Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА И СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ И СССР 3 страница




Третий этап (1961-1975 гг.) характерен увеличением выпуска автомобилей.

На этом этапе технически перевооружены многие действующие автомобильные заводы и построены новые. Одним из таких заводов является ВАЗ – Волжский автомобильный завод, который по праву можно назвать лидером отечественного машиностроения.

Строительство завода началось в 1967 году. И первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй уже в 1971 году.

За основу при выпуске малолитражного автомобиля с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят «ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость – 140 км/ч. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить советский рынок.

Также с нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей ИжАвто преимущественно с новым типом кузова хэтчбек

Четвертый этап когда в 1976 году в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969 году. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7-8 % до 25 %. Было положено начало дизелизации ряда других советских автомарок.

К 1980-м гг. советское автомобилестроение добилось очевидных успехов в массовом производстве: по общему автопроизводству (2,2 млн в 1985 и 1986 годах) СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии, США, ФРГ, Франции), по производству грузовиков - третье место, по производству автобусов - первое место. В это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек и подготовлено массовое производство дизельных среднетоннажных грузовиков и автобусов. Однако, одновременно стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя: фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3 млн. в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), мало становилось новых научных разработок, оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей.

С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности.

2.3. Постсоветская Россия

 

С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за:

1) слабой финансовой системы (дороговизна кредитов)

2) чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере

3) морального физического износа производственных мощностей.

В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.

В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные производители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).

Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, в сегменте грузовиков 7,9 % и в сегменте автобусов 9,8 %. В 2010 в России было собранно свыше 1 млн. автомобилей иностранных брендов. В июне 2011 г. было подписано соглашение о расширении локализации производства в России между Правительством РФ и компаниями Sollers-Ford, Volkswagen, General Motors, и группой Renault-Nissan.

В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки». В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за её счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн. легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года.

Ситуация, сложившаяся в российской автомобильной индустрии, рискует стать критической. По данным ВЦИОМ, 50% российских автолюбителей владеет подержанными отечественными автомобилями (до 2006 года выпуска), новые отечественные авто имеют лишь 14% россиян. При этом, согласно данным последнего исследования структуры автопарка, проведенного аналитическим агентством «Автостат» в марте 2010 года, средний возраст легковых автомобилей России составляет 12,9 лет. При этом более половины машин (51%) находятся в возрасте старше 10 лет, а почти четверть парка (23%) —старше 20 лет. Неудивительно, что по данным доклада ВОЗ «О предупреждении дорожно-транспортного травматизма» Россия находится на первом месте в мире по аварийности на дорогах.

Все это подтверждает тезис о том, что российскому автопрому требуется коренные изменения. Поэтому по заказу Министерства промышленности и торговли в конце прошлого года консалтинговая компания Boston Consulting Group провела исследование, которое было положено в основу «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 г.».

Основная цель Стратегии - максимизация добавленной стоимости, создаваемой в российском автопроме, при достаточном выборе и качестве продукции (схема 2.1)


Схема 2.1.

Цели Стратегии - 2020

В таблице 2.1 представлены краткие характеристики каждого из сценариев.

Таблица 2.1.

Сценарии развития российского автопрома

Сценарий Текущий вектор Партнерство Закрытый рынок Крупный экспортер
Производство конечной продукции Рос. OEM - производители по контракту Местное производство удовлетворяет 50% спроса Один или несколько отечественных производителей Рос. OEM интегрированы в глобальные группы, некоторые иностр. OEM локализованы Отечественное производство направлено на удовлетворение внутреннего спроса Монополия рос. OEM Невысокий уровень импорта при отсутствии экспорта 2-3 независимых OEM Рос. OEM – независимые и партнеры глобальных OEM Конкурентоспособность рос. OEM на глобальных рынках (1/3 продукции на экспорт) 1 крупный независимый OEM + нишевые игроки
Производство компонентов Рос.OES - неконкурентоспособны, только поставка запчастей Иностр. OES - незначительное присутствие, поставки иностранным ОЕМ Сильное присутствие иностр. OES СП рос. и иностр. OES   Иностр. OES – низкая локализация Рос. OES ориентированы на рос. OEM Иностр. OES – высокая локализация, ориентация на российские OEM Рос. OES конкурируют с иностранными OES
НИОКР Только на уровне производственных площадок Инженерное и технологическое обеспечение производства Часть НИОКР иностр. OEM Акцент на рос. преимущества   Только для рос. OEM Создание российских моделей Полномасштабные НИОКР для рос. OEM Разработка моделей для мировых рынков
Необходимые инвестиции 12 млрд. евро (компании – 75%, государство – 25%) 25 млрд. евро (50% - компании, 50% - государство) N/A 40 млрд. евро (25% - компании, 75% - государство)
Реалистичность высокая высокая низкая низкая

Источник: «Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 г.»

Разработчики Стратегии справедливо полагают, что ориентироваться следует прежде всего на сценарий «Партнерство» (как на наиболее реалистичный), и даже называют конкретные суммы, которые будут направлены в различные подотрасли автопрома, равно как и общую сумму - 627,3 млрд. руб. (позже сокращенную до 584,1 млрд. руб.). К сожалению, конкретных мер в Стратегии нет – однако даны общие направления деятельности, в результате которой, по замыслу разработчиков Стратегии, к 2020 году произойдут следующие изменения:

повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. – 21% (492,8 млрд. руб.) до 48% (2200 млрд. руб.) в 2020 г.;

снижение доли импорта в денежном выражении с 60% до 20%;

повышение доли экспорта продукции отечественного автопрома до 12,5%;

повышение доли отечественного автомобилестроения в ВВП до 2,38%;

насыщение парка легковых автомобилей до показателя 363 автомобиля на 1000 человек;

уменьшение количества ДТП и их последствий на 25-30%.

На заседании Правительства 4 марта 2010 г. Стратегия-2020 была в целом одобрена, но некоторые положения были отправлены на доработку. Окончательно документ был подписан Министром В.Б. Христенко 23 апреля 2010 г. В нем был, в частности, уточнен объем инвестиций в отечественный автопром (таблица 2.2). Именно нехватку инвестиций авторы Стратегии видят в качестве основной причины неконкурентоспособности отечественных автопроизводителей.

Таблица 2.2.

Объем инвестиций и их получатели, млн. руб. (до 2016 г.)

Получатель                
ОАО «АвтоВАЗ» 7 042 35 543 18 642 7 615 25 240 12 232 4 501  
Группа «Газ» 22 227 29 929 20 899 15 553 6 561 5 124 4 205 2 072
ОАО "КАМАЗ" 7 627 14 753 22 858 22 730 16 250 10 739 6 483  
Sollers 18 054 56 652 28 273 7 952        
Всего 54 950 136 877 90 672 53 850 48 496 28 095 15 189 2 522

Источник: «Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 г.», стр.82, табл.5.

Однако прежде чем строить дальнейшие прогнозы, следует учитывать, что Стратегия-2020 – является ориентировочным документом; она нуждается в конкретизации, требует достаточно крупных расходов (впрочем, вполне сравнимых с инвестициями мировых автопроизводителей в свои собственные производства), а в части прогнозов носит необоснованно-оптимистический характер. Тем не менее, к несомненным достоинствам Стратегии стоит отнести тот факт, что дан четкий вектор государственной политики в отношении автопрома – взят курс на внедрение сценария «партнерство».

Итоги

Итак, наиболее вероятным из сценариев развития российского автопрома, на взгляд докладчика, является сценарий «партнерство» в следующем виде.

Массивные вливания в отечественный автопром до середины 2010-х.

Создание СП (как OEM, так и OES) с использованием зарубежных технологий.

Усиление локализации благодаря поддержке государства: сборочные предприятия + дилерские центры.

Специализация OES на определенных видах деталей.

Постепенное сокращение импорта.

В пользу сценария «партнерство» говорит и тот факт, что уже подписаны соглашения о стратегическом сотрудничестве АвтоВАЗа и Sollers, АвтоВАЗа и Renault, КАМАЗа и Daimler AG. На фоне общего спада сектора в г. Калуга произошло открытие завода PSA Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors (23 апреля 2010 г.), а компанией Volkswagen было запущено производство полного цикла машин Skoda Fabia (28 апреля 2010 г.).

В заключение хотелось бы отметить, что, как подтверждают прогнозы Boston Consulting Group, PWC, Автостата, российский рынок автомобилей восстановится к середине 2012 гг. годов – а это значит, что автопром без работы не останется.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА И СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ И СССР

Первые мастерские по ремонту автомобилей появились в России в конце XIX века. Многие из них сначала занимались ремонтом ве­лосипедов, получивших у нас большое распространение. Мастерские, занимавшиеся производством и ремонтом конных экипажей, взялись за ремонт автомобильных кузовов. Журнал «Автомобиль» (1903) в спра­вочном листке «Полезные адреса» привел перечень мастерских и торго­вых организаций, в которых можно было отремонтировать автомобили и двигатели, кузова, шины, аккумуляторы, приобрести бензин, масло, лаки и краски, запасные части, заказать изготовление деталей, включая чугунные и медные отливки. Большинство мастерских, располагая не­обходимым станочным и литейным оборудованием, могли отремонти­ровать автомобиль любой марки как отечественного, так и зарубежного производства. Группа петербургских автомобилистов в 1903 г. образова­ла техническое бюро «Автомобиль-клуба», которое занималось хране­нием, обслуживанием и ремонтом автомобилей. Техническое бюро име­ло гараж в теплом помещении. Обслуживание и ремонт автомобилей выполнялись в больших (по масштабам тех лет) прекрасно оборудован­ных мастерских штатными механиками. Бюро имело техническую биб­лиотеку с читальным залом.

Цель создания технического бюро «Автомобиль-клуба» — это способствовать приобретению автомобилей лицами, не имеющими соб­ственных помещений для их хранения. Однако уже в следующем году число поступающих на хранение автомобилей и заявок в мастерские на ремонт настолько возросло, что было снято дополнительное помещение.

Приобретать автомобили могли в основном достаточно состоятельные люди, которые в большинстве своем изучать его не желали уход за ним поручали нанятым шоферам, которые слабо разбирались в устройстве автомобиля, не были знакомы с правилами обслужива­ния и ремонта. Большей частью ремонт заключался в замене или ре­ставрации поломанных или испорченных неумелой эксплуатацией деталей. Особенно быстро изнашивались шины из-за плохого ухода и неквалифицированного вождения.

Отсутствие диагностических приборов создавало трудности с использованием рабочих средней квалификации. В больших мастер­ских имелись один-два знающих мастера, которые ставили диагноз, давали указания и советы своим помощникам, иногда работали сами с автомобилями особо важных клиентов. Их услуги оплачивались дорого, так как таких мастеров можно было пересчитать по пальцам.

3.1 Развитие авторемонтных предприятий

С появлением первых автомобилей, возникла необходимость в их ремонте и обслуживании, но специализированных организаций по ремонту ещё не существовало. Ремонт осуществлял владелец, либо его шофер: вышедшие из строя детали изготавливались собственными силами, а проколы ликвидировались прямо на дороге. Лишь в начале XX века увеличение количества автомобилей послужило толчком к организации авторемонтного дела. На основе мастерских по ремонту сельхозтехники или велосипедов стали появляться первые автомастерские. Располагались они ближе к людям, которым автомобиль был необходим по роду их деятельности (например, врачи). Здесь же продавался бензин, который с помощью насоса подавался из подземного бака.

В России начало развитию отечественного авторемонтного производства положило Московское автомобильное предприятие П.П.Ильина. Для поступивших на ремонт автомобилей предприятие Ильина самостоятельно изготавливало отдельные агрегаты, коробки передач, передние оси и т.п., что послужило зарождению агрегатного метода ремонта автомобилей.

Бурное развитие авторемонтных предприятий пришлось на период индустриализации. После распада СССР количество авторемонтных предприятий значительно сократилось. В настоящее время наиболее распространены военные авторемонтные заводы для обслуживания и ремонта военной техники с воинских частей и полигонов; а также небольшие мастерские, имеющие от 3 до 10 постов, которые могут быстро реагировать на изменения парка автомобилей, перестраиваться на новые виды ремонтных работ и не имеют большого складского хозяйства.

В России не существовало общих для всех правил по обслуживанию и ремонту автомобилей. Мастерские придерживались инструк­ций заводов-изготовителей. Поэтому, оценивая сложившиеся формы и методы технического обслуживания и ремонта, можно сказать, что в основном преобладал фирменный метод выполнения технического обслуживания и ремонта предприятием-изготовителем. Основной вид ремонта — это текущий ремонт по потребности, который производился нео­безличенным индивидуальным методом рабочими, умевшими выпол­нять операции технического обслуживания и ремонта, и шофером, если он являлся наемным рабочим владельца автомобиля. Лишь после того, как был накоплен значительный опыт, появились общие реко­мендации по обслуживанию автомобилей. Большинство ремонтных рабочих в мастерских ранее занимались ремонтом швейных машин, велосипедов и конных экипажей. Среди рабочих были и бывшие шоферы, по каким-либо причинам не имевшие возможности управ­лять автомобилем. Состав их часто менялся — одни увольнялись, дру­гие приходили. Ежегодные расходы на обслуживание и ремонт в сред­нем составляли 6—9% от стоимости автомобиля, из них 4—5% — ре­монтные работы и 2—4% — приобретение новых деталей. В 1904 г. в Одессе создается первый на юге России склад, торгую­щий автомобилями и мотоциклами. При складе имелся гараж и ма­стерская для ремонта автомобилей и мотоциклов всех систем. Клубы автомобилистов в Киеве, Риге и других городах начинают занимать­ся хранением, обслуживанием и ремонтом автомобилей, создавая гаражи и мастерские общего пользования. Вопрос о гаражах серьезно беспокоил автомобилистов. Отмечалось, что почти нет специальных помещений для хранения и обслуживания автомобилей, которые бы соответствовали своему назначению. Основными требованиями являлись: пожарная безопасность, установление определенных норм площадей на один автомобиль, наличие необходимых устройств, смотровых канав, водопровода, отопления, электрического освеще­ния, бытовых помещений, складов топлива и масел, расположенных вдали от мест хранения автомобилей.

В конце 1906 г. появились правила, разработанные автомобиль­ными обществами для своих гаражей и мастерских, которыми преду­сматривались порядок сдачи автомобилей на хранение и ремонт, сро­ки оплаты за услуги, взаимоотношения между служащими мастерской и клиентами, режим работы складов материалов и запасных частей, порядок их отпуска и другие положения. Например, запасные части и материалы отпускались членам общества по ордеру в кредит с последующим расчетом не позже, чем через две недели по­сле получения счета, так же отпускался и бензин. Не члены общества рассчитывались наличными. Согласно правилам клиент ставился в известность, что в случае пожара в гараже или мастерской общество не несет ответственности за причиненные убытки, т.е. владельцу самому своевременно необходимо было страховать свой автомобиль. Правила­ми предусматривался ремонт без участия шофера (или владельца). Автомобиль сдавался в ремонт или на техническое обслуживание ме­ханику со сметой стоимости ремонта и обслуживания, а также спи­ском сдаваемых с автомобилем принадлежностей. По окончании ре­монта владелец получал извещение и был обязан в течение трех дней явиться за автомобилем. В случае неявки взималась плата за хране­ние. При необходимости шоферы допускались к ремонту по догово­ренности с главным механиком.

В Санкт-Петербурге, Москве и других городах России ежегодно открывались новые гаражи и мастерские. Автомобильные торговые дома, такие, как «Победа», «А.М. Фокин» и другие, многие автозаво­ды и экипажные фабрики имели большие гаражи с ремонтными ма­стерскими. Франко-русское техническое бюро «Автомобилист» в Санкт-Петербурге открыло гараж и мастерские, где выполнялся ре­монт автомобилей всех систем, а также их хранение. Появился «Нев­ский гараж» с электромеханической мастерской, сварочными работа­ми, пайкой, обслуживанием автомобилей всех марок. Автомобиль­ные заводы и фабрики, такие как «Т.А. Лесснер», «П.А. Фрезе», «П.П. Ильин», «И.П. Пузырев», «Ив. Брейтигам» и многие другие, имели возможность изготовления деталей к ремонтируемым автомо­билям. Торговые представительства, продававшие электрические и паровые автомобили, одновременно обеспечивали их хранение, ре­монт и техобслуживание. Трехэтажное здание гаража на 150 автомо­билей, построенное по проекту инженера И.Г. Лазарева при фабрике П.П. Ильина в Каретном ряду (Москва), сохранилось до настоящего времени. Гараж был оборудован электроосвещени­ем, заправочным оборудованием со счетчиками, устройствами для отвода отработавших газов, контрольно-измерительными приборами.

Большое разнообразие автомобилей (в 1913 г. в России эксплуатировались автомобили 95 фирм), различающихся по конструкции узлов, агрегатов и деталей, применяемому топливу и смазкам и дру­гим параметрам, потребовало создания множества складов для запасных частей и материалов, шин,' автомобильных принадлежностей. Как правило, магазины (склады, гаражи), торгующие автомоби­лями, предлагали запчасти, шины и автоматериа­лы, но в 1902 г. уже стали появляться магазины и склады, торгующие определенным видом това­ров. С 1904 г. в России возникли мастерские по ре­монту шин, а несколько позже и по восстановле­нию их протектора. Мелкий ремонт шин выполня­ли гаражи и мастерские, крупный — специализированные предприятия (за­делка разрезов и разрывов, восстановление протектора и другие работы), Например, в 1909 г. мастерские А. Зельтена паровым способом накладывали на изношенную покрышку новый нескользящий протектор. В Москве ремонт и восстановление шин выполняли мастерские акционерных обществ «Г. Марк и К°», «В. Келлерт» и товарищества «Проводник».

Начиная с 1912 г. темпы ввоза автомобилей в Россию значительно возрос­ли, в связи с чем Императорское Российское автомобильное общество (ИР АО) в 1913 г, стало принимать меры по строительству новых гаражей и ремонтных мастерских при автомобильных объединениях. Техническая комиссия при Московской городской управе занялась разработкой правил устройства и со­держания гаражей. В последующие годы (1914—1917) военные действия по­будили ИРАО отойти от строительства гаражей и мастерских и переключиться на создание сани­тарных автомобильных отрядов для оказания ме­дицинской помощи сражающимся войскам. Впер­вые в России в этот период стали создаваться пере­движные ремонтные мастерские технической по­мощи автомобильным отрядам. Несмотря на мобилизацию части автомобилей в армию, в горо­дах и уездах России продолжалось строительство гаражей и мастерских частными обществами и фирмами. К 1916 г. отдельные гаражи, а также га­ражи с мастерскими имелись в 39 городах, только в одном Петрограде их было около 70. Кроме того, создавались заводы и фабрики по производству за­пасных частей к автомобилям и мотоциклам. В Киеве гаражи и ремонтные мастерские имели «Киевское таксомоторное общество», общества «Россия» и «Савой». Были гаражи и у частных лиц. В Одессе к 1916 г. имелось восемь гаражей с мастерскими, в Риге — 11 мастерских по ремонту автомобилей и мо­тоциклов.

В 1911 — 1916 гг. в гаражах и мастерских уже использовалось обо­рудование, облегчающее и ускоряющее техобслуживание и ремонт автомобилей, повышающее качество выполняемых работ. Мастер­ские и гаражи оборудовались поворотными кругами, с помощью ко­торых в узких помещениях автомобили могли легко проехать на ме­сто хранения или на пост ремонта. Появились стационарные и пере­движные компрессоры для накачки шин, насосы для заливки топлива и масел. Динамометры позволяли определять мощность двигателей, а устройства для зарядки аккумуляторных батарей — быстрее и каче­ственнее их заряжать. В мастерских стал использоваться пневмати­ческий инструмент отечественного производства. В гаражах и ма­стерских большое внимание стали уделять пожарной безопасности, хотя опыт по данному вопросу доставался нелегко. Борясь с возни­кающими пожарами, люди убеждались, что тушить горящие бензин и масло с помощью воды бесполезно, поэтому появление в России первых пенных огнетушителей автомобилисты встретили с одобре­нием. Такими огнетушителями стали укомплектовывать и автомоби­ли (вместо песка и лопаты).

В Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других городах насчи­тывалось от двух до десяти пунктов, где можно было заправить авто­мобиль, а в провинции заправка была проблемой. Торговля бензином велась как общественными организациями, объединяющими вла­дельцев автомобилей, так и частными торговыми фирмами, магази­нами, складами, а в некоторых городах бензином торговали аптеки. Отпускался бензин магазинами в розлив и бочками по 10 пудов, а в 1909 г. общество «Нефтепродукт» стало отпускать его в бидонах в 1 пуд.

Отсутствие обязательной системы организации и проведения техобслуживания и ремонта автомобилей, единой для всей России, поставило вопрос о необходимости контроля за техническим состоя­нием автомобилей. Владельцам автомобилей, прошедших техниче­ский осмотр, стали выдавать свидетельство (билет) на право езды. Осмотры проводились, как правило, в марте — апреле, о чем автомо­билисты извещались заранее. После Гражданской войныв конце 1918 г. автомобильные заводы и ремонтные предприятия были объединены в один трест. Восстановительный ремонт был очень сложен, так как многие автомобили исчерпали амортизацион­ный срок. В 1921 г. в Москве на Миусской площади был построен авторемонтный завод Наркомпрода. Ремонтом автомобилей занима­лось Первое российское автомобильное торгово-промышленное об­щество; оно же покупало и обменивало запасные части, продавало резину, гаражное оборудование, занималось вулканизацией камер и покрышек, производило зарядку аккумуляторов. Автоотдел Московского коммунального хозяйства (МКХ) организовал на авторемонтном заводе про­ведение среднего, капитального и восстановитель­ного ремонтов автомобилей, а также изготовление запасных частей. В июне 1921 г. организация обслуживания и ремонта автомобилей была возложена на Цен­тральное у правление местного транспорта (ЦУМТ) НКПС. В те годы большинство автомобилей нахо­дилось в мелких автохозяйствах, насчитывавших по две-три машины. Они не имели необходимой производственно-технической базы. Дефицит за­пасных частей, разные марки автомобилей зару­бежного производства создавали значительные трудности для поддержания их в исправном со­стоянии. Не было единой системы обслуживания и ремонта. Автомобили эксплуатировались до по­явления неисправности или аварийной поломки. Ремонт обычно выполнял водитель с помощником, если таковой имелся. Восстановление машин с ав­томобильных «кладбищ» выполнялось в Москве, Петрограде, Пер­ми, на Украине. Восстанавливали автомобили, комбинируя один из нескольких. Каждое ведомство имело свои базы ремонта, оснащен­ные кустарным оборудованием. В 1924 г. ЦУМТ НКПС издал «Сборник руководящих указаний по содержанию, эксплуатации и владению автотранспортом. Нормы и измерители по автотранспорту». В 1925 г. вышел еще один сборник ЦУМТ - «Автомобильное хозяйство», в котором автохозяйства классифицировались по количественному составу, грузоподъемно­сти и срокам службы автомобилей. Он содержал нормативы по тру­доемкости ремонтных работ, затратам и требуемой численности ра­ботников. Этими документами устанавливались новые формы веде­ния автомобильного хозяйства, основанные на единых нормативах. Рост численности автомобильного парка привел к необходимо­сти строительства крупных гаражей с ремонтными мастерскими. В Москве в эти годы было построено два автобусных и один таксомо­торный парк. Автобусные гаражи имели ремонтные мастерские, мой­ку, малярные цехи, склады запасных частей. Мастерские были рас­считаны на производство текущих и средних ремонтов автомобилей, имели вулканизационный и аккумуляторный цехи. Разные марки подвижного состава, частые поломки из-за плохого состояния дорог, большое число дорожно-транспортных происшествий (по причине узости проезжей части улиц, отсутствия регулирования движения, неопытности водителей), дефицит запасных частей. По мере развития автобусных перевозок в го­родах России также начинается строительство га­ражей и ремонтных мастерских, причем каждое автопредприятие стремилось иметь такую ремонт­ную базу, которая позволяла бы проводить все виды ремонта, включая капитальный. Но для про­ведения капитального ремонта требовалось специ­альное оборудование, которого не было, а потому ремонт выполнялся кустарно, низкого качества, и автомобили, отремонтированные в гаражах, не выдерживали установленных норм. Одним из условий рентабельной работы автопредприятия является хорошо организованный ремонт автомо­билей, но выполнить это в те годы было практиче­ски невозможно, поскольку лишь 12% автомобиль­ного парка было обеспечено соответствующими условиями, остальные 88% ремонтировались ку­старным способом. Постепенно в производственную деятельность автохозяйств стали внедрять элементы планирова­ния ремонта. ЦУМТ установил нормативы пробегаавтомобилей по срокам их службы. Устанавливаются также норма­тивы годовых расходов на поддержание автомобилей в исправном состоянии. В 1928 г. вышел официальный документ «Инструкция о мероприятиях по сохранению автотранспорта в исправном состоя­нии» (приказ НКПС от 25 сентября 1928 г.). Были установлены нор­мативы по трудоемкости (в рабочих часах) по цехам мастерских. Ме­тоды ремонта подразделялись на индивидуальный и массовый. Авторемонтные мастерские проектировали и строили с учетом обязательного наличия сборочных, механических, кузнечно-сварочных, рессорных, медницко-жестяницких, электротехнических, вулканизационных, малярных, деревообделочных, обойных цехов и участков. В крупных мастерских предусматривались испытатель­ные стенды для двигателей, а также моечные установки и склады за­пасных частей. В плане развития автомобильного транспорта в пер­вой пятилетке (1929) было предусмотрено расширение строитель­ства авторемонтных мастерских, оборудованных механизмами, ис­пытательными стендами, приборами, инструментами, станочным оборудованием. В 1929 г. инженер Л.Н. Давидович при проектирова­нии гаража на 170 автобусов внедрил планово-предупредительную систему технического обслуживания. С каждым годом увеличивалось производство отечественных ав­томобилей, но организация автохозяйств отставала от их производ­ства. Велики были простои автомобилей в ремонте и ожидании его. В 1930 г. были созданы Государственное Всесоюзное объединение по снабжению и ремонту автоимущества «Авторемснаб», Всесоюзное автотранспортное объединение по производству запасных частей «ВАТО-запчасть» и Всесоюзное объединение складского и транспортно-экспедиционного дела «Союзтранс». Коэффициент использования парка в 1929-1931 гг. оставался низким: 1930 г. — 0,67, 1931 г. — 0,61. Основная причина — неудовлетворительная ор­ганизация технического обслуживания и ремонта автомобилей. В 1932 г. Авторемснаб был передан Цудортрансу,создан Всесоюзный трест по производству гаражного и авторемонтного оборудования «ГАРО». Вступили в строй 12 крупных мастерских и гаражей в Москве, Ялте, Сочи, Симферополе, Харькове, Луганске и других городах, пущены в эксплуатацию авторемонтные заводы № 1 и 2 в Москве, № 3 в Ленинграде. В гаражах начато внедрение планово-предупредительной системы технического обслуживания. В Москве создан трест «Мосавторемонт», который приступил к расширению авторемонтного и вагоноремонтного заводов — АРЕМЗа и ВАРЗа. На капи­тальный ремонт автомобиля при наличии запчастей в московских автопред­приятиях тратилось 400—500 станко-часов, а на изготовление нового автомо­биля — 700—1000, затраты только на запасные части составляли 20—25% стоимости автомобиля (в США — 5-7%). В 1933 г. Цудортранс утвердил систему планово-предупредительных ремонтов, внедрение которой предусматрива­лось во всех автохозяйствах. Анализ затрат на эксплуатацию автомобилей, вы­полненный И.В. Грибовым, показал, что на содержание гаража приходится 5%, на ремонт автомобиля — 15%, на амортизацию зданий, сооружений и под­вижного состава — 1.8% от общих расходов. Журнал «Мотор» (№ 2,1934 г.), оценивая состояние автомобильного парка страны (в 1934 г. он насчитывал около 120 тыс. автомобилей), отмечал, что ни в одной стране мира автомобили не требуют такого большого числа запасных частей, как у нас. Кое-где перестали делать средние ремонты автомо­билей (Наркомзем и Наркомсовхозов), машины работали, пока не развалятся. Организации, заключившие договор с Московской станцией обслуживания на периодический осмотр (66 организаций, 94 автомобиля), но организации не представляли авто­мобили на осмотр до тех пор, пока они не выходили из строя. Попытки Цудортранса проверить состояние дел с обслуживанием и ремонтом автомобилей в различных ведомствах (наркоматах) встретили сопротивление. В 1934 г. в Москве насчитывалось шесть авторемонтных заводов, которые работали с неполной загрузкой. Автопредприятия не хотели сдавать автомоби­ли в капитальный ремонт на заводы и продолжали выполнять его своими силами полукустарным способом, ссылаясь на дороговизну ремонтов. В то же время авторемонтные заводы принимали меры к сокращению продолжительности вы­полнения капитальных ремонтов с 11 до 6 — 7 дней к концу 1934 г. и увеличивали номенклатуру ремонтируемых деталей. Перспективным считался агрегат­ный метод ремонта. Для этого в автопредприятиях и на заводах создавалисьсклады запасных, заранее отремонтированных агрегатов. У поступившего в ре­монт автомобиля неисправный агрегат снимали, а взамен его устанавливали от ремонтированный. Недостаток этого метода заключался в том, что сами агрега­ты после ремонта обезличивались, и на автомобиль, еще имеющий достаточный запас хода, могли поставить агрегат, прошедший по­ловину амортизационного срока. С целью устране­ния этого недостатка был организован контроль за состоянием агрегатов по срокам службы и числу ре­монтов, была поставлена задача создать специаль­ные заводы но ремонту агрегатов и базы для произ­водства автомобильных запасных частей. Ликвидация Цудортранса в 1936 г. отрицатель­но сказалась на поставках запчастей авторемонт­ным заводам, спрос на них удовлетворялся только на 25%, а в 1937 г. автомобильный парк насчитывал 380 тыс. автомобилей. Девять заводов Союзавторемонта с производственной программой 17 тыс. ка­питальных ремонтов автомобилей и 4,1 тыс. двига­телей в год покрывали потребность на 9,6%. С ростом автомобильного парка все более важное значение приобретало качество шин. Этому способствовало внедрение в шинной промышленности синтетического каучука, заводы по производству которого были построены в Воронеже и Ярославле. Исследования показали, что покрышки из синтети­ческого каучука служат дольше, чем из натурального. Однако организация ремонта шин требовала значительного улучшения. Из 16 шиноремонтных ма­стерских Главрезины большинство применяло кустарную технологию, поэто­му отремонтированные автомобильные шины были ненадежны и имели не­большой срок службы. Мощность шиноремонтных мастерских — 340 тыс. шин в год, потребность — 1 млн. шин и 1,32 млн. камер, т.е. потребность удовлетво­рялась только на 26%. К сентябрю 1938 г. в стране насчитывалось около 650 тыс. автомобилей, 10 авторемонтных заводов и восемь станций технического обслуживания авто­мобилей (СТОА). Эта ремонтная база могла обслужить только 5% автомо­бильного парка. Организация ремонта продолжала отставать от темпов роста подвижного состава. В 1940 г. ЦНИИАТ разработал и НКАТ РСФСР утвердил единое для всех автопредприятий «Поло­жение о профилактическом обслуживании и ремон­те автотранспорта». Появилась и другая орга­низационно-нормативная документация, опреде­лявшая конкретные формы автопредприятий, стан­ций технического обслуживания и ремонтных заводов. Положением была установлена единая классификация ремонтов автомобилей. Новый по­рядок планирования ремонтов должен был обеспе­чить упорядочение ремонтного дела. Простой авто­мобилей в капитальном ремонте не должен был пре­вышать 10 дней (в зависимости от типа и марки ма­шины). Было положено начало специализации авторемонтных заводов по маркам автомобилей. В конце 1930-х годов начался серийный выпуск газогенераторных авто­мобилей ГАЗ-42 и ЗиС-21, что несколько усложнило обслуживание автомо­билей. В годы войны в поисках путей восстановления работоспособности подвижного состава автомобилисты проявляли находчивость и делились полученным опытом на страницах журнала «Автомобиль». Вот заголовки некоторых статей: «Изготовление шлангов для радиаторов», «Ис­пользование негодных клапанов двигателя ЗиС-5 для двигателя ГАЗ-АА», «Как использовать сломанные свечи», «Чем заменить неисправный конден­сатор», «Утепление аккумуляторных батарей», «Простейшие средства повы­шения проходимости автомобилей», «Изготовление вентиляторных ремней». Много внимания уделялось обслуживанию, ремонту и восстановлению автомобильной техники в действующей армии, о чем говорят следующие за­головки статей «Автомобиля»: «Приспособление для быстрой заправки ав­томобилей и тракторов топливом и маслом», «Ремонт автомобилей в условиях военного времени», «Организация ремонта автомобилей в полевых условиях», «Передвижные шиноремонтные мастерские», «Ремонт шин в пути», «Полевой аппарат для приготовления дистиллированной воды», «Восстановление газогенераторов». Инженеры ЦНИИАТа А.Н. Понизовкин и С.И. Лычева в статье «Специальный клей для путевого ремонта авто­мобильных деталей» рекомендовали его для срочной заделки трещин, в том числе и в корпусе двигателя, а также для склейки других деталей с тем, что­бы можно было добраться до автохозяйства, где уже более капитально устра­нить неисправности. Клей был по достоинству оценен автомобилистами. Экспериментальные мастерские ЦНИИАТа выпустили передвижную регу­лировочную станцию. В послевоенные годы автомобильный транс­порт пополнился автомобилями, возвращенными с фронта, среди которых было немало «ленд-лизовских», в особенности марок «Додж», «Студе­беккер», «Шевроле», «Форд». Это усложняло систему техобслу­живания и ремонта подвижного состава. Освоение отечественной автопромышленностью новых моделей автомобилей, более совершенных как в экс­плуатационном, так и в техническом отношении, также требовало непрерыв­ного совершенствования технологии обслуживания и ремонта, использования современного гаражного и диагностического оборудования. Но постепенно, хотя и медленными темпами, количество и номенклатура ремонтного обору­дования непрерывно возрастали. В первые годы послевоенной пятилетки почти все выпускаемые шины ис­пользовались автозаводами для укомплектования новых автомобилей. В свя­зи с этим работники автотранспорта, в первую очередь шоферы, должны были бережно относиться к шинам в период их эксплуатации, регулярно повышать техническую культуру ухода за шинами. Собранные сведения показали, что даже в крупных автохозяйствах 30—40% шин выходили из строя преждевре­менно, что еще более усугубляло их дефицит. Стоимость шин составляла 5—7% от общих затрат на эксплуатацию автомобиля. По этим причинам авто­хозяйствам планировалась сдача шин в ремонт. Планировалась также сдача отработавших масел на регенерацию, которая производилась специальными пунктами и заводами. Исследования, проведенные НИИАТом, показали, что регенерация не восстанавливает полностью первоначальных свойств автомо­бильных масел, но в условиях жесткой экономии это позволяло уменьшить острый дефицит автоэксплуатационпых материалов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных