ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие общества, специфика социального познания.
Предметом философии общества является общество как целостная система, а так же законы функционирования и развития общества. Общество - это человек в системе общественных отношений. Общество - это система взаимоотношений между людьми, возникающая в процессе их совместной жизнедеятельности, совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей (род, племя, народность, нация) обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Общество – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общество – это устойчивая система общественных отношений, закрепленная и поддерживаемая силой обычаев, норм, законов, социальных институтов, обеспечивающих их функционирование, воспроизводство и развитие. Предназначение общества в обеспечении выживания и развития человека как вида. Общественные отношения - отношения индивидов с другими людьми, возникающие в процессе их совместной деятельности, направленной на удовлетворение их потребностей. Эти отношения не зависят от воли и сознания людей. Общество состоит из индивидов и является сверхиндивидуальным целым в результате эффекта целостности. Система от греческого «целое» - совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом, со средой и образующую определенную целостность не сводимую к сумме элементов. Любая система включает в себя множество элементов, обладающих структурой и организацией. Структура - совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих её самотождественность. Организация - иерархическая упорядочность элементов, задающая их движение к определенной цели. Община – дифференциация, разделение труда – социальные группы - обмен, экономические связи - социальные институты - общество Все общественные события носят неповторимый характер, отсутствует признак повторяемости. Социальное познание изучает неподдающийся наглядному описанию и не фиксируемые эмпирически социальные связи и отношения. 12.2. Общество как система, общественное бытие и общественное сознание, их соотношение. Основные подсистемы общества (сферы): экономическая, социальная, политико-правовая и духовная.
Общество как система – это единство общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие - развивающаяся система материальных, первичных отношений людей, складывающаяся в процессе производства и воспроизводства их общественной и индивидуальной жизни, на основе определенного способа производства. Общественное сознание - идеальное отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, взглядах, идеях и теориях, которые в свою очередь, оказывают активное воздействие на общественное бытие. Общественное сознание – воспроизводит, сохраняет и передает из поколения в поколение содержания общественного бытия, тенденции его развития посредствам идеального, знакового и символического его воспроизведения в различных формах культуры (язык, миф, религия, мораль, право, философия, искусство, наука).
Типы общества: 1.традиционное (первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное), 2. индустриальное, 3. постиндустриальное. В структуре общества выделяют несколько сфер (подсистем): социальную, экономическую, духовную, политико-правовую. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Социальная сфера. Социальная сфера общества представляет собой систему исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности являются элементами социальной системы. Системообразующей социальной сферы является семья. Семья - общность супругов и их родственников. Главная функция семьи - воспроизводство и развитие человека. Всё самое главное в жизни человека происходит в семье до семи лет. Социальные отношения - это общение, взаимодействие между людьми, взаимообмен социальными качествами, процесс социализации на основе традиций, обычаев, моральных, религиозных и социальных норм. Социальная сфера создает социальные связи и отношения, социальные сети, вовлекаясь в которые индивиды развивают себя как члена общества, в качестве социального существа. Этот процесс называется социализацией – адаптацией индивида к социуму, он сопровождается осознание единства индивида с обществом, развитием чувства коллективизма и патриотизма. Разделение труда и специализация в общественном производстве; с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и меняющих собственные интересы. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно - исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти отношения. Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно - исторических коллективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и образуют различные виды этнических общностей. Основными формами таких общностей выступают род, племя, народность, нация. Социальное сознание – это самосознание той или иной социальной группы или страты, которые осознают свой социально-экономический статус, место и роль в социальной структуре общества. Есть две модели социального мира: 1.коллективистская модель 2.индивидуалистическая модель Социальный мир понимается как сообщество «разностей», основным принципом бытия которого является коллективизм (Япония, Швеция, Швейцария, Китай, Израиль). Классовый подход (страты)- общество состоит из классов - собственник, не собственник. Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классовый подход говорит о том, что между классами существуют противоречия, способом разрешения которых является классовая борьба, которая приводит к социальной революции. Стратификационный подход - общество состоит из многочисленных социальных групп, взаимодополняющих и взаимодействующих между собой. Страты - группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Социальная мобильность – возможность перемещения индивида внутри страты и переход из одной страты в другую. Она является основой целостности и стабильности общества, одним из факторов, способствующих самореализации индивидов. Понятие гражданского общества – общество граждан, которые осознают и руководствуются в своей деятельности общими задачами, моральными и правовыми ценностями. Гражданское общество – это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавщихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмещательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти. Основные функции: обеспечивать целостность и стабильность социального мира, общественных отношений, развитие гуманных, нравственных отношений между общественными индивидами, уменьшать социальное различие между людьми и социальными группами. Цель - достижение социальной однородности, создание социальных условий для развития свободной индивидуальности. Свободное развитие каждого - условие свободного развития всех. Экономическая сфера. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, необходимых для воспроизводства социума. Она реализует себя, существует в следующих формах: 1. экономическое пространство,2. деятельность институтов, управление экономикой (рынок, банк, биржа, государство), 3. способ производства (являет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы - человек (знания, умения, навыки) средства производства (орудия труда), человек - субъект производства. Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства по поводу процесса производства и по поводу распределения произведенных продуктов производства. Они разделяются на: отношения собственности; обмена деятельностью; отношения по поводу обмена и распределения материальных благ. Производственные отношения – это, с одной стороны, способ принуждения человека - рабочей силы к соединению с орудиями труда, а с другой – форма реализации и развития его творческих сил. Отношения собственности - отношения людей по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Отношения собственности определяющий элемент производственных отношений, т.к. кто обладает средствами производства является хозяином экономики, диктует условия обмена и распределения товаров и услуг. Форма собственности является сущностью производственных отношений. Первоначальная форма собственности – коллективная, общественная форма собственности – регулируется традициями и обычаями. В современном обществе отношения собственности регулируются нормами права, гарантом их исполнения является государство. Формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная. Коллективная собственность – предполагает совместный труд, совместное пользование и распределение материальных благ. Частная собственность – возникает в результате разделения труда, повышения его производительности и появления прибавочного продукта (излишка материальных благ). Для частной собственности характерно извлечение прибыли, присвоение прибавочного продукта. Частная собственность - основа человеческой свободы, развития личности, способствует развитию всеобщего трудолюбия, инициативы и самостоятельности человека. По сравнению с коллективной собственностью, она является более эффективной формой развития общества. Но в тоже время, на определенном этапе развития производительных сил она превращается в свою противоположность и не способствует развитию человека и общества. Государственная собственность – владельцем, пользователем и распорядителем является государство, которое должно действовать от имени и во благо всего народа. Оно и провозглашает, что действует от имени и во благо всего народа, - но реальное пользование, распоряжение и владение осуществляет группа лиц – высшая бюрократия. Важнейшим элементом экономики является: рынок – совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и покупателя, функция рынка – регулятивная. Механизмом регуляции является закон спроса и предложения. Спрос – совокупная потребность в товарах и услугах обеспечивается деньгами (товарами). Рынок способствует развитию конкуренции между производителями. Она ведет к более рациональным формам хозяйствования и производства, освобождает экономику от слабых несостоятельных участников. Основоположник экономической науки А. Смит, обосновал теорию максимального невмешательства государства в экономику. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» он описал основные экономические законы, обосновал теорию максимального невмешательства государства в экономику. Он считал, что индивид, преследуя свой собственный интерес, накопления богатства и рост доходов, одновременно служит интересам государства. Экономика - саморегулируема, государство не должно вмешиваться. Д. Кейнс в отличие от А. Смита в работе «Общая теория занятости процента и денег» отрицал саморегулируемость экономики и считал необходимым контроль государства за этой сферой. Государство должно контролировать количество денежной массы, поддерживать ту часть населения, которое не может участвовать в конкуренции (дети, старики, больные), обеспечивать минимальный уровень зарплаты, финансировать теоретическую и фундаментальную науку при необходимости предпринимать антикризисные меры. Основная функция экономической сферы – это воспроизводство материальных основ социальной и индивидуальной жизни и человека как рабочей силы. Цель – создание материальных условий, материального базиса для всестороннего и универсального развития свободной индивидуальности. Уменьшение количества рабочего времени. Критерий богатства общества – количество свободного времени - как основы развития человеческой индивидуальности.
Духовная сфера. Духовная сфера – область осознания и освоения духовных ценностей. Духовная сфера общества – подсистема, которая занимается производством, хранением и распределением ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения индивидов, воспроизводит духовный мир человека. В содержании духовной жизни общества проявляется, воспроизводится человеческая сущность. Духовное присуще только человеку, оно выделяет и возвышает его над остальным миром. Духовность - способ самостроительства личности и проявляется в самосовершенствовании и саморазвитии человека. Понимание духовности позволяет вскрыть источники духовности - духовность есть постоянная работа над собой во всех сферах жизнедеятельности. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более тонкого и глубокого отношения к нему. Духовность составляет основу познания человеком самого себя, своего предназначения и смысла жизни. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. Важно подчеркнуть, что духовность не может быть привнесена извне, она есть результат и предпосылка собственной деятельности индивида, в процессе которой происходит созидание и реализация свободной индивидуальности и, одновременно, созидание мира человеческой культуры (знаний, смыслов, ценностей). Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовный человек характеризуется душевностью, открытостью для людей, для любви, для самосовершенствования, для благородных поступков, умением радоваться чужой радости. Духовный человек – это индивид, обладающий сильным духом, энергичный, свободный от суеты сует, свободный от страха смерти. Это человек, сочетающий покой со сверхчувствительностью, способный понять другого, понять сущность явлений. Духовная жизнь не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя сознание – стержень духовной жизни общества. Основными показателями духовной жизни общества является развитость индивидуального сознания и самосознания: способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом, гуманистическая направленность мировоззрения, состояние духовных ценностей, мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, свободы совести граждан. Основные элементы духовной сферы: -духовные потребности людей -духовная деятельность -духовные ценности --духовное потребление -средства, необходимые для осуществления духовной деятельности -субъекты духовной деятельности Общественное сознание - идеальное отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, взглядах, идеях и теориях, которые в свою очередь, оказывают активное воздействие на общественное бытие. Духовные отношения – общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями. Это отношение общества и индивидов к самим себе, диалог «Я» и «Сверх - Я». Источником духовности являются диалогические (трансперсональные) отношения Абсолюта (Бога) с тварью, т.е. телесным человеком. Затем этот внешний диалог превращается в способность и потребность в саморефлексии – диалоге человека с самим собой, своей совестью, в потребность жить в горизонте человеческого достоинства. Способность и потребность индивида в духовности формируется и развивается в общении людей. Социальные институты духовной сферы: философия, религия, мораль и право, искусство, наука и образование. Духовное сознание – самосознание общества, рефлексия индивидов на самое себя, совокупность чувств, представлений и идей, теорий о человеке, о его материальном и духовном мире. Результаты духовной деятельности – духовные ценности и основные формы общественного сознания. В процессе духовной деятельности происходит распространение и потребление духовных ценностей. К духовной сфере относятся формы общественного сознания: миф, философия, религия, мораль, право, искусство, наука. Общественное сознание – воспроизводит, сохраняет и передает из поколения в поколение содержания общественного бытия, тенденции его развития посредствам идеального, знакового и символического его воспроизведения в различных формах культуры (язык, миф, религия, мораль, право, философия, искусство, наука).
Основная функция духовной сферы: расширенное воспроизводство нравственных - духовных ценностей. Цель - возвышение духовности человека, производство истины, красоты и добра Политическая – правовая сфера. Политическая – правовая подсистема – социальный механизм, посредством которого принимаются и приводятся в жизнь обязательные для всех решения, законы, обеспечивающие целостность, порядок, безопасность и функционирование общества, как единого организма. Элементы политической системы: 1. Совокупность социальных институтов, организации и учреждений, главным из которых является государство, т.к. в нем сконцентрирована вся власть. 2. Политические отношения и сознание. Основа политической власти – насилие. Оно обеспечивает подчинение одних людей воли других. Три основания власти: сила, богатство, знания и информация. Основные институты политической системы: Государство, политические партии, политические объединения, общественные организации, СМИ и гражданское общество. Политические отношения – отношения между социальными группами по поводу власти и управлением государством, по пониманию сущности и функций государства, по поводу устройства всей политической системы общества. Политическое сознание - совокупность взглядов, чувств, идей, теорий, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Правовое государство – такое государство, в котором его власть ограничена правом, в котором выраженная воля суверенного народа и личности, соблюдается верховенство закона. Взаимоотношения между личностью и властью прописано и определяется конституцией, в которой утверждается приоритет прав человека. Естественные права человека – те, которые следуют из его природы и делает его человеком. Отсутствие, хотя бы одного из них лишает индивида его человеческого статуса: - это право на жизнь, - право на собственность, - право на свободу, - право на личную неприкосновенность и самореализацию. Правовая подсистема включает конституцию, своды кодексов и законов, законодательную власть. Право в форме законов корректно выражает требования справедливости, приоритет общественных интересов, но при этом учитывает индивидуальные потребности личности как первоосновы общества. Право есть мера поведения человека установленного и охраняемого государством. Право - интервал, в границах которого осуществляется свободная самореализация индивида, она охраняется законом и гарантируется государством, а нарушение индивидуумом границ меры ведет к наступлению ответственности и санкциям. Правовое отношение – это отношение, которое регулируется нормами права. Правосознание – это осознание индивидами ценностей естественных прав и свобод человека, а также представление о действующем позитивном праве, о его соответствии естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Правосознание формируется в контексте правовой культуры общества. Причем личность выступает не только объектом правовой культуры, но и ее субъектом. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение человека к праву, законности, правосудию, его представление о том, что является правомерным или неправомерным; оно включает в себя знания о праве, правах и обязанностях гражданина, государства, общества. Ценность права состоит в том, что оно обозначает границы свободы индивида, выступает как мера свободы его самореализации и ответственности, способствует формированию чувства собственного достоинства, уважения и доверия людей друг к другу. Функции государства и права: 1. Интеграция людей, обеспечение целостности, порядка, безопасности и стабильности общества путем законодательного регулирования отношениями людей. 2. Создание правового и социального государства, солидарного общества. Цели политической системы: - расширенное производство граждан и гражданского общества - обеспечение народовластия Народовластие – правления народа посредствам народ и для народа. Гражданин – это индивид, обладающий политической и правовой культурой, умеющий и участвующий в управлении государством и проявляющий правовую активность, создающий гражданское общество.
12.3. Формы общественного сознания: миф, религия, философия, право, мораль, искусство, наука.
Миф – этосинкретическое, образно-символическое воспроизведение и объяснение мира, посредством бинарных, эмоционально-фантастических образов, предписывающих определенные схемы действия первобытному коллективу и обеспечивающие его вживание в мир и выживание в нем. Миф выполняет следующие функции: Упорядочивание мира, вписывание человека в мир, передача опыта, регуляция поведения, формирование идентичности, социализация. Миф – это не первоначальное знание, не сказание, не религия, а реальность, в которой живет первобытный человек, и технология его выживания. Миф – это продукт «свободной» (стихийно-бессознательной), «творческой» активности, основой которой являются сильнейшие эмоции (страх смерти и радость выживания) и фантастические (образно-символические) образы (архетипы), которые задают определенные схемы действий, обеспечивающие выживание человека в мире. В мифе фиксируются, хранятся, аккумулируются и передаются новым поколениям схемы образов, фантазий и творчества наших предков. Религия (христианство) есть духовно-практическое освоение, отражение мира человеком через призму сакрального и земного, трансцендентного и природного, вечного и преходящего, добра и зла. Религия – это освоение мира через призму трансцендентных, общечеловеческих ценностей, главной из которых является сам человек, его творчество, свобода, достоинство, вера, надежда, любовь. Обобщив и идеализировав сущностные силы и способности человека, главным образом его творчество, свободу (трансцендентность), христианство создало идеальную модель «сверх-человека» (Бога) и образно-идеализиро-ванный «объект» - Иисуса Христа (вочеловеченого Бога). Образ Бога стал целью движения человека и его истории. «Пересадив» «Христа за пазуху», христианство сделало человека самодостаточным существом, создало внутренний источник самоконтроля и саморазвития человека – совесть. Философия – форма духовно-практического освоения, отражения мира, природы, общества и самого себя, через призму единичного и всеобщего, сущности и явления, содержания и формы и т.п. Философия как мудрость и теоретическое мировоззрение человечества есть ни что иное, как теоретическое познание и рефлексия человечества, которое пытается ответить на вопросы: Кто я? Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? В чем смысл моего бытия? История философии – это узловые моменты и ступеньки теоретического мышления и самопознания человека. Овладевая историей философии, проходя последовательно этапы теоретического мышления человечества, индивид поднимается на вершину теоретического мышления и мировоззрения. Философия — теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Философский дискурс отличается категориальным оформлением, теоретической интерпретацией мировоззренческих проблем. Нравственность – это форма духовно-практического освоения, отражение мира человеком через призму добра и зла, сущего и должного, ориентирующая его на приумножение добра и сопротивления злу, на совершенствование себя в сторону должного, опираясь при этом на самого себя, на голос своей совести. Нравственность – это часть философской культуры человека, это практическая философия добродетельного поступка. Приобщаясь к нравственности, индивид формирует свою систему ценностей, эмоционально-чувственно закрепленных, свою понятийную систему добра и зла. Нравственность – это повиновение в свободе, голосу своей совести. Нравственность как форма общественного сознания призвана сформировать понимание и переживание человеком добра и зла, чести и достоинства, умений и навыков поступков по зову сердца, по совести, умение жить в горизонте человеческого достоинства. Нравственность это свободная самодетерминация человеком своих мыслей и поступков. Право – это духовно-практическое освоение, отражение мира человеком, через призму справедливого и несправедливого, свободы и ответственности, равенства и неравенства, дозволенного и запрещенного. Право – система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых и охраняемых государством. Правотворческая деятельность – монополия государства. Поэтому существует тесная связь между политической и правовой культурой. Право выступает как орудие государственного управления, является важным показателем положения личности в государстве. Соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства. Правосознание – совокупность взглядов, идей, учений, выражающих отношение людей к правосудию и отражающее их понимание правомерного и неправомерного. Можно выделить обыденный, профессиональный и теоретический уровни правосознания. Искусство – духовно-практическая, образно-символическая форма освоения, отражения мира человеком через призму прекрасного и безобразного, вечного – преходящего. В основе художественной деятельности лежит представление о прекрасном, как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Искусство - одно из важнейших элементов в системе функционирования «второй природы» человека. Это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Наука – духовно-практическое освоение, отражение мира человеком через призму истинного и ложного, случайного и необходимого, закономерного. Наука это рациональная реконструкция мира посредством познания его устойчивых и повторяющихся связей и создания на их основе моделей объективного и субъективного мира. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Овладевая наукой индивид формирует определенный тип рациональности, определенные способы и методы познания мира, развивает формально-логическое, непротиворечивое мышление. Высшая ценность для науки – истина, а высшая ценность культуры – это человек. Наука, будучи мощным средством рационализации жизнедеятельности человека, может превратить его в робота. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь рационализировать образование и воспитание наука косвенно контролирует систему человеческих целей и ценностей что приводит к формированию «серой посредственности», одномерного человека.
13. Философия истории. 13.1. Понятия «история» и «философия истории», смысл истории. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|