Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные функции культуры.




Сущность культуры, предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, «реализуется» через ее основные функции. Мож­но выделить следующие функции культуры: трансцендентно-креативная (человекоформирующая), коммуникативная-информационная, познавательно-рефлексивная, ценностно-нормативная, ретрансляционно- адаптивная

1.Трансцендентно-креативная функция культуры.

Трансцендентно-креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции связаны с ней и вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей – культуру и в этом процессе он прилагает творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые. «Преодолевая» генный код биологического существа, человек искусственно развивает самого себя, т.е. здесь культура выступает как способ творческой реализации способностей человека, которые чрезвычайно разнообразны.

В культуре зафиксированы сущностные творческие силы и способно­сти человека, главным образом, способность к трансцендированию (выходу за пределы наличного бытия), т.е. способности к творчеству и свободе. Осваивая творчески культуру, человек развивает в себе способности и потребность к творчеству и свободе, к трансценденции. С помощью куль­туры человек развивается до уровня Бога (демиурга - креатора) - творит мир и самого себя. Культура раскрывается как форма самореализации че­ловеческой индивидуальности

2. Коммуникативно-информационная функция культуры.

Коммуникативная функция – трансляция культурного опыта позволяет осуществлять преемственность культурных эпох, является способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемственности культуры приводит к феномену «манкуртизма». Манкурты - это люди, превращенные в рабов, не помнящих своего прошлого и не имеющих будущего, своего рода «зомби». (Ч. Айтматов). Подчеркивая значимость культурной и, особенно, духовной коммуникации, Б. Шоу приводит простой, но убедительный пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но может быть другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост.

Важно подчеркнуть, что под коммуникацией понимается не столько передача информации, сколько общение, обмен сущностными силами лю­дей. Культура в этом аспекте выступает как средство, посредник общения индивида со всем человечеством, со всем многообразием творческих сил и способностей человеческого рода. Благодаря культуре человек преодоле­вает пространство и время. Он живет в едином пространственно-временном континууме и общается как с живущими, так и с жившими, так и с теми, которые будут жить. В процессе общения происходит «распред­мечивание» из культуры творческих сил и способностей человека, «ус­воение», «присвоение», развитие их у себя подрастающими поколениями.

Коммуникативная функция неразрывно связана с информационной. Информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы: язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – средство овладения национальной культурой. Тексты литературных документов – это упорядоченная знаковая система, которая может одни и те же тексты представить как алфавитную письменность, иероглифическую, арабскую вязь и др. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (нотография используется для записи музыкальных произведений, полотно художника есть ни что иное, как система образов-символов). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами - формулами, цифрами, чертежами. Компьютерные языки в виде информационных программ являются мощнейшим современным способом передачи информации. И чем совершеннее и разнообразнее информация, тем доступнее познание.

Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является «ключом» к овладению той или иной национальной культурой. В процессе общения люди используют и специфические языки искусства (музыки, театра, кино), а также языки науки (математические, физические, химические и другие символы и формулы). Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему чувства, настроения, взгляды. Культуры разных народов, как и люди — представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции.

3. Познавательно-рефлексивная функция культуры.

Познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.

Человек не может жить, преобразовывать мир без картины мира. Каж­дая культура создает свою картину мира, свой образ Человека, задает ему определенное место и роль в мире, и транслирует все это от поколения к поколению. Но еще важнее то, что культура как воплощение сущностных и творческих сил человека является своеобразным «зеркалом» человека, в котором он видит, осознает, идентифицирует себя. Иногда приходит в ужас от увиденного и вносит коррективы в свое развитие. Как правило, это вы­ливается в новые запреты и санкции за их нарушения. Культура не только приглашает личность творить, она же накладывает на неё ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения.

Без культуры рефлексия человека невозможна. Именно культура по­зволяет человеку ответить на вечные вопросы «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что есть человек?».

4. Ценностно-нормативная функция культуры.

В культуре создаются и проверяются многовековой практикой челове­ка нормы и ценности, ориентируясь на которые человек остается и, более того, развивается как человек. Ценности – это одобряемые и разделяемые большинством людей представления и убеждения о том, что такое «добро», «долг», «совесть», «справедливость», «патриотизм», «дружба», «любовь», «свобода», «ответственность», из которых осознанно или неосознанно исходит человек в процессе своей жизнедеятельности. Ценности не подвергаются сомнению, они не пересматриваются, они служат эталоном для норм и придают им смысл. Система ценностей – комплекс детерминант, ориентиров, духовной и практической деятельности людей, опираясь на которые человек воспроизводит и развивает себя как представитель рода «Человек». Ценность – это субъективная реальность, производится в актах самосозидания человека и его свободного саморазвития.

Система ценностей задает направленность социально-историческому развитию (эволюции) общества, обуславливает его целостность и устойчивость к внешним и внутренним воздействиям, обеспечивает преемственность его развития.

Традиционные ценности сохраняют индивидам онтологический статус, укорененность в бытии, определяют их жизненную философию, отношение к себе (самоидентификацию) и к другим. Модернизация общества будет эффективной и возможной при условии, что она затронет только производственно-технологическую и отчасти экономическую сферы, а в социальной и нравственно-духовной сферах будут доминировать ценности традиционные (примеры Японии, Китая подтверждают это положение).

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности оп­ределяют нормы и придают им смысл. Нормы - это стереотипы мысли и действия, принимаемые в той или иной культуре. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры. На основе норм складываются различные социальные тех­нологии, способы рационализации жизненного мира и управления своими отношениями с миром. Табу, законы, нравы, традиции, обычая, привычки выступают основными регуляторами отношений человека к миру. Система ценностей, нравственно-духовных ориентиров задает направленность социально-культурной и нравственно-духовной активности индивидов, благодаря которой воспроизводится и развивается национально-культурная идентичность.

Человек воспринимает только то, что действительно является для него ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ценностных ориентаций людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки. Таким образом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее ценность и меру полезности для человека.

5. Ретрансляционно-адаптивная функция культуры.

Это функция передачи социального опыта и социализации. Культура есть средство передачи социального опыта, мудрости человека, кристалли­зированных в традициях, ритуалах, обычаях. Социализация (адаптация, то есть приспособление) человека к существующим социальным условиям есть процесс усвоения индивидом социальных норм, ролей, правил игры и цен­ностей той культуры, к которой он принадлежит. Все то, что избирательно было оценено человеком, становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать, либо обеднять. Это процесс длительного культурного освоения и от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие.

Данная функция обеспечивает стабильность развития культуры и об­щества, его эволюционное движение. В настоящее время для России чрез­вычайно важно усилить надежность трансляции культурных традиций, что в свою очередь предполагает очищение и сохранение чистоты русского языка и его дальнейшее развитие. Разумеется, разделение культуры на функции условно, культура едина, в любом артефакте реализуются все функции культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных