего
Что касается вопроса о дозволенности Удхия от умершего, то относительно этого было три мнения. Одни ученые это дозволяли, другие считали нежелательным, а третьи запрещали категорически. Ученые, считавшие это дозволенным, опирались на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву от себя и от всех членов его общины. А ведь известно, что на тот момент среди его общины были уже умершие, и были те, кого еще не было на свете. И живые и умершие, все они относятся к числу общины пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/487. Ученые же, запрещавшие это, сказали, что если опираться на этот хадис, то получается, что таким же образом животное может принести в жертву любой мусульманин от имени всех членов общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но ведь это мог сделать только пророк (мир ему и благословение Аллаха)! Также ученые, дозволявшие Удхия от умершего опирались на хадис, который передается со слов Ханаша, сказавшего: “Однажды я увидел, как ‘Али приносит в жертву в качестве Удхия двух баранов, и спросил: «Что это?» Он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!»” Абу Дауд 2790, ат-Тирмизи 1495. Был бы этот хадис однозначно достоверным, то весь спор в данном вопросе можно было закрыть, однако ученые разошлись относительно достоверности этого хадис. Но все же имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх Ахмад Шакир считали этот хадис достоверным. Также сторонники дозволенности Удхия за умершего в качестве довода использовали обобщенные хадисы, в которых содержатся указания на дозволенность садакъа за умершего, а также совершение жертвоприношения за него. И это является наилучшим доводом, поскольку Удхия также из раздела садакъа. А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Совершить Удхия от умершего лучше, чем потратить за него стоимость животного!” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/315. Сообщается, что отец ‘ Амра – аль-‘Ас ибн Уаиль, при жизни дал обет освободить сто рабов, но умер, так и не выполнив своего обета. Когда же ‘ Амр спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха), пойдет ли на пользу его отцу то, что он выполнит за него его обет? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если бы твой отец был мусульманином, то освобождение тобою за него рабов, садакъа за него и совершение Хаджа за него, принесли бы ему пользу!» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что садакъа за умершего неверного не принесет ему никакой пользы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/90. Из числа современных ученых отдали предпочтение тому мнению, что Удхия дозволено совершить от имени умершего, такие ученые как аль-Мубаракфури, Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/66, “Фатауа Ислямия” 2/6, “Фатауа манар аль-Ислям” 2/411. Однако необходимо упомянуть об одной важной вещи, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в “Ахкам аль-Удхия”, что выделение какого-либо определенного года для Удхия от имени умершего, как это принято делать в некоторых арабских странах в первый год смерти, не имеет никакой основы. Изначально обряд Удхия предписан живым, и неизвестно, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия за кого-либо из числа своих родных, которые умерли раньше него, например, его дядя Хамза, его жена Хадиджа, его сыновья и дочери. Поэтому тот факт, что это не установлено, указывает на то, что это не является желательным, однако обобщенные тексты Корана и Сунны указывают на то, что это дозволено, но без каких-либо конкретизаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|