Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия искусства Шеллинга.




Сод-е работы Ш. “Фил-я И.” было хорошо известно немец.интел-ции в 17-19вв,т.е.почти в самый разгар романт.движ-я в Германии.Труд Ш. составляет опред.часть этого дв-я и явл-ся целым этапом в развитии нем.класс.эстетики от Канта до Гегеля. Общеизвестно влияние Ш. на эволюцию И. и лит-ры, а + эстет.мысли Фр., Англ., России и др.стран. В своих иссл-ях Ш. опирается на нац.фил.-эстет.традиции, в особ-ти на доктрины Канта, Шиллера и Фихте. “Фил-я И.” возникла тогда, когда в филос-м развитии Ш. явно обозначился поворот к рел.-мистическим идеям (диалог“Бруно” и работы “О методе акад.изучения” и “Фил-я и Рел-я”).Здесь Ш. делает попытку соглас-ть свою фил-ю с христ.Р-ей. Цель хр-ва,по Ш.,-в постепенном слиянии Р., фил. и И-ва. (Поворот к религиозному мистицизму нашел отражение в “Философии искусства”.)

Общеэстетические принципы:

1)Ш.руковод-ся в своих эстет-х иссл-ях методом “констуирования”. С пом.неск-х категорий(идеальное и реальное,суб.и об.,бесконечное и конечное,свобода и необх-ть и др.) он конст-ет идеал.модель мира И-ва. Ш.пытается опр-ть место И.в универсуме,уяснить его внутр.необх-ть и метафизич.смысл. И-во-это как бы завершение миров.духа,в нем находят объед-е в форме конечного суб-ое и об-ое,дух и природа,внутр.и внешнее, сознат.и бессознат-ое, необх-ть и свобода. И-во есть созерцание абсолюта…И.,как и природа, есть нечто целостное. Все виды, роды и жанры И.,по Ш., внутренне связаны, сост-ют единое целое,т.к. они с разных сторон воспр-дят абсол-ое. Такую же связь он устан-ет м/д И.,фил. и моралью. При этом он исходит из кантовской триады идей: красоты, истины и добра. Если истина связана с необ-тью,а добро со свободой,то красота как синтез свободы и необ-ти.

2) Идея целостного рассм-я всех явлений И. нах-ся в тесной связи с принципом историзма. Уже Гердер, Шиллер, Гїтте высказ-ли мысль о необх-ти истор-го подхода к И.

3) Красота и искусство. «Красота- не есть ни т-ко общее или идеальное(оно=истине),ни т-ко реальное(оно проявл-ся в действовании)..Она-лишь совершенное взаимопрон-е/воссоед-е того и др.».Для Ш. область И. в осн-м огранич-ся воспр-ем прекр-го.!- Ш. сближает понятия прекр. и возвыш-го!!...Для Ш. хар-на мысль о внутр-ей изоморфности И. и органичес.жизни(это наиб.заметно в его анализе жив-си, ск-ры и арх-ры).Разум, по Ш., непосредно объективир-ся в организме. То же происх-т и в пр-се худ.тв-ва. Ведь гений творит подобно природе. Тв.пр-сс предст-ся Ш. как пр-сс неосозн-ый, иррац., неуправляемый.

4)Искусство и мифология. Больш.место в “Ф.И.” зан-ет проблема миф-ии. “Миф-я–необх.условие и первичный материал для всякого И.”. (труды“Фил-я м-ии и откров-я”,+“Мир.эпохи”). С од.ст, Ш. подх-т к мифу с истор. т.зр. (сопоставл-е антич. и христ.миф-ии=> не т-ко идея истор.изменчивости мифа,но и выявление отличит-х способ-тей древ. и нового И.) С др.ст., миф как специфич.форма мышления. Миф сближ-ся с символом,т.е.с чувственным выраж-ем идеи,с худ.мышл-ем. => ни в прошлом,ни в наст.,ни в буд.И-во немыслимо без миф-ии!

Сформулировав общеэст.принципы,Ш.рассм-ет отдельн.виды и жанры И-ва:

5)Идеал.и реальный ряды в И-ве. В фил.сис-ме Ш. два ряда:идеал.и реальный.Соотв-но расчлен-ся и сис-ма И-в. Реал.ряд предст-н музыкой, арх., жив. и пластикой, идеальный – лит-рой.

6)Музыка и живопись. Музыка как отраж-е ритма и гарм-ии видимого мира,лишенное образности. Жив-сь,по Ш., 1ая форма И., воспр-щая образы.Она изобр-ет особенное, частное во всеобщем. Категорией,хар-щей ж-сь, яв-ся подчинение. Ш.подробно остан-ся на хар-ке рисунка,светотени,колорита.

7)Архитектура и скульптура. И., синтез-щее муз. и ж-сь,Ш.видит в пластике: арх-ра+скульптура. Ш. подчер-ет родство арх-ры с музыкой - “застывшая музыка”. В пластич-х И-вах ск-ра зан-ет самое важное место,т.к.ее предметом явл-ся человеч.тело,в к-м Ш.видит осмысл.символ мироздания.Ск-рой заверш-ся реал.ряд И-в.

8)Поэзия: лирика, эпос и драма. Если изоб.И-ва воспр-ли абсол-ое в конкретном, матер-м, телесном,то поэзия осущ-ет это в общем,т.е. в языке.И-во слова - это И. идеал.,высшего ряда. Поэзия-сущностью И-ва. В лирике воплощается бескон-ое в конечном, драма-синтез конечного и беск-го,реал.и идеал-го. В дальнейшем Ш. анализ-ет в отдел-ти л.,эп. и драму.(анализ романа и трагедии.Р-н как эпос нов.времени.(прим.“Дон Кихот” Сервантес); как “синтез эпоса с драмой”. Трагедия связана с необх-тью и свободой;т-ко из внутр.примирения св.и необх.возн-ет желанная гармония).

Предст-ет интерес классиф-я видов и жанров И-ва.Все они,по Ш.,внутренне связаны. В эстетике Ш. выступают черты многих соврем-х теорий И-ва. В труде “Ф.И.” глубоко разраб-ны такие?-сы,как теория трагич-го,конц-я романа,синтез И-в.

 

Эстетика Гегеля.

Теоретич.наследие Г.(1770-1831) стало своеобразным итогом разв-я немец.классич.эстетики.

«Эстетика» Г. состоит из введения, учения о прекрасном или идеале, учения о 3х формах сущ-я И-ва и теории отдельных его видов(арх-ры,ск-ры,жив-си,музыки,поэзии). В «Эст-ке» Г. послед-но провел истор.принцип рассм-я И-ва. Согласно его эстетич.конц-ции И- проходит 3стадии, хар-щие изменение соотн-я содерж-я и формы: символ., классич., романт-кую.

Символ.форма И-ва (И-во Древн. и Среднев.Востока)- есть его начальная стадия. Ей предшествует «предыскусство», т.е. басни, притчи, аллегории, дидактич.поэмы. Символ.форма хар-ся тем, что в ней идейное содер-е еще не обладает особой индив-тью. Набл-ся отсут-е ед-ва м/д содерж-ем и формой,ощущается преобладание формы над сод-ем. Принципу символ.формы И-ва > соотв-ет, по Г., арх-ра.

Классич.форма И-ва вкл-ет в себя ед-во содерж-я и формы (антич.Греция). Появл-ся в образах классмч. И-ва черты индив-ти, выст-ет как идеал. Эстетич.идеал в классич.И-ве Греции порождает гармон.ед-во сод-я и формы(скул-ра).

Романт.форма И-ва - приоритет дух.содер-я над чувственной формой. Изживание формы ведет и к самоуничтож-ю И-ва,т.к.оно по своей природе нуждается в чувств.форме. Романт.форме И-ва соотв-ют жив-сь, музыка, поэзия.

Осн.соц.ф-ция И-ва - познавательная. И-во есть форма самопознания абсолютной идеи.«Именно И-во доводит до сознания истину в виде чувств-го образа, к-ый в самом своем явлении имеет высший, более глубокий смысл и значение». Все др. ф-ции И-ва в «Эст-ке» Г. рассм-ся в зависимости от познават.ф-ции и потому не имеют самост-го значения.

Гегель понимал, что истор-ки измен-ся не т-ко худож.способ воплощения идеала, но изм-ся и сам общест.идеал, становясь все >ее сложным по своему нравств.смыслу. Философ видел, что выражая идеалы нового времени,И-во встает п/д задачами, к-ые И-ву древности были не под силу.

В самом И-ве, как ср-ве познания, нач-ют играть все >ую роль филос-ие, рационалистич.стр-ры.

Г.: И-во не должно отмереть вообще, а его соц.ф-ции изменяются, идеологизир-ся и усложняются. Познават.ф-я уже не м.б. столь специфична И-ву как на его первых двух истор.ступенях. Но далее,И-во не соотв-ет более «духу времени».«Дух нашего совр-го мира,религии и культуры поднялся выше той ступени, на к-рой И-во пред-ет собой высшую форму осознания абсолютного».

И хотя историчность и диалектич-ть мышл-я Г. подводили его к поним-ю многофунк-ти И-ва, определяющим стало стремл-е видеть в И-ве лишь специфич.чувственное выраж-е некоего универс.-логического идеала. «И-во имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме, в худож-ном оформлении». При этом исключалась возмож-ть обнаружить прямую зависимость И-ва от матер.жизни общ-ва.По Г., общечел-ие, гуманист.тенденции в содер-ии И-ва вступают в противоречие с идеологич.нормами существовавших в тот истор.момент соц-х отн-ий.

В «Эст-ке» Г. глубоко анал-ет древнегрече.трагедию, ск-ру и арх-ру, средневек.эпос, визант.жив-сь, и-во Ренессанса, класс-зма. Огр.влияние оказала эстетика Г. и на его современ-ков. Это способст-ло появлению новых имен, эстетич-х школ и напр-ий, в осн. позитивистского плана. (Розенкранц, Руге,Фишер).

 

40. Эстетические взгляды Ницше. Ницше воссоздал новую породу гения, которую еще не знала европейская цивилизация. Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра. Метафизическое всемогущество воли не гармонировало с Шопенгауэровской восточной этикой самоотречения. У Ницше воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом.. Стоит отметить, что в формировании эстетических взглядов Ф.Ницше можно выделить три следующих друг за другом этапа:

· Активное освоение культуры прошлого (литературы, истории, философии, музыки, сопровождающееся романтическим поклонением античности).

· Критика основ западноевропейской культуры.

· Период написания «Заратустры», учение о «сверхчеловеке» (Начиная с 1881 г.).

Смысл понятия «дионисийское начало» также тесно связан с системой Шопенгауэра. Напомним, что у этого философа искусство музыки наделено особым статусом: музыка является аналогом мировой воли. Дионисийская музыка представляла собой некий набор звуков, не связанный ритмически и тонально. Ясно, почему Ницше так был увлечен Шопенгауэром. Ведь с раннего детства им полюбилась музыка. Его кумирами стали Моцарт, Гайдн, Шуберт, Бетховен, Бах. В современной же музыке Берлиоза или Листа он не находил ничего, что способно было взволновать человека. Тех людей, которые презирали музыку, Ницше, рассматривал как «бездуховных тварей». В своем наследии Ницше оставил не только философские работы. Подобно великому композитору Р. Вагнеру, который писал и литературу философского характера, Ницше, писал музыку. Одно из ранних произведений Ницше-философа – «Рождение трагедии из духа музыки». Оно было посвящено Р. Вагнеру. Это произведение пронизано музыкой. Все, что бы Ницше не рассматривал в своей работе, все соприкасается с искусством, с музыкой.

Что касается критики западноевропейской культуры, то здесь можно разделить на две позиции Ницше: политика и христианство.

Ницше - сторонник возврата к древнегреческим ценностям, где бытие и сознание, естественное и искусственное, природное и культурное, человеческое и божественное еще не были разделены, как это произошло позднее под влиянием христианской догматики, западной рационалистической схоластики и норм "светской морали", определяющей современную европейскую культуру в целом. Категория "власти" для Ницше является "греческой" ("дионисийской") по преимуществу. В ней концентрированно выражается избыток чистых бытийных сил, еще не прошедших сложный процесс канализации по различным системам ограничений и сдержек. Власть для человека так же естественна, как наслаждение, радость или боль. Она выше морали, как выше морали само бытие. Власть совмещает в себе "синтез противоположностей", она не бывает "благой" или "злой", она бывает великой или мелкой, сильной или слабой. В духе своей теории, Ницше фактически отождествляет "власть" с чистым источником бытия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных