ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема способов познания, чувственное и рациональное познание, формы чувственного и рационального познания, сенсуализм и рационализм.Путь познания: 1.Практика – основа, движущая сила и цель познания. 2.Чувственное познание: формы: ощущение, восприятие и представление. 3.Рациональное познание: формы: понятия, суждения, умозаключения, проблемы, идеи, гипотезы, законы, теории. 4. Практика – как критерий истины.
Чувственное познание - это непосредственное отражение внешнего, отражение единичного. Формы чувственного познания: Ощущение – отражения единичных свойств, качеств объекта. Восприятие – целостный образ предмета, возникает на основе синтеза ощущений и сравнения этих образов с имеющимся опытом. Представление – восприятие объекта без самого объекта. Представление = память + фантазия. Рациональное познание: опосредовательное (понятиями, знаками), отражение внутренних связей, отражение общего. Формы рационального познания: 1) понятие - мысль, отражающая существенные свойства, стороны объекта. Это вещь, схваченная мыслью, 2) суждение-высказывание о предмете, мысль, в которой что-то отрицается или утверждается, 3) умозаключение - рассуждения, в ходе которых из двух высказываний выводится новое суждение, 4) проблема – это знание о незнании. Это противоречие (несоответствие) между старым и новым знанием; между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями. 5) идея (мысленный образ чего-либо, намерение, план) это интуитивное объяснение явления, факта без промежуточной аргументации. Она базируется на уже имеющемся знании, но интуитивно вскрывает ранее не замеченные закономерности. 6) гипотеза – это научно обоснованное предположение о возможном закономерном порядке, это предположение при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, форма вероятностного знания. 7) закон – это повторяющаяся, внутренняя существенная связь объекта, обуславливающая его необходимое развитие. 8) теория – это система законов, объясняющих возникновение, функционирование и развитие какого-либо объекта. Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Единство чувственное и рациональное познания - это не ступени познания, а две стороны одного и того же познания. Чувственное познание: непосредственное отражение внешнего, отражение единичного. Рациональное познание: опосредовательное (понятиями, знаками), отражение внутренних связей, отражение общего.Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределений, взаимоопосредствований. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное "пронизывают" друг друга. Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом "сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ "этого яблока". Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|