ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема человека в истории философской мысли.Термином "человек" обозначается высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры. Человек является предметом изучения различных областей знания, таких как социология, философия, психология, история, антропология и многих других. В различные эпохи мыслители по-разному определяли человека. Наиболее употребительным является определение "человек разумный" (хомо сапиенс). В зоологической классификации К. Линнея фигурирует "рациональное животное", у Б. Франклина человек - это "животное, производящее орудия", у немецкого философа Э. Кассирера - "символическое животное". Согласно датскому философу С. Кьеркегору, человек есть существо, делающее выбор, у Ф. Ницше, человек - это животное, способное обещать. Для Б. Паскаля человек - это "мыслящий тростник", согласно Ж-Ж. Руссо, «размышляющий человек - просто испорченное животное". Человека трактуют и как безграничный микрокосм, т.е. уникальное и вполне совершенное существо, наделенное всеми добродетелями, и как ошибку природы, обреченную на гибель по причине несовершенства и порочности человеческой натуры. Человек как бы исчезает в современной цивилизации. И это исчезновение ставит проблему человека с новой силой. Ни в одну эпоху взгляды на происхождение и сущность человека не были столь ненадежными, неопределенными и многообразными, как сейчас. За последние десять тысяч лет истории наша эпоха - первая, когда человек стал совершенно проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает. "Что за химера человек? - восклицал Б. Паскаль в своих знаменитых "Мыслях", - Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной? Кто распутает этот клубок?.. Узнай же гордый человек, что ты - парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека..." [Паскаль Б. Мысли. М., 1995. С. 110.1] Человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен и не должен был бы выжить.. Иначе говоря, мы все рождаемся как бы недоношенными. Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Ребенок, в отличие от детеныша животного, рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребенок формируется и в чреве матери, и здесь, в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и слышит звуки мира. Любое животное, любое неразумное существо не может чего-то не делать, в нем все или почти все жестко запрограммировано природой. А человек может вообще ничего не делать. Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить что угодно, в его наследственности ничего жестко не записано. Вырастет среди волков - будет волком, среди обезьян - обезьяной, а среди людей, если повезет, может стать человеком. Правда те, кто росли с первых дней своей жизни среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни. . Человек больше не может быть вещью среди вещей, не может иметь твердого места во Вселенной. Составленный из души и тела, он принадлежит обоим царствам - Света и Тьмы, Бога и Дьявола, будучи одновременно полем битвы и трофеем.
Одним из философов, почувствовавшим бездомность и одиночество человека среди высших и низших сил, был Августин. С его точки зрения, человек - это великая тайна. Он сам не знает, кто он, чего в нем больше - божественного или дьявольского. Августин упрекал людей, которые восхищаются высокими горами, морскими волнами и свечением звезд, но не удивляются самим себе. Удивляться надо не тому, что человек - вещь среди других вещей, а тому, что он ни на одну вещь не похож, он вообще не находится в ряду вещей.
Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими - они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его. Тайна природы человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу характера и специфики своего предмета. Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. Посмотрим как она решалась в истории философской мысли. В античной философии определяющей концепцией в понимании человека был космоцентризм, когда человек воспринимался прежде всего как часть космоса, "малый мир", микрокосм, неразрывно связанный с макрокосмом, нередко представляемым живым организмом. Познание человека считалось возможным через познание Вселенной и существующего в ней порядка, логоса. Космос это единство логоса и хаоса. Источник изменчивости и несовершенства хаос, логос воплощен в разуме, он вечен. Платон сделал шаг вперед. Он понимает человека как противоречивое сочетание комбинацию души и тела. Тело материально, изменчиво, является источником чувственного, заслоняющего разуму истину. Душа принадлежит к миру идей, она идеальна, бестелесна, бессмертна; она противостоит телу, являющемуся темницей души. Она стремится освободится от оков телесности. Человек носитель внеличностного духа. Для Аристотеля человек – политическое животное, общественное существо. Он настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Смысл деятельности человека в использовании разума для гармонизации своей жизни. Резюме: итак природа человека двойственна, он состоит из двух различных частей – души и тела. Человек образ Космоса, микрокосмос, он общественное существо, обладающее разумом для постижения логоса. В V в. на смену космоцентризму приходит христианская концепция теоцентризма, в соответствии с которой все определяет Бог, создавший мир и человека сразу и окончательно. Человек это образ Бога. Душа его есть дуновение, частичка самого Бога. Христианство приоритет отдает душе, а не телу, точнее приоритет за «духовным», а не «плотским» человеком. Сердце, а не разум – главное в человеке. Августин – в человеке главное не интеллект, а воля. Любовь противостоит теории, вера - знанию, живая надежда - рациональной вере. Душа существует до человека. Великая бездна – человек. Августин полагает, что духовному преобразованию подлежит как дух, так и душа и тело. И сделать это может только сам человек актом свободной любви к Богу. Этому мешает земная, телесная природа человека. Человек не может сам в себе подавить свою же природу, помочь ему может Церковь. Фома – душа создана Богом, а чувства – телом. Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее, действующее тело с эстетическим достоинством. Преодолевается дуализм души и тела. Человек является творцом своей собственной жизни и судьбы, обладает безграничными творческими возможностями и стремится к автономии и господству над природой и собой. Философия Нового времени рассматривала мышление как главное отличие и свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривалась в разуме, мышлении, самосознании, благодаря им человек активен, автономен, способен познавать природу и самого себя. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Немецкая классическая философия. И. Кант рассматривал человека как уникальное существо, он считал, что природа человека двойственна. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свободой поведения. Человек нравственное существо, поступающее в соответствием с категорическим императивом. После Канта человек рассматривался в классической немецкой философии по большей части как субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, как носитель всеобщего идеального начала - духа, разума. Гердер, Гегель высказали идею историчности человека. Гегель – человек носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры и самого себя. Против такого подхода выступил Л. Фейербах, выдвинувший на первый план природно-биологическое начало в человеке, и рассматривавший человека как биологическое, чувственно - телесное существо, часть природы, организм. Л. Фейербах сводил человеческую природу к совокупности способностей, потребностей и страстей, таких как сильные эгоистические желания, любовь, страх, радость, ощущение и. мышление, чувство несчастья и стремление к счастью, способность к фантазии. С Фейербаха берет начало антропологизм - философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. К. Маркс утверждал, что окружающий человека предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных отношений, который одновременно является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед ним человеческой психологией. Осваивая эту книгу, человек становится человеком. Согласно Марксу, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. К. Маркс в работе "Нищета философии" отмечал, что вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы. Человеческая природа подвергалась постоянным изменениям на протяжении всей истории человеческого общества, и вместе с ней изменялись представления о человеческой природе. Человеческая природа не представляет собой некую неизменную структуру, данную раз и навсегда, а является структурой открытой, динамичной, подвергающейся непрекращающимся историческим преобразованиям
Человек стал рассматриваться одновременно и как биологическое существо, явившееся результатом эволюционного развития неживой и живой природы, и как существо социальное, сущность которого определяется общественными отношениями. Начиная с XIX в. усилиями таких философов, как Ф. Шиллинг, М. Штирнер, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятие жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма. Классический психоанализ, созданный 3. Фрейдом, исходит из иного понимания природы человека. Он выделяет в человеческой психике, помимо сознания, область бессознательного, определяющего поведение, деятельность, всю жизнь человека. Психика подчиняется двум принципам: реальности, которой руководствуется сознание, и наслаждения, которым руководствуется бессознательное. Фрейдизм и неофрейдизм (Э. Фромм, К.Г. Юнг) исходят в понимании человека из его психосоматической природы, концентрирующейся вокруг так или иначе понятого бессознательного психического начала Экзистенциализм или философия существования, в ее нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде эта концепция представлена в философии Ж.-П. Сартра, утверждающего, что у человека существование предшествует сущности, человек сам создает свою сущность и самого себя и осуществляет это каждодневно. Он сам творит свое бытие, отвечает за свой выбор и испытывает при этом чувство глубокой и полной ответственности.
14.2.Проблема человека в современной антропологии. Характеристика человеческого бытия.
В XX столетии сформировалась новая самостоятельная область философского знания - философская антропология (учение о человеке), значительный вклад в становление которой внесли М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер. В дальнейшем она стала составной частью более общего комплекса знаний о человеке – общей антропологии, в которой, помимо философского, выделяются биологическое, теологическое (религиозное), социологическое, психологическое, культурное (этнографическое), структуралистическое, педагогическое направления. Задача философской антропологии на основе данных частных наук о человеке – биологии, социологии, психологии – воссоздать целостное понятие о человеке, интегрированную концепцию человека. На основе соединения различных подходов изучения человеческого бытия, человеческой природы можно попытаться определить концентрированное воплощение ее единства. Определить человека принципиально невозможно, так как это отрицало бы многообразие и свободу человека. Шерер считал, что человек существо духовное, что выражается в способности выделения им безусловных ценностей своего бытия. Во-первых, в основе специфики человека лежит его духовность; Во-вторых, специфика человека определяется симмолизацией им собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности: в труде, языке, культуре. В – третьих, духовный мир человека дифференцирован внутри себя: переживания, чувства и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция. Экзистенциализм или философия существования, в ее нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде эта концепция представлена в философии Ж.-П. Сартра, утверждающего, что у человека существование предшествует сущности, человек сам создает свою сущность и самого себя и осуществляет это каждодневно. Он сам творит свое бытие, отвечает за свой выбор и испытывает при этом чувство глубокой и полной ответственности. Русской философской школе очень близка идея двойственной природы человека. В частности, Н.А. Бердяев считал, что человек может познавать себя сверху из своего света и божественного в себе начала, а может познавать себя снизу, из своей тьмы, т.е. из подсознательного и демонического. Многие философы и ученые, признающие двойственность и противоречивость человеческой природы, наличие у человека стремления как к созиданию, так и к разрушению, связывают положительные тенденции в эволюции человека и перспективы социальных перемен с гуманизацией общественных отношений, с установлением и укоренением в сознании людей общечеловеческих норм. Вопрос о том, что такое «человек» по прежнему остается и всегда останется открытым: ни принадлежность его к роду (его социальность), ни определение его как «политического животного», «человека деятельного», «человека разумного», «человека творца», «человека играющего», «человека бессознательного», «ни указание на его символическую природу («символическое животное») не исчерпывает того, что называется феноменом человека. Понятие «Человек» как и любое другое понятие, включает в себя, сущностные характеристики познаваемого объекта. Таковыми, с нашей точки зрения, являются следующие: 1. Человек существо незавершенное, открытое, бесконечное, становящееся, с постоянно возрастающими потребностями, способностями и возможностями, он постоянно расширяет сферу своего взаимодействия с миром, постоянно создает и пересоздает социальную программу своего развития, свой социокод, каковым является очеловеченная природа - культура. 2. Человек есть существо трансцендентное и свободное, постоянно выходящее за рамки наличного бытия, за пределы своих сил, способностей и возможностей, инкарнирующее себя в культуре. Через трансцендирование человек осуществляется и обосновывается в мире. Осуществление есть воплощение сущностных сил вне его, в культуре, именно опредмеченный мир социальной природы человека начинает представлять собой условия существования человека, соответствующие его сущности. 3. Человек существо диалогичное, рефлексивное. У него есть способности и потребности в рефлексии, самопознании. Человека в силу раздвоенности своей личности на «Я» и «сверх-Я» способен к внутреннему диалогу с самим собой, к рефлексии. Он познает, оценивает и корректирует свои взаимоотношения с миром. Результатом такой коррекции являются, как правило, те или иные запреты, ограничения своей свободы и творчества. 4. Человек существо рациональное, осмысленное и бессмертное, имеющее смысл жизни, который состоит в сохранении идентичности, в свободной реализации и развитии «Я-концепции», индивидуальности. В силу своей конечности, смертности человек стремится выполнить себя, т.е. максимально развить и реализовать, реинкарнировать свою индивидуальность в мире и тем самым обессмертить себя. 5. Человек есть существо спонтанное, бессознательное и иррациональное. Его бытие и творческая активность во многом определяется «коллективным бессознательным» - архетипом, т.е. схемами образов, фантазий и действий, которые были выработаны человечеством в ходе его предыстории и передаются от поколения к поколению. Эти схемы спрятаны в глубинах бессознательного и не могут быть произвольно вызваны и проанализированы сознанием. Кроме того, бессознательное содержит схемы образов, фантазий и действий, которые выработаны в истории этноса и общества (ментальность), так и в индивидуальной истории личности (личное бессознательное). Эти схемы могут быть вызваны и проанализированы сознанием. В бессознательном содержатся схемы образов, фантазий, действий, которые были выработаны как в предыстории человечества, так и в истории этноса, общества, так и в индивидуальной истории личности. Анализ априорных структур психики человека, ее глубинных слоев, показывает, что у человека существует многочисленные установки в его отношении к жизни и смерти, труду и досугу, пространству и времени, что дает основание утверждать, что человек обладает не только генотипом, архетипом, но и культурным архетипом (менталитетом).
Генотип - совокупность инстинктов и базовых безусловных рефлексов человека. Архетип - итог жизни рода, резюме предыстории, схемы жизнедеятельности «коллективного бессознательного», древние способы понимания и переживания мира, схемы образов, фантазий и творчества человека. Менталитет - система неосознанных установок человека на мир, сформированных предшествующим историческим развитием этноса, государства и общества, задающих направленность мышлению и действиям человека. Таким образом, мышление и поведение человека определяется не только его сознанием и волей, но и генотипом, архетипом, менталитетом, коллективным, личным и социальным бессознательным. Сознание направляет человеческую волю. Архетип направляет инстинкты человека. Архетип, в случае его активизации, захватывает психику человека принудительной силой и вынуждает ее выходить за пределы человеческого, за рамки наличного бытия, т.е. трансцендировать. Он выступает в роли своеобразного банка человечества, в котором аккумулированы схемы образов - эмоций, фантазий и творчества и в который постоянно обращается современный человек за кредитом для творчества. Жизнедеятельность современного человека является абсолютно нетворческой (социально-технологичной), следовательно, монотонной, рутинной, безэмоциональной, убивающей в человеке творчество. Творчество современного человека кредитуется прошлым, но если счет не пополняется, то он имеет обыкновение заканчиваться. Вот почему современный человек стоит перед необходимостью осознания того, что нельзя жить только за счет прошлого, необходимо вносить и свой вклад в общий счет человечества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|