Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диалектика и ее альтернативы (метафизика).




 

Термин «диалектика» означает ди – два, лекта – говорить – это диалог, искусство вести беседу, спор направленный на достижение истины путем столкновения различных мнений. Диалектика это учение о всеобщей связи и развитии осуществляемом через борьбу противоположных начал. Представление о мире как единстве противоположных начал присуще всей культуре. Человек живет в двоичной системе координат. Это закреплено в языке, формах мышления, искусстве и религии. Диалектика это и теория развития, и философский метод познания, и философский тип мышления человека.

Диалектика включает в себя: принципы, законы, категории. Первый принцип – всеобщей связи – восприятие действительности как актуальной целостности, все составные части, которые пронизаны различными связями и отношениями. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внут­реннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его ком­понентов, предметов, явлений, процессов. Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимосвязь есть causa finalis – конечная причина. Существенные связи — устойчивые, глубинные связи, определяю­щие специфику данного явления. Закономерные связи — законы, ха­рактеризуют необходимую связь явлений, ход их развития.

Второй принцип – принцип развития отражает процессуальность бытия, т.е. весь мир находится в движении и развитии. Универсальность принципа развития является фундаментальной ос­новой диалектики. Развитие представляется как саморазвитие материи, а причина развития ле­жит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойствен­ных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старо­го к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высше­му, более совершенному), так и элементы регресса. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целе­сообразность.

Третий принцип – принцип единства исторического и логического. Логическое – теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности в пространстве и времени во всем многообразии ее конкретных форм.

Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и зако­ны диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бес­конечном развитии.

Альтернативы диалектики. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным пред­метом философского интереса (развитие), которые; также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объ­ясняется тем, что: метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватываю­щей теорией, но на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. Отличия метафизики от диалектики: по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым; то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

по – вопросу о причине движения — согласно метафизике движе­ние не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний источник, первотолчок; по - вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством, количество изменяется - благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству- (то есть само по себе улучшается; ухудшается); по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом,- по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития;

Кроме того отличия метафизики от диалектики проявляются в следующем:

• в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис - синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или, «если не то, значит,— это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика ви­дит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, no принципу «черное — белое»;

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относи­тельных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);

• согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозри­тельный» характер;

• в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдель­ных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противополож­ные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направ­ленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует считать, что метафизика —это заблуждение или ошибочная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мыш­ления перед диалектическим.

 

Метафизика не только альтернатива диалектики, но и ее дополнение.

Диалектика Метафизика

Источник движения и развития

Единство и борьба, взаимодействие противоположностей (внутренний). Внешнее воздействие на объект (внешний).

Критерий развития

Качественные изменения. Количественные изменения.

Направленность развития.

Имеет спиралевидную форму. Все возвращается к исходной состоянию, но на качественно новом уровне. Развитие движется по кругу, как простая смена состояний.

 

9.2. Закон единства и борьбы противо­положностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зи­ма и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источ­ник движения и развития всего сущего. Гегелем были выведены два понятия — «тождест­во» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.

По Гегелю, каждый предмет, явление, обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность озна­чает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть дан­ный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тож­дественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рам­ки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отли­чием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета, к движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

. Каж­дое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от са­мого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие пред­ставляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключаю­щие, противоположные тенденции; например, положительно заряжен­ное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в хи­мии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать ис­точником развития, противоположности должны быть сторонами еди­ного процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредпо­лагать, взаимодополнять друг друга.

Источником всякого движения и развития является взаимодейст­вие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами. Закон единства и противодействия является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.

Закон единства и борьбы (взаимодействия) противо­положностей. Все сущее состоит из противоположных начал, кото­рые единые по своей природе на­ходятся в борьбе и противоречат друг другу. Это внутренний ис­точник движения и развития. Каждый объект явления заключает противоположные начала, есть единство противоположностей, которые друг без друга не существуют. Вначале противоположности находятся в неразвитом виде, т.е. в состоянии тождества.

Тождество это такое отношение отдельной стороны объекта к другой, при котором происходит полное совпадение её тенденций и свойств. Постоянные количественные изменения в противоположных началах разрушают тождество и приводят к различию.

Различие – это такое отношение одной стороны противоположности с другой, при котором не происходит полного совпадения их свойств и тенденций. Количественные изменения завершаются изменением качества и различие переходит в противоположность.

Противоположность – это такое отношение одной существенной стороны объекта, которая направлена на вытеснения другой такой же существенной стороны, выступая в то же время условиям её существования.

Противоречие – отношение между противоположностями. Разрешение борьбы противоположностей завершается их взаимопереходом и образованием нового тождества.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является Законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть ак­тивное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувствен­ного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая функция закона единства и взаимодействия про- тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделе­ние и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мыслен­ный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных