Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационное общество




Понятие «информационное общество» отражает новую стадию в развитии человеческого общества, основой развития которого выступает производство информации, где информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора в развитии социально-экономической, культурной и духовной сфер общества.

В экономической сфере информация превращается в товар, в социальной - она становится главным фактором изменения качества жизни. В информационном обществе изменяется уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, а информационный обмен между индивидами и социальными группами ведет к сотрудничеству. Определяющим фактором социальной дифференциации информационного общества является уровень знаний, а не собственность.

В сетевом обществе – высшем типе информационного общества - деятельность людей, их общение опосредовано сетевыми коммуникациями. Глобальные информационные связи пронизывают всю социальную жизнь современного общества и по горизонтали, и по вертикали,

М. Кастельс, характеризуя сетевое общество как высший тип информационного общества, назвал его «информационным капитализмом», который является особо бесчеловечной формой капитализма, ибо сочетает в себе тотальный контроль, глобальное присутствие, невероятную гибкость, неосязаемость, анонимность и невидимость («Третий глаз» - Дж. Оруэлл).

Сеть Интернет выполняет функцию интеграции человечества через вытеснение непосредственного человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации. Это модифицирует повседневное социальное взаимодействие индивидов и социальных групп, общение которых становится опосредованным и осуществляется посредством сети Интернет.

Одновременно с очевидным прогрессом, Интернет как средство массовой коммуникации в руках власти или собственников сети становиться скрытым средством контроля над порядком жизни индивидов, формой манипулирования и управления людьми. Разветвленная сеть коммуникаций позволяет сети Интернет управлять, направлять и манипулировать остальным миром, создавать иллюзию удовлетворения потребностей, счастья и развития социума. В этом случае сеть превращается в средство манипулирования, контроля и управления мировым сообществом, что чревато катастрофическими последствиями для всего человечества. С этим связана необходимость его регулирования.

Информационная эпоха ведет не к уничтожению государства, а к понижению его статуса. В процессе глобализации государственная власть теряет многие функции, но не исчезает. В процессе реструктуризации общественных отношений возникла не только глобальная экономика, но одновременно формируется контролируемая международной организованной преступностью всемирная криминальная экономика, ориентированная на удовлетворение запретных желаний и поставок запрещенной продукции безграничного потребительского спроса преимущественно богатых обществ и индивидов.

Всемирная информационная магистраль обеспечивает на основе всемирной коммуникационной инфраструктуры (Интернета) и гипертекстовой сетевой среды (Всемирной паутины) «транспортировку» информационного продукта без таможенных и других ограничений между географически разделенными физическими и юридическими пользователями. Сторонники концепций открытого гражданского общества и всеобщего мира подчеркивают открывающиеся благодаря Интернету перспективы.

Человечеству в очередной раз обещают светлое будущее –информационное общество, информационную цивилизацию. Анализ информационного общества через призму структуры и концепта «цивилизация» показывает, что заявления о наступлении новой эре человечества явно преждевременны.

Во-первых, в силу отсутствия нового ядра цивилизации – новой, более высокой системы духовно-нравственных ценностей, и ее творцов и пророков - «творческого меньшинства», живущих в системе координат новых ценностей. Реально происходит размывание, расшатывание старой системы ценностей и, как результат, катастрофическое падение нравственного и духовного уровня человечества.

Во-вторых, новой культуры, как и ее творцов – основы цивилизации, нет и пока не предвидится. Наоборот, идет активное разрушение старой, веками проверенной культуры как меры свободы и степени развития «сущностных (творческих) сил» человека. На деле происходит замена ее на массовую культуру и «информационно-сетевую культуру», позволяющую обходиться без «роскоши человеческого общения» и производящую новый человеческий тип – воплощенную посредственность, убежденную в собственном превосходстве.

В современной культуре отчуждение и манипулирование распространяется не только на материальные формы бытия человека, но и на его «знаково-символическое тело»: на идеи, образы, знаки, символы, сознание, знания и информацию. В новом обществе «реализуется тотальное информационное овеществление и соответствующее знаково-символическое отчуждение человека, продуцирование симулятивых, превращенных форм виртуальной реальности и виртуального человека».

Манипулируя потребностями и сознанием человека, создавая искусственные потребности человека, информационно-сетевая культура превращает его в «тварь» (то есть в индивида, со-творенного СМИ, СМК, и Интернетом), в «раба», зависимого от этих средств и от доступа к ним. Целенаправленное манипулирование сознанием индивидов со стороны СМК, включая Интернет, выполняющих социальный заказ международных транснациональных корпораций (МТК) и Федерального Резервного Банка Америки (ФРБ), приводит к виртуализации массовое и индивидуальное сознание людей. С помощью механизма духовно-символического производства, происходит инспирирование, разжигание желаний (удовольствий, наслаждений) и соблазнов (искушений), деформация сознания подрастающего поколения и превращение их в «человека массы», «желающую машину».

«Мягкое управление» в информационном обществе невидимо захватывает индивидов в сети производства желания, соблазна и, таким образом, управляет не только их сознанием, но и бессознательным. Так атрофируется способность человека к трансцендентности, духовному и нравственному самосовершенствованию. По сути, индивида вынуждают к целеполаганию «собственного» наличного инспирированного «желания», которое возводится в «гиперреальность». Стратегия управления человеком в информационном обществе радикально изменяется - от производства запретов и подкреплений («стимул-реакция») власть перешла к интенсификации желаний и распределению удовольствий, что и позволяет мягко, незаметно, а, главное, эффективно управлять массой индивидов. Совершенствование информационно-коммуникативных технологий не только не ослабляет, но наоборот, интенсифицирует производство массы, массового индивида, массовой культуры в современном информационном обществе.

В-третьих, система общественных, социальных и государственных институтов, в силу открытости и проницаемости социально-информационного пространства, не в силах противостоять как выбросу информации извне, так и ее сбору. И в силу этого обстоятельства данные институты не выполняют свои функции – защиты, трансляции и воспроизводства системы ценностей своей национальной культуры. Гражданское общество находится еще в стадии становления, и не только в России. Оно должно поставить под свой контроль все СМИ, СМК, Телевидение и Интернет.

Справедливости ради отметим, что информационно-сетевое общество не только провоцирует новые формы отчуждения и самоотчуждения человека, но и создает предпосылки для свободной самоорганизации как всего человеческого сообщества, так и для отдельных групп и индивидов, для свободной и творческой самореализации человеческой сущности. Но до этого человечеству еще надо дорасти.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных