Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура общественно-экономической формации




Производительные силы Производственные отношения Надстройка элементы формации
Предмет труда. Средства труда. Человек с его навыками к труду - производитель материальных благ (рабочая сила). Социально-эконономические отношения по поводу собственности на средства производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Организация и учреждения: политические (государство, партии), культурно-просветительные, религиозные. Общественное сознание и его формы. Идеологические, политические, правовые и религиозные отношения. Классовая структура. Исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Исторические формы быта. Естественные и технические знания.

.

Противоречия между производительными силами и производственными отношениями являются основным источником развития общества – противоречия разрешаются путем классовой борьбы, которая неминуемо ведет к социальной революции - к переходу человечества от одной формации к другой более прогрессивной. Она завершается диктатурой пролетариата, которая сама ведет к уничтожению всякой диктатуры. Логика, смысл истории движение от бесклассового к классовому, а от него к бесклассовому обществу. Не одна формация не погибнет раньше, чем не созреют материальные и духовные предпосылки для возникновения новой формации. Мировая история едина, в ней действуют объективные общественные законы, она имеет направленность к социальному прогрессу. Историю можно предвидеть. Смысл истории – становление свободной человеческой индивидуальности.

3.3. Цивилизационный подход к историческому процессу, понятие «цивилизация» (А.Тойнби, К. Ясперс).

 

Большой вклад в разработку цивилизационного подхода принадлежит – Арнольду Тойнби и Карлу Ясперсу. А. Тойнби - автор труда «Исследование истории» в 12 томах. В России книга издана в одном томе - «Постижение истории» (М. 1991г.) К. Ясперс – «Смысл и назначение истории» (М.1991 г.).

Цивилизация по Тойнби – это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций на планете Земля. Цивилизации делятся на основные, неосновные, локальные.

Основные – шумерская, вавилонская, минойская

1) Эллинская

2) китайская

3) индуская

4) исламская

5) христианская

 

Для К. Ясперса человеческая история есть в первую очередь история человеческого духа. А материальное воплощение ее - следствие духовной истории. История не дает гарантий потому, что дух не воспроизводится автоматически, но требует вечных усилий.

Как и для Ясперса, для Тойнби исторический процесс в конечном счете - процесс личностный. История, как она видится английскому историку, образуется из ритма, который задается некоторыми вызовами мира, направляемыми человеку. Можно сказать, что мир, в котором человек живет, представляет собой не столько среду обитания (ведь и животные живут в мире, но у них нет истории), сколько генератор всякого рода вызовов, бросаемых человечеству и представляющих собой географические, климатические, культурные, политические, экономические по форме побуждения к трансформации человечества. В той мере, в какой эти вызовы внятны человеку, т.е. представляют для него проблему, осознаются им в качестве таковых, в той мере, в какой они решаются им, человек живет в истории. Человек историчен лишь тогда и до тех пор, пока он творит.

В отличие от природных ритмов, ритмы истории – духовного происхождения. Те народы, которые не отвечают на вызов, как бы выпадают из истории. В ходе ответа человеком создается новая духовная реальность, которая порождает и новый род необходимостей – сверхприродных необходимостей, требующих духовного усилия. Возникает необходимость своеволия и сверхусилий. Она и создает цивилизацию, цивилизованность.

Цивилизационный процесс это – возникновение цивилизации (успешный ответ на первый вызов), рост цивилизации, надлом цивилизации и распад цивилизации.

В каждом обществе есть 2 слоя, элемента:

1) творческое меньшинство, которое видит и находит ответы на Вызовы,

2) абсолютное большинство, которое и вызовов не видит, и не в состоянии найти ответы на Вызовы мира.

Поведение большинства определяется мимезисом - имитацией. Они имитирует поведение, систему ценностей и целей творческого меньшинства и следует за ним.

История – осуществляется как серия ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны различные ответы на один и тот же Вызов.

Основой цивилизации по Тойнби, является Религия, религиозная принадлежность людей, а не их этнические или языковые особенности. Именно религия создает, сохраняет, транслирует и внедряет в головы людей систему духовно-нравственных ценностей. Развитие цивилизации обусловлено импульсами Вызова и Ответа. Концепция Вызовы - Ответы имеет два уровня – сакральный и мирской. На сакральном уровне каждый Вызов есть стимул к осуществлению людьми свободного выбора между добром и злом, который представил им Бог. На мирском уровне – это проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути исторического развития (ухудшение природных условий и т. д.).

Генезис и развитие цивилизации нельзя объяснить ни рассовой, ни географической средой. Она возникает в результате специфической комбинации двух условий: наличие в данном обществе творческого меньшинства и человеческой среды, массы, которая не слишком благоприятна, но и не очень враждебна. Между прогрессом техники и развитием цивилизации нет прямой зависимости. Рост цивилизации состоит в прогрессивном внутреннем самоопределении и самовыражении цивилизации. Он выражается в прогрессивном повышении духовной значимости ценностей общества, или другими словами – в переходе от грубых форм религий к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры.

Цивилизации сами кончают с собой, а не являются жертвами убийства. Природа надлома цивилизации объясняется тремя факторами:

1) упадком творческих сил меньшинства, 2) ответным ослаблением мимезиса, (добровольного подражания) со стороны большинства, 3) утратой социального единства в обществе, как едином целом.

Когда в истории к-л общества творческое меньшинство растеряв творческий потенциал вырождается в меньшинство господствующее, пытается силой удержать власть – это приводит к озлоблению большинства которое уже не восхищается и не подражает правящему слою. Большинство восстает против низведения его до уровня безвольной массы. Так происходит надлом цивилиза-ции, который сопровождается социальным противостоянием.

 

Уточнение содержания концепта «цивилизация», по нашему мнению, позволит более адекватно интерпретировать прошлое и приоткрыть завесу настоящего и будущего – информационного общества.

Анализ и обобщение различных точек зрения на содержание понятия «цивилизация» изложенных в работах славянофилов, Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина, А. Тойнби, К. Ясперса, И. Андрушкевича и других авторов, позволил определить структуру цивилизации и уточнить содержание концепта «цивилизация».

Цивилизация – это устойчивое в пространстве и времени сообщество этносов, наций и стран, объединенных единой системой нравственных и духовных ценностей, общим критерием различения добра и зла, общими нравственными максимами, общей культурой, которые защищают, воспроизводят и транслируют новым поколениям «творческое меньшинство» и различные общественные, социальные и государственные институты.

Единство мировой истории проявляется как сосуществование различных цивилизаций в пространственно-временном континууме, как их взаимодействие и взаиморазвитие. Пространственные масштабы той или иной цивилизации соответствуют силе ее духовности, ее духовно- нравственному потенциалу, этническое притяжение гораздо слабее любого духовного единства.

Структура цивилизации состоит из трех взаимосвязанных сфер, подсистем.

Первая сфера - это «ядро», фундамент, «социокультурный код», «системообразующая», «клеточка», сущность, дух цивилизации. Она включает в себя систему нравственно-духовных ценностей, критерии различения «добра» и «зла»,» «справедливости» и «несправедливости», «праведности» и «неправедности», культурный архетип и менталитет, которые постоянно воспроизводит « творческое меньшинство» и которому следует, подражает «нетворческое большинство». Ядром, фундаментом цивилизации является система ценностей, которая придает определенный смысл, мотивацию и направленность человеческой деятельности, а также выполняет функцию интеграции, объединяет людей в человеческую общность. Система ценностей задает типические отношения людей к окружающему миру (природному и социальному) и к самому себе.

Вторая сфера – это культура, содержание цивилизации, совокупность ее духовных и материальных культурных достижений. Материальная культура предстает как материализация, реализация ее духовной стороны. Духовная культура – это, прежде всего, язык, формы общения, средства коммуникации, традиции, обычаи, игры, ритуалы, социальные технологии, миф, философия, нравственность, право, религия, искусство, наука, религия. Материальная культура как обратная сторона духовной есть ничто иное, как застывшие, опредмеченные дух, интеллект, знания, чувства прекрасного – «творческого меньшинства» и народных масс. Каждая цивилизация вырабатывала свою особую систему кодирования, символов, культурно-знаковых систем, социальных норм как способов хранения и трансляции социального опыта и культуры. Средствами трансляции социальных норм являлись совместные коллективные действа, игры, пример, ритуал, обычай, то есть привычный стандартизированный образ жизни.

Третья сфера - это структура, форма цивилизации, совокупность общественных, социальных, гражданских и государственных институтов и учреждений, задача которых состоит в том, чтобы, во-первых, защитить культуру и систему традиционных ценностей данной цивилизации от внешних, так и внутренних угроз; во-вторых, обеспечить воспроизводство «творческого меньшинства» и трансляцию новым поколениям лучших достижений духовной и материальной культуры, систему нравственно-духовных ценностей, нравственных императивов, дух культуры.

Третья институциональная сфера представляет собой конструкцию общества с исторически сложившимися и относительно постоянными социальными структурами и нормативно фиксированными отношениями между ними. Основой данной подсистемы, сферы является нормативно-законодательная база, регулирующая отношения людей в социальной, экономической, политической, духовной и иных сферах их деятельности. Гарантом сохранения и исполнения социальных норм является система санкций и наказаний со стороны различных социальных институтов. Высшим социальным институтом, охраняющим целостность и сохранность цивилизации, выступает верховная власть, представленная государством с его разветвленной системой правовых норм.

Содержание цивилизации - это процесс очеловечивания, цивилизовывания субъекта истории, то есть индивида и рода «Homo sapience». Одна цивилизация отличается от другой уровнем развития культуры, основой которой являются нравственность и ре­лигия. С наступлением новой эпохи в развитии человечества, связанной со стремительным развитием информационных технологий (телерадиовещание, компьютеризация и развитие глобальных телекоммуникаций), начавшейся в последней трети двадцатого века, – информационного общества, многие социологи и футурологи пытаются анализировать и исследовать новую историческую реальность.

 

Содержание понятий «формация» и «цивилизация» может быть более полно раскрыто, если провести сравнительный анализ содержания данных понятий и подходов к историческому процессу:

1.Так, в рамках формационного подхода основой общественно-исторического процесса является материальное производство, развитие производительных сил и производственных отношений, а с позиций цивилизационного подхода - духовное производство, развитие, возвышение духа и нравственных ценностей, которые постоянно воспроизводятся, транслируются новым поколениям как отдельными личностями, так и различными общественными, социальными и государственными институтами.

Формационный подход исходит из того, что источником развития выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, производством и потреблением, обществом и индивидом, которое разрешается в ходе классовой борьбы. При цивилизационном подходе, наоборот, в качестве источника исторического развития выступает объединение, сплочение, единство, солидарность, интеграцию людей в некую целостность на основе общих нравственных ценностей, интересов и целей.

2. Творцами истории при формационном подходе являются народные массы, активность которых способствует развитию материального производства, культуры и социальным изменениям. При цивилизационном подходе, напротив, в качестве творцов истории рассматриваются отдельные, выдающиеся личности (например, Конфуций, Будда, Христос, Мухаммед), субъекты новых систем ценностей и социальной реальности, следуя которым и за которыми, массы изменяют свою историю и самих себя.

3. Критерием развития общества и истории при формационном подходе выступает уровень производительных сил – материальная основа всестороннего и универсального развития человека, количество свободного времени - базы для развития свободной индивидуальности. Цивилизационный подход в качестве критериев выдвигает уровень развития человеческого духа, возвышение нравственного и духовного потенциала, субъективности человека, возрастание его свободы и творчества

4. В рамках двух подходов различаются понятие, смысл и цель (направленность, вектор) истории. Согласно формационному подходу, история - это процесс и результат субъективной индивидуализированной деятельности масс людей; это движение, расширенное воспроизводство культуры в пространстве и времени. Главный вектор истории связан с прогрессом, движением человека от отношений личной зависимости к вещной зависимости, а от них - к свободной индивидуальности, саморазвитие которой не задано никаким заранее установленным масштабом. Цель - преодоление отчуждения индивидом от своей человеческой сущности, «свободное развитие каждого – условие свободного развития всех».

В рамках цивилизационного подхода «история – это постоянное и настойчивое продвижение вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому движению» (К. Ясперс с.73). Таким образом, человеческая история предстает как история человеческого духа, а ее материальное воплощение – следствие духовной истории. Дух не воспроизводится автоматически, а требует постоянных, напряженных, вечных усилий, и потому история не гарантирована. История – не линейный процесс; это процесс зарождения, жизни и гибели несвязанных друг с другом цивилизаций. История локальна и циклична. История множественна, у нее в запасе всегда множество равнозначных путей развития человечества.

РЕЗЮМЕ: формационный и цивилизационный подходы к истории не исключают друг друга, а взаимодополняют и способствуют углублению познания истории. Принцип дополнительности.

Анализ хода истории показывает, что развитию и эволюции общества присущи две противонаправленные тенденции - движение к единству и движение к многообразию. Общественная динамика подводит человечество к вызреванию новой планетарной цивилизации







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных