Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа и общество. Изменение отношения человека к природе в ходе истории.




Природа естественная среда обитания человека. Отношения человека к природе в ходе истории менялись. На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду, тем самым изменяя и характер взаимоотношения общества с природой.

До эпохи великих географических открытий XVI - XVII вв. люди обитали на сравнительно небольших, ограниченных территориях. Огромные пространства нашей планеты оставались за пределами влияния человеческой деятельности. Первобытный человек удовлетворял свои потребности присвоением готовых продуктов, он довольствовался тем, что давала ему природа. По мере перехода от собирательства к производству необходимых для жизни материальных благ он все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в орбиту своей деятельности, существенно изменяя среду своего обитания.

Буржуазные революции в Европе дали мощный толчок экстенсивному освоению природы, что выразилось в тенденции к постоянному увеличению объема и разновидностей природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. За последнее столетие во взаимоотношениях людей с природой произошли серьезные перемены. Негативные последствия человеческой деятельности выразились в опустынивании многих ранее жизнеспособных территорий, катастрофическом загрязнении атмосферы и водных бассейнов. Планета стала слишком мала для все увеличивающегося числа людей. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного океана, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное воздействие общества на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почвы) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы "общество - природа".

 

Осмысление проблемы взаимоотношения человека и природы предполагает широкое использование категориально-понятийного аппарата философии, культурологии, экологии, биологии, этики, политологии и множества других наук. Эта проблема носит междисциплинарных характер, но в основе ее решения должен лежать не утративший своего значения метод единства исторического и логического.

Типы взаимодействия человека и природы определяются, в основном, своеобразием и разнообразием природы, производительными силами человека, его культурой, культурным архетипом и менталитетом. В соответствии с этим в истории человечества можно выделить три крупных типа: традиционный (естественный, аграрный), индустриальный (техногенный), постиндустриальный (ноосферный, антропогенный). Им соответствуют три типа цивилизации: космогенная, техногенная и антропогенная.

Традиционный тип включает в себя (по старой терминологии) три формации – первобытнообщинную, рабовладельческую и феодальную. Он характеризуется непосредственным тождеством человека и природы, недифференцированностью субъекта и объекта. Человек не полностью и не окончательно выделился из лона природы, что порождает, с одной стороны, его «гармонию» с природой, а с другой – его рабскую зависимость от нее. Единство человека и природы обусловлено тем, что на природу он воздействует, главным образом, биологическими орудиями труда (домашние растения и животные). Ограниченный масштаб взаимодействия человека и природы обусловлен как его биологическими орудиями труда, так и его культурой (экологическими запретами и предписаниями мифологического сознания и культурного архетипа). В поддержании равновесия существенную роль играло традиционное сознание и воспроизводящие технологии, традиционные способы ведения хозяйства, в которых кристаллизировалась мудрость и эмпирический опыт предков. Для традиционных обществ характерны медленное изменение производственной сферы, воспроизводящий тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни. Духовные ориентиры предполагают родственность природы и человека (общества), невмешательство в природные процессы.

Традиционный тип - человек воздействует на природу биологическими орудиями труда. Существует экологические запреты и предписания мифологического сознания. Небольшой масштаб преобразования природы.

Второй тип взаимодействия человека и природы – техногенный - свойственен индустриальным обществам. Взаимодействие осуществляется на основе машинного способа производства: главным орудием человека становится машина, автоматизированные орудия труда. Своего расцвета техногенный тип взаимодействия достигает в 18 веке, который начинается с промышленной революции в Англии. Гигантски увеличился масштаб взаимодействия человека с природой, сродни геологическим силам. Человек в орбиту своего взаимодействия вовлекает практически всю природу. Взаимодействие человека и природы этого типа отличает глобальный характер. Техногенная цивилизация основывается главным образом на невоспроизводимых природных ресурсах (уголь, газ, нефть и другие ископаемые).

Культурные и духовные основы инновационного, преобразующего от- ношения человека к природе начали складываться гораздо раньше – в недрах христианства как духовной основы христианского типа культуры. Уже с 18 века христианство задает человеку новую систему ценностей и новую картину мира. Христианская система ценностей выглядит следующим образом:

Любовь (к Богу, к самому себе).

Человек – личность (образ Божий – в человеке, атрибутом которого является творчество и свобода).

Истина (познание истины, рациональность).

Смысл жизни (в бессмертии, в максимальной самореализации своей личности).

Настоящее (здесь и сейчас).

Очевидно, что картина мира подчеркнуто антропоцентрична. В центр материального мира христианство поставило человека: «И сотворил Бог человека по образу и подобию своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися на земле» (Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Хельсинки, 1990.

С. 1-2).

Система ценностей и картина мира задает человеку и вполне определенное отношение к миру, к природе. Неразумная природа становится объектом свободы и творчества человека. Человек уподобляется Богу и аналогично Богу человек преобразовывает, конструирует и создает из природы объекты, предназначенные для удовлетворения его постоянно возрастающих потребностей. Учение Декарта о двух субстанциях – мыслящей и природной – окончательно утвердило человека в мысли, что все природное лишь объект человеческой активности. «Картезианское учение о природе является ключом к пониманию нынешнего разорения природы» (9, 55).

Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. Внешний мир, природа рассматривается лишь как арена деятельности человека, не имеющая самостоятельной ценности. Природа понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, доступная его пониманию. Деятельность человека обеспечивает ему как обладание продуктами труда – преобразованными элементами природы, так и право распоряжаться ими по своему усмотрению. Человек становится господином природы и власть его расширяется. Само преобразующее отношение человека базируется на рациональном взгляде на мир. Не магия, а наука, разлагающая природу на части, является основой ее преобразования.

Жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между обществом и природой, «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения природы как прогресса также характерно для техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация. Орудия труда автоматизированные. В орбиту своего взаимодействия человек вовлекает всю природу. Человек становится господином природы. Природа рассматривается как бездонная кладовая, нарушение равновесия между обществом и природой. Прогресс рассматривается как покорение природы.

Новый, третий, тип взаимоотношения человека с природой – ноосферный - берет отчет с 20 века и знаменует собой попытку преодолеть противостояние человека и общества – природе, создать новую гармонию (равновесие) между ними, согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека». Необходимость изменения принципов взаимоотношения человека и природы была осознана уже давно. Понятие «ноосфера» (сфера разума), введенное в 1927 году французским ученым Э. Леруа, вобрало в себя ожидания и надежды передовой научной мысли 20 века. В. И. Вернадский создал учение о ноосфере. Ноосфера по Вернадскому – это сфера разума, сфера взаимодействия человека и природы, научно организованная и управляемая его разумной деятельностью. Она является единой системой техносферы и биосферы, в рамках которой техносфера не только не разрушает биосферу, а дополняет и ускоряет ее развитие, взаимодействуя с ней в качестве составной части единой динамической системы.

Решающая роль в данном типе взаимодействия принадлежит человеку и науке. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу» (Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. С.28). «Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания» (Там же с.49). «Научная мысль и та же научная методика, единые для всех, сейчас охватили все человечество, распространившись по всей биосфере, превращают ее в ноосферу. Это новое явление, которое придает особое значение наблюдаемому сейчас росту науки, взрыву научного творчества» (Там же, с. 88-89). Цитирование можно было бы продолжить, но и из приведенного просматривается установка «ноосферного» взаимодействия человека с природой. Здесь налицо все тот же христианский антропоцентризм, только не стихийный, а облагороженный научными знаниями.

В ноосфере акцент переносится на сознательное научное управление человеком своим взаимодействием с природой. В роли Бога выступает не просто человек, а человек, познавший истину, в соответствие с которой он осуществляет свое взаимодействие с природой. Место Бога заняла истина и наука, ее производящая. Второй особенностью «ноосферного» типа взаимодействия является то, что в 20 век осуществляется переход от физических моделей мира к биологическим. Мир – организм, а не механизм. С точки зрения «биологически сформированного сознания» мир предстает как информационно ориентированный, целостный, способный к саморегуляции, адаптации, к саморазвитию. Биотехнологии делают возможным избавление человека от болезней, обеспечивают защиту от болезней, становятся основой «зеленой революции», возможно, будет решена проблема продовольствия. Вместе с тем, успехи биологии делают необходимым предвидение последствий вмешательства человека в природу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных