Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Если для человека забота о здоровье будет важнее спасения души, то это навредит его духовному устроению. Как найти баланс между заботой о телесном и духовном?




— Каждый из нас внутри себя должен почувствовать этот баланс. Те или иные ответы, которые являются моим опытом, будут не всегда удачны для другого человека. Были в истории Церкви святые, которые сознательно небрегли о теле. Но особенность их пути нельзя всем остальным христианам поставить в правило. Такой образ жизни был следствием их духовного устроения. Причем, небрежение о теле происходило не от манихейского гнушания плотью, а именно оттого, что они любили Бога до самозабвения: человек забывал и поесть, и поспать; настолько он был влюблен в своего Бога, что круглыми сутками находился в Его Присутствии, забывая о самом необходимом...

Известно огромное количество свидетельств, когда духовно наполненный человек может по три-четыре дня не есть и не испытывать при этом особых неудобств или страданий. Если ты уже вырос духовно в должной мере, то Господь укажет тебе на то, что ты готов к подвижнической жизни (на что, кстати, не забудь взять благословение у своего духовного отца). Но если ты еще не находишься в таком духовном состоянии, то соблюдай установленные Богом законы естества.

Митрополит Иоанн (Снычёв) говорил: «необходимо разумевать причину болезни, и когда кого-либо из нас постигнет телесная немощь, то будем молиться не о том, чтобы Господь исцелил тело, а чтобы прежде всего очистил нас от греха, тогда и болезнь телесная упразднится». Можно ли это считать «рецептом» исцеления (то есть сначала осознать причину болезни, затем попросить Бога об очищении грехов, не молясь при этом об исцелении тела)?

— Безусловно. Извечный конфликт духа и плоти… Психологи же формулируют это отчасти как конфликт сознания и подсознания. В каждом из нас живут страсти и бессознательные желания, в каждом есть ценности, которые еще не стали достоянием наших глубин, а являются пока лишь установками нашего сознания.

Давайте посмотрим на проблему здоровья с точки зрения трех составляющих человека: духа, души и тела. Физиологическая, аллопатическая медицина занимается болезнями тела и работает на телесном уровне. Иногда тело болеет чисто физически, допустим, перелом, ожог. Психология занята душевными проблемами человека. Однако имеется значительное количество медицинских свидетельств о том, как психологическое состояние человека влияет не только на протекание, но даже на возникновение физических болезней. Речь идет о так называемых психосоматических заболеваниях.

Современная медицина переходит из аллопатической стадии в холистическую, приходит к осознанию необходимости лечения не тела или психики, а всего человека. Исследования говорят, что около 80% заболеваний – это психосоматика, то есть физические нарушения, вызванные теми или иными душевными или психологическими проблемами, то есть, на православном языке, – страстями. В холистической медицине болезнь принято рассматривать как важное сообщение, которое посылает человеку его тело. Это сигнал, информирующий нас о том, что в нашем поведении что-то принципиально противоречит законам Того, Кто является Создателем души, духа и тела человека.

Из популярных авторов, которые живо и интересно пишут на эту тему, могу порекомендовать книги доктора Андрея Курпатова. Интересно то, что аскетические истины, изложенные тысячи лет назад святыми отцами, сегодня подтверждаются данными психологии и медицины.

Иисус Христос провел прямую параллель между «Хочешь ли здоров быть?» и «Прощаются грехи твои». И если сегодня есть люди, способные быть хорошими психотерапевтами (в буквальном переводе с греческого – душепопечителями), и они смогут через консультирование найти причину, корень болезни и вырвать его – это замечательно. Конечно, стоило бы поисследовать причину болезни, но, крайне желательно, при наличии опытного человека, который может рядышком побыть и позадавать правильные вопросы.

Если же такого специалиста рядом нет, то моя рекомендация: лучше в самом себе глубоко не копаться. Не стоит самому себе, не имея психологических знаний, выстраивать параллели между грехами и болезнями. Почему? Потому что это – работа профессионала, ведь, например, даже опытный стоматолог сам себе зубы не лечит. Кроме того, русские люди склонны скатываться в бездну самообвинения и самобичевания, которые нередко воспринимаются ими как религиозные добродетели.

В приходской жизни нередко можно встретить вот какую крайность: человек заболел, а «опытная верующая женщина» приходит проведать больного и вместо психологической поддержки навешивает на него чувство вины, мол, сам подумай, за что тебя Господь наказал… Подлинная христианская помощь состоит в том, чтобы выслушать, поддержать и помолиться.

Наиважнейший момент пастырского душепопечения: когда происходит очищение и освобождение человека от духа болезни через покаяние, необходимо помолиться о том, чтобы храмина, которую вымели, наполнилась Святым Духом. Нередко мы, пастыри, исповедуя людей, увещеваем о грехах, но не говорим человеку о том, что он прощен, о прощающей благодати Божией. И поэтому нередко прощеные Господом люди продолжают жить с чувством вины, которое является одной из самых деструктивных для души эмоций, запуская и в психике, и в теле огромное количество разрушительных процессов.

Христос освобождает человека от чувства вины, даруя прощение, и долг священников об этом возвещать. Многим нашим бабушкам никто не говорил, что после исповеди грехи прощены. Многие из них думали: старые грехи нужно исповедовать и исповедовать, исповедовать и исповедовать… Однажды смотрю, старушечка приходит на Исповедь со своими «тремя абортами» уже пятнадцатый раз. Я ей говорю: «Бедняжка ты моя, да ведь Бог простил тебя», – она говорит: «Да я не знаю, простил или нет». Мне захотелось заказать для них беленькие значки с надписью: «ПРОЩЕНА!» и после Исповеди их выдавать, чтобы было наглядно и запомнилось.

Для многих современных людей религиозная жизнь – это непрестанный поиск негатива в себе самом. Подобный подход свойственен психоанализу. Человек постоянно ищет пятна на одежде собственной души. Но ведь поиск пятен не может быть целью жизни, а стирка – самоцелью.

Не нужно превращать батюшку в психоаналитика! Человек должен идти на Исповедь не столько с перечислением грехов, осознанием их, сколько с покаянием, что, кстати, в переводе с греческого означает «изменение ума», то есть с измененным отношением к себе, людям, Богу.

Преп. Ефрем Сирин пишет: «Грех – это стена между Богом и человеком. Грех – это состояние отпадения от Бога». Разрушь стену! Покаяние – это осознание перед Богом того, что мною (по сути) не является: «отсеки, преобрази, Господи, это не моя суть».

Прощение дается по вере во Христа Спасителя, даром, по милости Божией. Божественное прощение – мощное целительное средство. Но грешному человеку трудно принять незаслуженную милость Божию, ее хочется «заслужить». Поэтому для нас, пастырей Православной Церкви, важно помочь людям принять это прощение, чтобы они осознали и прочувствовали себя прощенными Господом и с этим осознанием могли двигаться дальше по дороге собственной жизни.

 

Отец Евмений, скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

— Есть здесь очень хороший совет, который дает наш Господь: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Эти слова – соль нашей молитвы. Без соли пища пресная. Точно так же, как молитва без этих слов: «Не моя воля, но Твоя да будет»… И еще по поводу этого человека: мне кажется, ему нужна дополнительная помощь того, кто может поговорить, выяснить, где проблема, что необходимо переосмыслить в своей жизни. Если в теле ее нет, значит, она – в душевной (психологической) или духовной области. То есть, здесь необходима дополнительная помощь. Это нормально, когда мы, нуждаясь друг в друге, просим о помощи.

 

В своей книге «Духовность как ответственность» Вы пишете: «Если люди твердо убеждены в том, что Бог хочет исцелить их, и что болезнь – не Божия воля, они всегда получат исцеление во время молитвы, если не раньше». Скажите, пожалуйста, как надо молиться, чтобы принять исцеление?

— Не знаю, насколько мой ответ устроит Вас и наших уважаемых читателей, но отвечу из внутреннего опыта. Года три назад мы с братией монастыря уверовали, что слова Спасителя: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8) – относятся не только к Апостолам, но и к каждому верующему во Христа. Ну, «мертвых воскрешайте» – понятно. Сейчас огромное количество людей выглядят вяло, безжизненно, безвольно. Называют это состояние разными словами: депрессия, вегето-сосудистая дистония, упадок сил. Но ведь вся причина в другом: без Бога человек, как зомби, как робот, он оторван от Источника Жизни. Поэтому «воскрешать мертвецов» мы понимаем так: если Жизнь – Христос, значит из смерти, из греха, из обрядоверия, – привести ко Христу, к личным взаимоотношениям с Ним.

Что значит: «бесов изгоняйте»? Власть изгонять бесов, если верить Священному Писанию, дана всем ученикам Христа. Однако впоследствии, учитывая то, что это область темная и достаточно рискованная, Церковь делегировала это служение священникам, имеющим особый дар от Бога.

И, конечно, «больных исцеляйте». В Евангелии повествуется о том, что Апостолы по повелению Христа исцеляли больных. Они подходили, возлагали руки и молились за человека от всего сердца (напр. Деян. 28, 8) и наступало исцеление.

Для соединения со Христом в Церкви существует Таинство Причастия, для освобождения от грехов – Таинство Покаяния, для исцеления – Таинство Соборования. Однако я заметил интересную закономерность: люди после соборования не всегда получают исцеление. Но всегда после Таинства возникает необъяснимое умиротворение духа, уходит нервное напряжение, которое сопутствует болезни.

Но кроме Таинства Соборования существует и литургическая молитва, и простая молитва об исцелении, идущая от всего сердца. Простой пример: мама берет на руки ребеночка и говорит: «Где болит, детонька моя, вот тут животик болит? Ну давай… Боженька, помоги!», – и всё проходит. То есть – простое дерзновение веры, простая материнская молитва с возложением рук. Ведь ребенок полностью доверяет матери.

В молитве об исцелении необходимо: во-первых, доверие Богу, основанное на Его Слове, во-вторых, вера того, кто молится за исцеление и, в-третьих, вера того, кто получает исцеление. Вот это очень-очень важно! В молитве исцеления встречаются дерзновение того, кто молится, и вера того, кто принимает исцеление.

Если есть глубинное убеждение, что «болезнь – наказание от Бога» или вторичная выгода от болезни (например, исцелится человек, ВТЭК объявит его здоровым, он лишится пенсии по болезни, придется идти устраиваться на работу), то человек не может верою принять исцеление. Подчеркиваю, нередко это происходит неосознанно. Сознательно человек может, наоборот, говорить: «мне хотелось бы исцелиться…» Поэтому сначала необходимо подумать над вторичными выгодами болезни, духовными причинами и ограничивающими убеждениями, поговорить на эту тему, покаяться (буквальный перевод слова «покаяние» — metanoia «перемена мыслей», то есть изменить отношение к болезни), и лишь потом помолиться за страждущего. Если демон болезни вышел, человек внутренне почувствовал освобождение, облегчение, необходимо помолиться, чтобы человек наполнился Духом Святым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных