Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ




Изобретение производительных пожарных насосов с приводом от паровых машин послужило началом для установки этих установок на самодвижущиеся экипажи.

К 1889 г. относится первая попытка использовать автомобиль не только для перевозки собственного насоса, а также и пожарных с необходимыми инструментами.

Созданный в США пожарный автомобиль мог перевозить семь членов команды и прицепную тележку с инструментами. Энергия пара у данного автомобиля использовалась не только для работы насоса, но и для движения.

В начале XX в. немецкая фирма “Магирус” также выпускает несколько подобных машин массой 5 - 6 т. Принципиальной разницы в их конструкции не было. Сзади размещался медный водяной котел. Паровая машина была установлена вертикально в центре шасси и посредством цепных передач приводила в движение сам экипаж и расположенный снизу насос.. Рукавная катушка размещалась спереди. Боевой расчет составлял пять человек. Топлива хватало на 25 - 60 км (в зависимости от его количества), а максимальная скорость передвижения не превышала 25 - 35 км/ч.

В 1892 г. в Германии и США появляется очередная новинка - электрический насос. Его основу составили два насоса двойного действия, соединенные с электродвигателем зубчатой передачей. Производительность насоса немецкой фирмы “Kummer и С°” составляла 500 л/мин. при достижении скорости вала электродвигателя 250 об/мин. С помощью этого насоса можно было подать воду на высоту 30 - 40 м. Обслуживало его четыре человека. Полный вес насоса достигал 1,3 тонны. Для питания электронасоса использовалась сеть уличного освещения и трамвайная электросеть. Для этого на столбах, предназначенных для электросети, устанавливались особые штепселя для включения электронасосов. По мнению специалистов, места подключения электронасосов необходимо было оборудовать на всей городской территории. Поэтому, помимо специального соединительного кабеля, к насосу прилагались подключающее устройство и пусковой реостат. На состоявшейся в том же году электрической выставке во Франкфурте-на-Майне электрический насос показал хорошие результаты. В частности, высота подачи воды при испытаниях достигала отметки 41 м.

В 1901 г. журнал “Пожарное дело” сообщил своим читателям о создании во Франции двух типов пожарных электромобилей. Один из них предназначался для перевозки насоса, 400 литров воды и катушки, рассчитанной на 40 м рукавов. Скорость передвижения автомобиля составляла 19 км/час, а радиус действия 60 км. Батарея аккумуляторов весила 580 кг. Запаса воды хватало на 5 - 6 мин. работы. При установке на водоем энергии аккумуляторов могло хватить на 6 часов непрерывной работы. Второй электромобиль служил для перевозки 6 пожарных, трех стволов, рукавной катушки и прочего имущества. Интересно, что во всех первых пожарных автомобилях шофер располагался на высоких козлах, а диаметры передних и задних колес различались между собой.

Примерно в этот же период подобную пожарную линейку выпускает немецкая фирма “Юстус Кристиан Браун”. На нее ставили съемный насос подачей 430 л/мин. Боевой расчет составлял 11 человек. Этой же фирмой был налажен серийный выпуск электромобиля с паровым насосом, подающим до 2500 л/мин. Колеса приводились в движение двумя осевыми электромоторами общей мощностью 9,6 кВт.

Преимущества пожарных электромобилей над паровыми были очевидны. Как показали испытания электромобилей, проведенные в г. Руане (Франция) в 1902 г., время готовности к работе по прибытию на пожар составило 3 - 4 мин. Большим преимуществом явилась и простота конструкции электромобиля, и меньшая стоимость. К числу их недостатков специалисты относили необходимость частой перезарядки аккумуляторов, которая могла быть произведена только в пожарных частях, где имелось соответствующее оборудование.

1901 год по праву можно считать годом зарождения механизированных пожарных частей. В этом году бранддиректор Рейхель создает в Германии первую автомобильную пожарную часть, в состав которой вошли 2 электромобиля и 1 самодвижущийся паровой насос.

Параллельно с созданием пожарных автомобилей интенсивно велись и работы по использованию в пожарной технике двигателей внутреннего сгорания. На проходившей в 1888 г. в Ганновере пожарной выставке посетители смогли ознакомиться с пожарным насосом, приводимым в действие бензиновым двигателем мощностью 4 л.с. Это было детище Канштатской компании по производству моторов Г. Даймлера.

В Германии уже в 1913 году там насчитывалось 313 автомобилей, в том числе 143 - с двигателем внутреннего сгорания. В основном это были машины открытого типа, рассчитанные на экипаж из 10 - 15 пожарных. Насос располагался сзади или в средней части машины. Пожарный инвентарь размещался в ящике под сиденьями. На автонасосах ставили баки вместимостью 200 - 400 л воды. Тогда же появляются и первые пожарные цистерны емкостью 1200 - 1500 л для обеспечения подачи воды насосами до подключения их к системам городского водоснабжения. С наступлением эры двигателей внутреннего сгорания практическое применение получают центробежные насосы высокого давления. Работа над их созданием начиналась несколько веков назад.

В 1907 году Москвичи стали свидетелями выезда автонасоса-линейки Мясницкой части. Рядом с шофером важно восседал брандмейстер. На платформе примостились пожарные, один из них бил в начищенный колокол. В Москве был изготовлен лишь кузов. Двигатель и ходовую часть для первого автомобиля столичной команды фабрикант Густава Листа выписал из Германии.

 

К шестнадцатому году огнеборцы Москвы располагали тринадцатью машинами. Из них лишь три имели на вооружении насосы небольшой мощности. Остальные представляли собою механизированные выездные линейки.

С конца восемнадцатого года в мастерских Московской пожарной команды началось переоборудование старых грузовиков, выделенных военным ведомством. Но только по окончании военных действий стало возможным серьезно рассчитывать на полное переоснащение всей службы. К 1922 г. было около тридцати машин. Однако большинство из них не имели насосов и предназначались для доставки личного состава. 8 августа того же года автомобильный обоз впервые участвовал в параде частей МПК на Красной площади.

Первым настоящим отечественным пожарным автомобилем стал в 1928-м серийный АМО-Ф-15 (рисунок 4.1), оснащенный коловратным насосом производительностью 1200 литров в минуту.

Рис. 4.1 Пожарные линейки завода "Промет" на шасси АМО-Ф-15. 1927 г.

 

В 1931 г. в депо появились машины АМО-4 с центробежными насосами.

В 1933—35 годах московские огнеборцы полностью обновили парк машин. Были закуплены импортные мехлестницы. Серьезным подспорьем стали первые отечественные автоцистерны ПМЗ-2 емкостью полторы тысячи литров на базе ЗИС-5. Под пару им были и ПМЗ-1: насосы “Д-20”, монтировавшиеся на шасси мощных ЗИС-11.

1940 год - произошел коренной перелом в работе пожарной охраны, на вооружении пожарных поступили первые пожарные автомашины на базе ГАЗ-АА, которые пришли на смену конно-бочечным ходам и ручным насосам.
В послевоенные годы вместе с развитием автомобильной промышленности происходит омоложение парка пожарных машин.

На базе горьковских автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-69 создаются ПМГ-5. Автонасос АН-25 (51) модель 6. ПМГ-12. Краткая характеристика: боевой расчет - 8-9 чел., вода - нет, пенообразователь - 130 л., насос - ПН-25А, подача - 20 л/с (1200 л/мин.) при 9 атм., привод насоса - от КОМ 25-С1, установленной за КПП, полная масса - 4.930 т., макс. скорость - 70 км/ч., расход топлива на привод насоса - 16,5 л/ч. Автоцистерна АЦ-25 (51) модель 6. Первая автоцистерна на шасси ГАЗ-51(рисунок 4.2). Краткая характеристика: боевой расчет - 5 чел., вода, пенообразователь, насос - ПН-25А, подача - 20 л/с (1200 л/мин.) при 9 атм., скорость - 70 км/ч.

 
 
  Рис. 4.2 Автоцистерна АЦ-25 (51) модель 6.
ПМГ-20. Автонасос АНП-20 (69) модель 20 (рисунок 4.3). ПМГ-20 могла буксировать к месту пожарацистерно-рукавный прицеп ЦПР-20, который поставляется вместе с автонасосом. Краткая характеристика: боевой расчет - 3 чел., насос - ПН-20Л, подача - 20 л/с (1200 л/мин.) при 8 атм., привод насоса - от КОМ установленной в верхней части раздаточной коробки, полная масса - 2.294 т., макс. скорость - 90 км/ч., расход топлива на привод насоса - 13,5 л/ч.
   
   

Рис. 4.3 ПМГ-20. Автонасос АНП-20 (69) модель 20

 

Московский завод пожарных машин на базе грузового автомобиля ЗИС-150 освоил выпуск ПМЗ-9. Автоцистерна АЦ-25 (150) модель 9. Первая в СССР по настоящему крытая автоцистерна с закрытой кабиной и кузовом (ПМЗ-8 не всчет). ПМЗ-10. Автонасос АН-25 (150) модель 10. Также как и ПМЗ-9, первый в СССР по настоящему крытый автонасос с закрытой кабиной и кузовом. ПМЗ-9М. Автоцистерна АЦ-25 (150) модель 9М. 1951-55 гг. Прилукский завод ППО. Первая разработка-модернизация Прилукского завода и КБ. Краткая характеристика: боевой расчет - 7 чел., вода - 1680 л., пенообразователь - 120 л., насос - ПН-25А, подача - 25 л/с (1500 л/мин.) при 9 атм., привод насоса - от КОМ 26-С15, установленной за КПП, полная масса - 8.360 т., макс. скорость - 65 км/ч., расход топлива на привод насоса - 23 л/ч. ПМЗМ-1. Автонасос АН-40 (150П). Серия из 3 машин - одних из самых красивейших всю историю! Плавные обводы, обилие хрома прогрессивный дизайн того времени (рисунок 4.5). Шасси доработано: форсированный двигатель, экранированное электрооборудование. Выпускались в основном для Московского гарнизона. Краткая характеристика: боевой расчет - 11 чел., вода - нет, пенообразователь - 350 л., насос - ПН-40, подача - 40 л/с (2400 л/мин) при 8 атм., привод насоса - от КОМ К-10, установленной в одном блоке с КПП, полная масса - 7.785 т., макс. скорость - 70 км/ч.,  
Рис. 4.4 Автоцистерна АЦ-25 (150) модель 9М.  
   
расход топлива на привод насоса - 30 л/ч.  
   
  Рис. 4.5 ПМЗМ-1. Автонасос АН-40 (150П).  
   
На базе первого полноприводного ЗИС-151 создается ПМЗ-13. Автоцистерна АЦП-25 (151) модель 13 (рисунок 4.6). Первая массовая в СССР автоцистерна на 3-осном шасси повышенной проходимости. Краткая характеристика: боевой расчет - 6 чел., вода - 2000 л., пенообразователь - 135 л., насос - ПН-25А, подача - 25 л/с (1500 л/мин.) при 9 атм., привод насоса - от КОМ установленной на раздаточной коробке, полная масса - 9.700 т., макс. скорость - 60 км/ч., расход топлива на привод насоса - 22,5 л/ч.  
  Рис. 4.6 ПМЗ-13. Автоцистерна АЦП-25 (151) модель 13.      
С освоением промышленностью знаменитого ЗИЛ-130 начинается выпуск ПМЗ-63. Автоцистерна АЦ-30 (130) модель 63 (рисунок 4.7). Новое шасси с 150-сильным двигателем, широкая комфортабельная кабина, динамика и скорость и т.д. С нее началась новая эпоха в пожарном машиностроении. Опытно-промышленная партия этих машин в течении двух лет всесторонне испытывалась, как на полигоне так и в пожарных частях всех регионов СССР. На вновь построенном автозаводе в Минске на базе грузовика МАЗ-200 освоен выпуск автоцистерны АЦ-45 (205) модель ЦА (рисунок 4.8). Первая в СССР автоцистерна с бочкой на 5000 литров воды! Она в основном применялась на различных предприятиях и в безводных районах крупных городов, так как не каждый населенный пункт мог себе позволить иметь такого монстра. Краткая характеристика: боевой расчет - 3 чел., вода - 5000 л., пенообразователь - нет, насос - ПН-45, подача -   Рис. 4.7 ПМЗ-63. Автоцистерна АЦ-30 (130) модель 63.  
  45 л/с (2700 л/мин.) при 9 атм., привод насоса - от КОМ установленной на КПП, полная масса - 13.650 т., макс. скорость - 50 км/ч., расход топлива на привод насоса - 15 л/ч.  
Автоцистерна АЦ-30 (205) модель ЦГ (рисунок 4.9). 1961-63 гг. Новоторжокский машиностроительный завод. Намного упрощенная АЦ-45 (205) ЦА. Краткая характеристика: боевой расчет - 3 чел., вода - 5000 л., пенообразователь - 220 л., насос - ПН-30К, подача - 30 л/с (1800 л/мин.) при 10 атм., привод насоса - от КОМ установленной на КПП, передаточное число - 1:1,5, лафетный ствол - ПЛСЛ-75, колесная база шасси - 3800 мм., габариты: 6950х2700х3190 мм., угол свеса - 43°/20°, полная масса - 13.680 т., макс. скорость - 52 км/ч.  
Рис. 4.8 Автоцистерна АЦ-45 (205) модель ЦА.  
Рис. 4.9 Автоцистерна АЦ-30 (205) модель ЦГ.  
   
В 1953 году появилась первая автомеханическая автолестница АМ-35(200). 1954 год: автомеханическая автолестница AM-45 (200) с лифтом грузоподъемностью 180 кг. Середина 60-х годов. Автолестницы АЛ-17 (ГАЗ-51), рисунок 4.10. АЛ-18 (ГАЗ-52) с механическим приводом. Восстановление малых городов и увеличение потребностей строительных и коммунальных служб поставили перед производителями новые задачи по изготовлению компактных и маневренных автомеханических лестниц с малой высотой подъема (17-18 метров). Так появились автолестницы на шасси ГАЗ-51, 52.   Рис. 4.10 Автолестница АЛ-17 (ГАЗ-51).  
       

Середина 60-х годов. Автолестницы АЛ-17 (ГАЗ-51), АЛ-18 (ГАЗ-52) с механическим приводом. Восстановление малых городов и увеличение потребностей строительных и коммунальных служб поставили перед производителями новые задачи по изготовлению компактных и маневренных автомеханических лестниц с малой высотой подъема (17-18 метров). Так появились автолестницы на шасси ГАЗ-51, 52.

С 80-х годов происходит перевооружение пожарной техники в связи с появлением передового грузового автомобиля КаМАЗ-5320. Появляется целое семейство пожарных автомобилей на этой базе, самым распространенным из них является АЦ (рисунок 4.11).

 

 

 

Рис. 4.11 Автоцистерна АЦ-5-40.

Краткая характеристика: боевой расчет - 7 чел., вода - 5000 л., пенообразователь - 350 л., насос - ПН-40УВ подачей 40 л/с (2400 л/мин.) при давлении 10 атм., лафетный ствол ЛС-С40У "ЭРЭФ", габаритные размеры: 8500х2500х3330 мм, полная масса - 15.200 т., максимальная скорость - 90 км/ч.

В 2000-е годы с появлением на рынке большого числа производителей пожарной техники в качестве базовых шасси используются не только отечественные автомобили, но и техника иностранных компаний: METZ Aerials GmbH, MAN, IVECO MAGIRUS, BRONTO, MERCEDES и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История мирового автостроения насчитывает свыше 120 лет. Не смотря на различные географические районы зарождения и развития, встретившись однажды на американском и европейском континентах автомобили гармонично смотрелись на улицах и дорогах. У них одинаковые корни: двигатель, трансмиссия и кузов.
В разных странах находились люди с опережающим мышлением в отдельных областях техники и технологии, но совпадали цели – создание автомобиля.

Отечественный автопром не смог развиваться такими же темпами как европейский или американский – три войны, две обществено-политические модели развития и другие причины. Но и у нас были машины-легенды:

ГАЗ М-20 («ПОБЕДА»);

ГАЗ-21 («ВОЛГА»);

ГАЗ М-72 (первый в мире «паркетник»);

ВАЗ-2121 («НИВА»);

ГАЗ-66;

КАМАЗ-4326 («КАМАЗ-МАСТЕР»).

 

 

Литература

  1. Куприн Е., Рубец А. Российскому автомобильному транспорту - 100 лет. // Автомобильный транспорт. 1996. № 10.
  2. См.: Яковлев Н.А. Развитие отечественной автомобильной техники. М., 1955. С.3.
  3. Исаев А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111. М., 1961. С. 28.
  4. См., напр.: Исаев А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111. М., 1961.;
  5. Гордиенко М.П., Смирнов Л.М. От повозки до автомобиля. - Алма-Ата, 1990. С. 112.
  6. Гордиенко М.П., Смирнов Л.М. Указ. соч. С. 113
  7. Иерусалимский А. Автомобиль. № 7. М., 1929. С. 43.
  • Куприн Е., Рубец А. Российскому автомобильному транспорту - 100 лет // Автомобильный транспорт. 1996. № 10.
  • Яковлев Н.А. Развитие отечественной автомобильной техники. Ч. 1. М., 1955.
  • Долматовский Ю. Автомобили – вчера, сегодня, завтра. // Моделист-конструктор. 1970. №4.
  • История Волжского автомобильного завода.// www.vaz
  • Петров В.Б. История отечественного автомобилестроения в России до 1917 года. М., 2001.

 

1) История автомобильного транспорта России до 1917 по редакцией Шевчука А.А., Кузнецов Г.И., - Москва “НИИАТ”, 1994

2) Автомобили страны Советов/ Шугуров Л.М., Ширшов В.П. - Москва “ДОСААФ”, 1983

3) История автомобильного транспорта России/ Рубец А.Д. - Москва “Академия”, 2004

4) Журнал Автомобильный транспорт, Автомобильная промышленность, Автомобильная промышленность за рубежом.

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, вступает в силу 23 сентября 2010 г.)

http://www.claw.ru/a-tehno/index1.html

http://www.peoplecar.ru/

1. Грушевский С. История автомобилестроения [Электронный ресурс]: http://www.free-lance.ru/users/cooperilla/portfolio/

2. История автомобилестроения [Электронный ресурс]: http://avtohis – tory.by.ru/






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных