Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические установки и представления в культуре древних славян.




Древнейший слой отечественной культуры - языческая культура восточных славян. Догосударственный период культурного развития восточных славян охватывает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом.

Языческая культура славян была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых три периода в развитии язычества Древней Руси [3]:

господство культа

упырей и берегинь, то есть обожествление сил природы, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали в трудовой деятельности;

г культа

Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия, то есть культ предков. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом;

г культа

Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства, то есть на этом этапе развития язычества появляется "Бог богов", удаленный от мира, - существо небесное, глава иерархии богов. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые отличались торжественностью, степенью воздействия на психику. В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общеГ-ным.

Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества.

К славян б утилитарна, связана с Прир.

Дом, как правило, тоже одушевл.

 

42. Русское «предвозрождение».

Как известно, Русск.Возр-е "открыло Ч-ка", ч/з утвержд-е самост-ти его ума и мысли. Возр-е дало Ч-ку право свободной, независимой от теологии мысли. Поэтому полное открытие Ч-ка было связано с секуляризацией. Предвозр-е же предвосхитило открытие Ч-ка,и,пр.вс., в обл. эмоцион.жизни. Индив-ть Ч-ка в эпоху Предв-я была признана в сфере эмоций, а затем уже в сфере мысли. Предвоз-кая эмоц-ть перекликалась с иррац-мом и мистицизмом и не была связана с секуляр-ей.=>Предв-е не явл-сь простым началом Возр-я.

Стилеформирующая особ-ть Предв-я – появл-е повыш.эмоц-ти в И-ве, иррац-зм, экспресс-ть, динамизм, мистич.индив-зм. Предв-ю на Руси принадл-т такие разл.творч.индив-ти, как Феофан Грек и Андрей Рублев, экспресс.стиль Русск.Хронографа, Епифания Премудрого и сдержан.эмоц-ть Повести о Петре и Февронии Муромских. В жив-си и лит-ре усиливается стремл-е отразить индив.образы персонажей, развив-ся интерес к темам материнства, к изобр-ю страданий Христа и Богоматери, появл-ся эл-ты жанра, повествоват-ть, а в комп-ю вносится сильное движ-е. Для движ-я вперед челов.мысли, общ.жизни, к-ры и науки необходимо освобожд-е челов.созн-я от власти догм, свобода, выход в дух.,твор.сферу! В лит-ре достигают сильного разв-я эмоц. и динамическое «плетение» слов, интерес к слову, к его выраз.кач-вам, стремл-е к словесн.утонч-ти (в тв-ве Епифания Премудрого).

Эпоха Предв-я связана с исихазмом (идейное движ-е). Ис-зм (проник в Россию с сер.14 в.)нельзя рассм-ть т-ко как богословскую основу Предв-я. Ис-зм был типичн.предст-лем новых настр-ий, стремл-ий,идей. Новые идеи появл-сь одновр-но в богословии,И-ве, лит-ре, в разл.обл-х к-ры. Для жив-си и лит-ры имели знач-е стилеформ-щие тенд-ии ис-зма: не его утвержд-я, а их хар-р, не конц-ии,а их стиль, тон, способ воспр-я мира. Вместе с тем: исихазм не ст-ко породил новые идеи, но и опирался на традиции. Отразил тот же интерес к внутр.жизни Ч-ка, к его эмоц.сфере.

Открытие Ч-ка в эмоц.сфере и динам-ть Предвоз-го стиля были связаны с др.родств-м явл-ем – возн-ем нового истор-го созн-я. Предв-ое ощущ-е неповтор-ти личности, личн.переж-ий стилист-ки родственно осозн-ю индив-тей эпох, принц-х отличий прошлого от наст-го.

Андрей Рублёв – вел.русс.иконописец.(р.в14в.). Время жизни Р. совпадает с переломным моментом в освободит.борьбе п/в тат.-монг.ига. Тв-во прослав-го ик-ца знаменует важную веху в ист-и русс.И-ва. С его именем связано возник-е худ.напр-я.(1405г.- с Феофаном Греком А.Р. участвует в росписи Благовещ-го собора Моск.Кремля;1408г. – А.Р. и Даниил Чёрный руководят работами по росписи Успенск.собора г.Владимира;1425-Троицк.собор Сергиева мон-ря.) Благов.собор Моск.Кр.перестр-ся в 15в.,роспись не сохр-сь, во владим.Усп.соборе сохр-сь лишь небол.часть росписей.Дошли до нас также иконы из иконостаса эт.собора(в Трет.гал.и Русск.муз.).

Р. предстояло вернуть утрачен.сост-е – гарм-ю чув-в, ясность и чистоту ума. Атмосфера внутр.согласия и любви, радост.звучание холод-х и чистых оттенков, передающих оптимист.идею о будущем соверш-ве преображ-го матер.мира! Шедевра- «Троица» –худ-к воплотил свой идеал совер-ва, предст-е о Ч-ке тонкой одухотв-ти и нравств.просвет-ти. Важн.роль сыграло его сотрудн-во с прославленным визант.живописцем, вел.фил-м Феофаном. Огненный темперамент Феофана Грека, образные, насыщ-ые притчами философские беседы,дух.красоту, его мастерство монументалиста и миниатюриста, - всё это повл-ло на мировоспр-е А.Р. Так же, как Феофан, Р. стремится достигнуть воплощения изначальн.красоты соверш-го Ч-ка. Так же, как Феофан, он видит в эт.красоте рез-т тв.д-ти челов.духа. Но если для Феофана достиж-е соверш-ва означает полное измен-е чувств.Ч-ка, то для Р. этот пр-сс закл-ся в освоб-ии первозданной красоты, скрытой в матер.формах. В противоп-ть Ф., в иконах и фресках Р. отс-ют резкие блики. Последоват-ое наложение тонких светлых слоёв создаёт сов-но иной эффект;источник света – внутри, кот. исходит на окр.предметы и передает зрителю теплоту. В пропорциях фигур появл-ся лёгкость. (Предв-е на Руси не принесло с собой Возр-я. Следующая за Пр-ем ступень не смогла развиться. Причины: для этого недост-но было собств-х культ-х сил; падение Византии оборвало ту культ. общность, к-ая необх-ма была для разв-я к-ры; падение городов-коммун - Новгорода и Пскова; разв-е централиз.гос-ва.; огосударствл-е церкви=>не способств-ло открытию Ч-ка в сфере мысли.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных