ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информационное общество.13.1. Понятия «история» и «философия истории», смысл истории. В рамках онтологии - История – это движение, развитие культуры, общества и человека в пространстве и времени. В рамках гносеологии - История – (в переводе с греч.) исследование, расследование, собирание сведений. История – это рефлексия общества на изменения, движение и развитие культуры, на пройденный исторический путь. Историю можно представить как вечное воскрешение человеческой, социальной памяти, которая связывает прошлое, настоящее и будущее, позволяя понять социальную жизнь как осмысленное и связанное целое, протяженное во времени. В прошлом человек находит смысл настоящего, открывает завесу будущего, проверяет прочность социальных ценностей, отсеивает истинные от ложных, преходящих, вновь открывая смысл вечных истин. Историческая реальность существует как постоянная интерпретация прошлого. Именно интерпретация придает смысл тем или иным событиям прошлого, выявляет их значимость для современности и потому выступает как способ существования исторической реальности. Интерпретация истории в философии осуществляется при помощи понятий «цивилизация» и «формация». Уточнение содержания концептов «формация», «цивилизация», по нашему мнению, позволит более адекватно интерпретировать прошлое и приоткрыть завесу настоящего и будущего – информационного общества. Философия истории – это философская рефлексия человечества на пройденный исторический путь. Философия истории – осмысление изменений, познание сути социального движения, его целей и идеалов. Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий.. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философского знания, связанный с постижением смысла и закономерностей исторического процесса. Соответствующий тип сознания активизируется в переходные, нестабильные эпохи, когда рушатся привычный уклад, казавшиеся незыблемыми учреждения и проблематизируется само человеческое бытие. Философия истории решает вопрос о соотношении прошлого, настоящего и будущего, сама постановка которого свидетельствует о неудовлетворенности настоящим. Риккерт считал, что философия истории решает 3 задачи: 1.обобщение исторического процесса, сведение отдельных историй в единую всемирную историю. 2.отыскание смысла истории. 3.разработка методологии познания исторического процесса. Основные задачи современной философии истории: 1)выявление закономерностей и направленности исторического процесса. 2)выявление движущих сил истории. 3)познание цели и смысла истории. 4)соотношение необходимости и человеческой свободы. 5)осмысление единства и многообразия исторического процесса. Во взглядах на историю философы делятся на две группы: первые рассматривают историю как хаотичный, случайный, дискретный, ненаправленный процесс (иррационалисты, постмодернисты); Вторые, считают, что история это непрерывный, линейный восходящий процесс (формационный, цивилизационный, синергетический подходы). Смысл истории или парадигмы истории: 1. Античная философия истории рассматривала мир как завершенный Космос, которому присущи гармония и цикличность. Она являлась философией вечного становления и вечного возвращения, периодических мировых пожаров, душепереселения и душевоплощения. Древние евреи выявили начало и конец истории, они выдвинули эсхатологическое понимание истории. Под историей понимается учение о конце истории. 2. Христианская философия истории преодолела античную идею круговорота. Согласно ей, первый приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие - это узловые пункты истории, временности человека, который до своего грехопадения находился в царстве вечности, где никто не старел и никто не умирал. Человек, пройдя трудный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История рассматривается как грехопадение и преодоление греховности и обретение бессмертия человеком путем самосовершенствования до уровня богочеловека, как воплощение божественного замысла о мире и человеке. В христианстве же история человечества оценивается в прогрессистском духе. Человечество взрослеет в истории. Вернее, сама история - это и есть эпоха взросления руководимого Богом человечества История имеет конечный пункт, но он достигается лишь в том случае, если человечество станет Богочеловечеством. История, замыкающаяся на конечный пункт, находящийся пока в будущем, наполнена смыслом. Христианская философия истории органично связана с провиденциализмом, согласно которому миром правит Божественное провидение. 3. В эпоху Возрождения и Просвещения возникает рациональное объяснение исторических фактов. На место Божественного провидения ставятся понятия естественного закона истории и понятие прогресса. По утверждению Д. Вико, историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: первобытное варварство, феодализм ("век героев"), эпоху городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие возобновляется и проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне. Развитие идет по спирали, т.е. оно прогрессивно и бесконечно. У истории нет конечной точки, поэтому у нее нет вневременного смысла. Кондорсе считал, что разум и история сольются в будущем, когда совпадут сущее и должное – история станет сама собой, т.е. воплощение разума в человеческих действиях. Движение истории имеет, по мнению Кондорсе, поступательный характер. Вектор человеческой истории - от некоторого несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерием совершенства оказывается, по Кондорсе, степень развития человеческого разума. История в таком понимании является некоей ареной приложения этого разума, суммой практических воплощений способности ума совершенствоваться. История понимается как воплощение рационального проекта. История представляет собой сферу разума, сферу воплощения разума. Для И. Гердера история есть "закономерное развитие культуры". Для Г. Гегеля история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа есть свобода. Прогресс фиксируется развитием искусства, науки, религии, философии. 4. К. Маркс, разделявший идею прогресса, выдвигал в качестве критерия поступательного развития общества уровень развития производительных сил. По Марксу, прогресс в производительных силах, в способе производства приводит к революциям и смене одних общественно-экономических формаций другими. Общество в своем развитии проходит пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Согласно марксизму, смысл истории заключается в максимальном общественном развитии, вследствие которого каждый член общества становится все более свободным. 5. В XX в. концепция линейного развития общества неоднократно подвергалась критике. О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин развивали идею локальных обществ, обладающих своеобразными особенностями, не позволяющими представить историю в виде линейного процесса. 6. Постмодернистская – история спонтанна, непредсказуема, нет закономерности и смысла. Наиболее продуктивными и целостными подходами к истории являются формационный и цивилизационный. Их и рассмотрим. . 13.2. Формационный подход к историческому процессу. Понятие «общественно – экономическая формация» (Маркс). Для познания закономерностей развития общества и истории К. Маркс разрабатывает понятие «общественно – экономическая формация». Семантика понятия «формация» - слой, пласт. Общественно-экономическая формация – это понятие для отображения предельно общей, абстрактной модели общества, идеализированного объекта которая включает в себя базис и надстройку. Общественно-экономическая формация – это модель общества состоящая из базиса и надстройки существующий на базе определенного способа производства и развивающаяся вместе с ним. Как писал Энгельс, задача "...в конечном счете сводилась к открытию тех общих законов движения, которые в качестве господствующих прокладывают себе путь в истории человеческого общества" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 305). Материалистическое понимание истории устраняет все сверхъестественное, трансцендентное, внеисторическое. По Марксу, люди сами творят историю, будучи одновременно и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы, и за историческим процессом не стоят никакие потусторонние силы в виде божественного провидения, всеобщего разума и т.п. Но люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих человеческих поколений, будучи объективированы в определенном уровне развития производительных сил, в производственных отношениях и т.д., предстают перед каждым новым поколением как нечто данное, от его собственной воли не зависящее, как объективные условия и рамки его деятельности. Сами общественные стремления и идеалы суть определенные тенденции развития реальной действительности. Таким образом, общественная деятельность одновременно и детерминирована, и свободна, поскольку история невозможна без сознательных усилий и борьбы, в ходе которой идеальные стимулы и цели превращаются в объективные условия. Материалистическое понимание истории означает радикальное преодоление спекулятивной философии истории. Философия не претендует больше на то, чтобы рисовать априорную схему всемирно-исторического развития. Разумеется, ни изучение прошлого, ни исследование настоящего не могут обойтись без определенных теоретичесих предпосылок. Однако "...эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала – относится ли он к минувшей эпохе или к современности, – когда принимаются за его действительное изображение" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 26). Важнейшим постулатом марксистской методологии истории может быть признана идея, согласно которой экономические потребности людей независимо от их воли и желания в конечном счете определяют тенденции социального развития, что экономика в конечном счете детерминирует социально-исторический процесс. В максимально упрощенном виде эта концепция может быть представлена нижеследующей схемой: 1. Ключевое понятие марксистской историографии категория общественно-экономической формации, которая понимается как исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. 2. Структура формации определяется существованием базиса и надстройки. Базис представляет собой основу формации, детерминирует формационный тип. Базисом называют совокупность общественных отношений, характерных для того или иного способа производства: отношения собственности на средства производства, отношения, связанные непосредственно с самим производством, отношения, возникающие при распределении, обмене и потреблении произведенного продукта. Социальные отношения, выходящие за пределы экономических, относят к области надстроечных. Надстройка представляет собой совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных и иных взглядов, учреждений и отношений. 3. Характер базиса определяет тип надстройки, которая, в свою очередь, может оказывать обратное влияние на базис. 4. Производственные отношения, характерные для данного базиса, являются частью способа производства неразрывного единства производительных сил и производственных отношений. Если производственные отношения определяет тип социальных связей, возникающих в процессе производства, то производительные силы характеризуют отношения человека и общества к природе, приспособление которой к общественным потребностям составляет важнейшее содержание производства. 5. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений имеет характер определенного закона. Подвижно изменяющиеся производительные силы обгоняют относительно статичные производственные отношения. Их несоответствие приводит в конечном счете к конфликту, являющемуся объективной основой социальных революций. 6. Социальная революция представляет собой высшую форму классовой борьбы, обязательного атрибута обществ, основанных на частной собственности и социальном неравенстве классов. Ф. Энгельс называл теорию классовой борьбы и социальных революций «великим законом движения истории», «ключом к пониманию истории». 7. Исторический процесс есть не что иное, как процесс смены общественно-экономических формаций, общих для всех или многих народов. К. Маркс выделял пять формационных типов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический. Кроме того, им признавалось также существование так называемого «азиатского способа производства». Можно выделить две важнейшие характеристики марксистского видения исторического процесса. Во-первых, это взгляд на общество как на сложную систему находящихся в непрерывном взаимодействии элементов, систему подвижную, закономерно развивающуюся в пространстве и времени. Во-вторых, это обоснование возможности объяснения и анализа общества на основе детерминистского принципа «выведения» всей структуры социальных отношений из отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Движение истории понималось как разрешение противоречий между базисом и надстройкой, которое наступает в эпоху социальной революции. Тогда происходит смена формаций и, согласно марксистской концепции, ход мировой истории, выраженный в виде строго последовательной смены одной формации другой - от первобытнообщинного строя до коммунизма, есть сущностная характеристика исторического процесса развития человеческого общества. По мнению многих историков различных школ и направлений, принцип системного анализа общества, предложенный марксистской теорией, был одним из важнейших ее достижений, ее вкладом в развитие теории исторического процесса. Что касается экономического детерминизма, то он отвергается большинством исследователей как ведущий к упрощению реальной многомерной действительности и придающий самой теории элементы телеологизма. Приведем слова Фернана Броделя, крупнейшего представителя школы «Анналов»: «Гений Маркса состоит в том, что он первый сконструировал действительные социальные модели, основанные на долговременной перс-пективе». Но, отмечал Ф. Бродель, «мы больше не верим объяснению истории на основе того или иного доминирующего фактора. Не существует односторонней истории». Но формационный подход дает неплохо работающую социальную модель, которая позволяет изучать общественное развитие «сквозь призму действия факторов объективных, от человеческой воли и сознания независимых» (М. Барг); устанавливать определенную периодизацию истории общества, понимать исторический процесс как законосообразную последовательность сменяющих друг друга этапов, выявлять генетические и причинные связи между ними; изучать взаимодействие между странами и народами, находящимися на разных уровнях развития. Теория К.Маркса помогла взглянуть на структуру общества как на систему, и на его этапы, которые, с одной стороны будут для любого народа обязательными, а с другой стороны - каждое общество на каждом данном этапе будет иметь сходную структуру. В то же время следует помнить о том, что данный подход, как и любой другой, не является абсолютным, имеет определенные границы своего применения, не действует при исследовании всего спектра общественных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|