Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность.




 

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества.

Понятие "человек" указывает на качественные отличия людей от животных. Понятием "индивид" обычно обозначается как единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия "индивид" не входят. "Индивид" - это человек как единичный представитель какого-то целого - биологического рода, "социальной общности, группы.

Термин "индивидуальность", наоборот, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические, унаследованные и благоприобретенные свойства.

Понятие "личность" помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. В первоначальном значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем, личность - это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин "личность" обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

. Индивидуальность и неповторимость каждого человека может обуславливаться, по меньшей мере, тремя факторами:

1) генетическая неповторимость;

2) темперамент (согласно исследованиям психологов он передается генетически, хотя может и по-разному проявляться); любовь и дружба;

3) процессом социализации – который для каждого человека оказывается индивидуальным.

4) процессом самодеятельности, самоактуализации, самосовершенствования, ресоциализации.

И наложение друг на друга уже этих факторов позволяет говорить о том, что на свете не существует двух одинаковых людей.

Современная философия использует системный подход, при котором не абсолютизируются ни социальные, ни биологические, ни психические качества человека, а рассматриваться их согласованное воздействие на формирование личностных качеств. При этом обращается внимание, что вне социальной среды, вне процесса социализации – личность сформироваться не может. Под социализацией понимается процесс усвоения человеком знаний, умений, ценностей, формирования социальных качеств, позволяющих ему становиться дееспособным членом социума, и одновременно это процесс становления личности.

Образно говоря, если развитие человеческого существа от момента зачатия до рождения можно сравнить с ускоренным процессом эволюции живых существ, то процесс социализации – это тот же «ускоренный» период развития всего человечества, который проходит каждый человек от момента рождения до вступления в жизнь в качестве дееспособного члена общества.

Обратим внимание на тот факт, что социальные качества человека не передаются генетически, хотя человек наделяется способностью к их усвоению. Но если при этом ребенок не получает своевременной и правильной социализации, то он может оставаться «недоразвитым» «животным» и не получить статуса дееспособного члена общества («Маугли»).

Понятие социализации рассматривается как процесс, включающий в себя освоение природного и социального мира, научных знаний и духовных ценностей. Человек вброшен, приходит в «готовый мир», который предстает перед ним как данность. И только развив и овладев усвоив определенные знания и культурные ценности, нормы поведения и взаимодействия с другими людьми он сможет полноценно вступить в этот мир, реализовать свои способности, творческий потенциал и тем самым способствовать общественному развитию.

В процессе социализации выделяют: целенаправленные (обучение, воспитание) и непреднамеренные (собственное восприятие и воспроизводство реальности, самоактуализация и самосовершенствование) виды. А это значит, что даже у братьев-близнецов социализация окажется различной.

На формирование социальных качеств человека (начиная с детства) могут существенно влиять многочисленные факторы, такие как: материальное положение семьи и ее полнота, социальное окружение, место жительства (некоторыми учеными обосновывается суждение, что человек, с детства видящий из окна помойку, в большой мере способен и дальше воспроизводить таковую действительность).

Социализация позволяет человеку становиться существом социальным, но это одновременно и процесс становления личности. То есть личность – это совокупность взаимосвязанных индивидуальных и социальных качеств. Встречающееся суждение, что индивидуальность – внесоциальная характеристика, в принципе, неверно. Социализация предполагает обретение человеком именно своего социального лица, в котором синхронизированы типические и индивидуальные черты, и благодаря этому люди могут по разному реагировать на одно и то же социальное явление.

Называя человека существом социальным, социологи ни в коей мере не умаляют его личностных качеств, его индивидуальности и неповторимости, а, прежде всего, подчеркивают его тесную взаимосвязь с социальным миром, обладание человеком некоторыми социальными качествами, которые ему позволяют становиться личностью и одновременно полноправным членом общества. И немалую роль в этом может играть его социальная активность, которая детерминирует условия социализации. Результаты социализации (благоприятны или же нет ее реальные условия), во многом могут определяться именно активностью личности.

Социализация может иметь свои крайние формы:

- конформизм – явление пассивного приспособления человека к социальной среде, при котором личностные качества оказываются неразвитыми. В качестве его проявлений могут выступать отсутствие собственной позиции, слепое следование принятым образцам поведения и подчинение авторитетам, а также стремление человека сложить вину за собственную несостоятельность на внешнюю среду, сложившиеся обстоятельства;

- крайний индивидуализм, который проявляется в придании наибольшей значимости собственным личностным качествам и часто сопровождается нежеланием человека считаться с интересами и потребностями окружающих людей, с общественными нормами и ценностями.

Обратим внимание еще на один немаловажный факт – социализация не всегда идет по восходящей линии, как усвоение пройденного опыта и построения на его основе новых личностных качеств. В социологии используется и такое понятие, как ресоциализация, под которым понимается усвоение новых норм и ценностей, вступающих в противоречие с уже накопленным опытом. Ресоциализация имеет место, когда человек производит переосмысление и исправление некоторых своих принципов, правил поведения, взглядов, которыми он руководствовался до сих пор.

Она может обуславливаться различными внешними изменениями: социального статуса человека (повышением по служебной лестнице, становлением отцом или матерью, выходом на пенсию), места жительства (переездом в другой город, в сельскую местность, в другую страну). Может происходить и в связи с внутренней потребностью человека переосмыслить прожитую жизнь (самоактуализация, самосовершенствование). Более того, процессы социализации и ресоциализации обычно тесно сопряжены, диалектически взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Социализация происходит в рамках существующей в конкретном обществе культуры, через языковые традиции которой ребенок получает первые азы социального опыта, поведения. Причем каждое общество передает своим членам свой особенный опыт, свои специфические культурные образцы.

Таким образом, социализация позволяет человеку становится существом социальным, причем его изолированность от общества не только может помешать ему становиться его полноправным членом, но и в дальнейшем сделать абсурдными все его творческие достижения. Саморазвитие человека, так или иначе, требует прямого или опосредованного взаимодействия с социальной средой.

Но социализация не менее важна и для общества. Именно с ее помощью осуществляется воспроизводство социальных отношений, социальной жизни, наконец, осуществляется социальное развитие. То есть социализация выступает связующим звеном между общественным развитием и развитием человека.

Мы привыкли считать, что все люди разные, что каждый человек – это целый мир, целая вселенная, что любой из нас непредсказуем и непостижим до конца, что оригинальность человека проявляется во всем, а уникальность его природы, пожалуй, самая великая загадка на Земле. Однако, мы можем также находить бесконечное множество общего во всех людях. Например, мы все обладаем одинаковыми инстинктами, у нас единый для всех способ мышления – логика. У всех людей, также, единый смысл жизни, который определяется условиями. Мы в значительной мере повторяем друг друга и в видах деятельности, и в убеждениях, и, конечно, стереотипами мышления.

Итак, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, кроме врожденных свойств организма, мы будем считать любое самоопределение человека, как субъекта деятельности. То есть, человек сам своим сознанием и разумом, по своей воле делает выбор самореализации. Сегодня ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, в большей степени мы считаем личные убеждения и взгляды человека, основой которых является стереотип, а также выбор человеком своего пути реализации в существующих условиях. Но ни в убеждениях, которые нам навязаны логикой, ни в выборе, который всюду ограничен невозможными условиями выживания, человек не проявляет ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Ведь наш выбор во всех случаях зависит не от нас. В период взросления у человека появляется стремление выделиться среди других людей. При этом каждый выбирает те средства, которые считает наиболее преемлимыми для себя. Одни изменяют свою внешность, другие – сознание, третьи - окружающие их условия, и каждый в своей ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ эгоистичен, потому что основной целью самоопределения является стремление выделиться и занять более выгодное положение именно для себя.

Поэтому здесь человек проявляет не ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, а САМОСТЬ, как стремление обрести и доказать свое преимущество перед другими людьми. Причем если проявлять свою ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ бескорыстно, то есть, не для себя, это не значит, что для других.

Новый принцип, делающий человека человеком, считал М.Шелер, вообще лежит вне всего того, что и с внутренне-пси­хической, и с внешне-витальной стороны мы можем назвать жизнью. То, что делает человека человеком, есть принцип, про­тивоположный всей наличной жизни; как таковой, он вообще не­сводим к «естественной эволюции жизни», а если его к чему-то и можно возвести, то только к высшей основе самих вещей, к той основе, где и сама жизнь является лишь частной ее манифе­стацией. Этот принцип, который включает в себя и понятие ра­зума, и мышление в идеях, и созерцание, и такие эмоционально ­волевые акты, как доброта, любовь, раскаяние, М.Шелер обозна­чал словом (понятием, категорией) дух.

Но что же это такое — «дух», этот новый и столь кардиналь­ный принцип бытия человеческой реальности? Редко с каким другим словом обходились так вольно и путанно. Если главным в понятии духа сделать особый род знания, особый способ суще­ствования, которые может дать только он, то тогда основным определением «духовного существа» оказывается личная незави­симость человека от всего органического (телесного), свобода от принуждения и давления всего, что относится к «жизни», в том числе и от «душевных структур», ее влечений, пристрастий и прельщений. И это есть подлинная внутренняя, духовная свобо­да, т.е. свобода именно духа, который «веет, где хочет», а не ду­ши и не тела.

Замечательный русский философ И.А.Ильин писал: «Тело человека несво­бодно. Оно находится в пространстве и во времени, среди множества других тел и вещей... Все это делает тело человека несвободным в движении, смертным... всегда подчиненным всем законам и причинам вещественной природы... Он мо­жет не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может. Несвободна и душа человека, Прежде всего она связана таинственным об­разом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности... Она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания и бес­сознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображе­ния, чувства и воли... Душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменять их по произволению.

Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар — вывести себя внутренне из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, из­брать его или отвергнуть... Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и пре­одолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни»[1].

Духовное бытие, таким образом, существует там, где начи­нается освобождение человека от чужой и, главное, своей собст­венной самости. Свобода есть модальное (фактически инстру­ментальное), а не предметно-содержательное определение духов­ного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопре­делении к лучшему и высшему. Дух есть любовь к качеству и во­ля к совершенству во всех областях жизни. И потому само духов­ное бытие определимо и описываемо лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самой по себе.

Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, право­сознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к мо­литве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть под­линно главное и ценнейшее в его жиз­ни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы. Ведь «жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть, ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненных содержа­ний»[2]. А то, что не стоит смерти, то — с духовной точки зрения — не стоит и жизни.

Именно поэтому духовность че­ловека обнаруживает себя в наивысшей степени и становится способом его жизни, когда для человека открываются его Тайна человека как личности, делающая его потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным, заключается в той главной (выше отмеченной) способности лич­ности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, за преде­лами самой себя, вне всякого фактического своего состояния, да­же своей фактической общей природы. Работа и культивирова­ние этой способности и поднимает, вводит человека на следую­щую ступень духовного бытия — на ступень индивидуальности.

Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповтори­мого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необ­щего») лица в следовании голосу собственной совести.

Индиви­дуализация душевной жизни есть кардинальная и глубочайшая инверсия (обращение) индивидуального духа, пристрастное и неустанное рассекречивание собственной самости, которая за­частую складывалась не на воле, а по неведению самого челове­ка. В свете высших смыслов и высших ценностей (убеждений, верований, жизненных принципов) любой фрагмент своей само­сти, любая душевная способность проходят испытание на под­линность, истинность и неотторжимость их в составе истинного, внутреннего Я человека.

Индивидуализация бытия человека, транцендирование внутрь, в глубины субъективности, человеческой самости и вы­свечивание ее есть условие встречи с бесконечностью духовного царства, с бесконечностью Универсума, в котором впервые кон­ституируется подлинное Я, образуется действительно полное, свободное «бытие-у-самого-себя». Здесь речь уже идет не о сво­боде чистой непосредственности (фактически известной и жи­вотным), которая на самом деле захватывает и оккупирует нашу самость, и не о свободе самоопределения, которое всегда пред­полагает борьбу и преодоление в личности (а значит, и несвобо­ду), а об истинном, окончательном освобождении, где даже пре­дельная индивидуальность «жертвует» своею уникальной единич­ностью и лишь становится причастной к бесконечному универ­сальному бытию. Именно здесь впервые открывается потенци­альная эквивалентность человека Миру, вся полнота человече­ской реальности как духовного микрокосма.

Вопрос о том, что такое «человек» по прежнему остается и всегда ос­танется открытым. Человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость. Эти пять "не" свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

 

 

.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных