Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Многообразие картин мира, научная картина мира.
Картина мира - целостный образ, целостная система представлений о природе, обществе, человеке и его духовной жизни. Картина мира человеку необходима, чтобы ориентироваться и выживать в окружающем мире. Существуют четыре картины мира: 1)мифологическая 2)религиозная 3)философская 4)научная.
Мифологическая картина мира. Миф – способ освоения и обобщения мира в форме наглядных образов. В древнейшие эпохи аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-наглядных образах. Совокупность таких образов и составляла мифологическую картину мира. В мифологическом сознании мир виделся живым, одушевленным существом, живущим по законам родовой общины. Человек не выделял себя из окружающей среды. Для мифа характерны неразличение вещи и слова, фантазии и действительности, реального и сверхъестественного. Миф выполнял функцию установления идеального равновесия между родовым коллективом и природой.
Философия осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Познавая безграничный окружающий мир, она пытается понять не многообразие его явлений, а единство его сущности. Поэтому философская картина мира может быть представлена как системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, в которую, безусловно, входит и человек. Философская картина мира базируется на фундаментальном философском понятии «бытия». Философская картина мира есть совокупность обобщенных, систематизированных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. ФКМ – это результат рационально-теоретического способа познания мира, она носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Религиозная картина мира также предстает как целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, но возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Данная картина мира основана на различении бытия как такового и существования. Дуалистичность религиозной концепции обусловлена противопоставлением абсолютного, сверхъестественного бытия, тождественного Богу, и естественных вещей, во всем их многообразии, наделенных бытием. Особенности религиозной картины мира зависят от смыслового содержания мира, которое связано с тем, как в нем реализована воля Бога. Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих объективные закономерности на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. В НКМ следует различать общенаучную (ОНКМ), естественно-научную (ЕНКМ) и частнонаучную (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Кроме того, отдельные естественные науки могут создавать собственные картины исследуемой ими реальности. Их называют частнонаучными (или локальными) картинами мира. Здесь термин «мир» обозначает уже не природный мир в целом, а тот его аспект (фрагмент), который изучается данной наукой с помощью ее понятий, представлений и методов. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира. Главная особенность НКМ состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение. Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, законов и теорий. Особенность ее в том, что она строится на основе определенной, фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием: механики; физики; биологии, антропологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|