ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жизнь. смысл жизни, смерть и бессмертие человека. Смысл и назначение человеческого бытия.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни - единый и общий - для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни: В античности- гедонистический смысл жизни (наслаждение) - это здоровье тела и безмятежность духа», свобода от телесных страданий. В средневековье - религия (бессмертие души): земная жизнь - испытание жизнью, нужно готовить душу к бессмертию, совершенствование себя. В. Соловьев - человек предназначен творить добро. Для этого должно бытъ: а) сознание собственного морального несовершенства; б) наличие объективного совершенства (Бог), в) мое стремление приблизиться к Богу. Буржуазная эпоха - Утилитарный (полезность) подход к смыслу жизни. Смысл жизни - в пользе и выгоде. Добро - что полезно н выгодно.
«Очень стара и широко распространена (особенно в XX в.— благодаря экзистенциалистам) концепция: жизнь бессмысленна в силу существования смерти; будучи абсолютно бессмысленной, смерть «перечеркивает, делает абсурдной любую жизнь, сколь бы осмысленной она ни казалась. Н.Трубников утверждает прямо противоположное: жизнь может и должна иметь смысл, и залогом этого является существование смерти: «Надо просто по-иному понять смерть». Не вообще смерть, не чью-то уже случившуюся, но свою собственную, будущую. Понять не как начало, противоположное жизни, а как ее полюс и предел, столь же естественный и необходимый, как и другой полюс и предел — рождение. Понять, что только осознание этой предельности позволяет нам постичь великую ценность жизни. Смерть – не делает смысл жизни бессмысленной. Смерть – это осознание своего временного пребывания на земле. Смерть – это острое ощущение и осознание конечности бытия, мимолетности своего пребывания на Земле. Смерть – такая же ценность как и жизнь. Благодаря смерти человек обретает смысл жизни. Смерть заставляет человека максимально реализовать свои творческие силы и способности, ощутить и воспринять «Я – концепцию», свою индивидуальность, самость, поймать краткий миг свободы и счастья. Человека можно и нужно учить пониманию смысла жизни и смерти. Ведь сами по себе люди не любят размышлять о смысле жизни, а тем более о смерти. Именно поэтому, считает Н. Трубников, и надо преподавать людям эту самую трудную, но совершенно необходимую науку: «Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей». Такая наука способна избавлять от заживо упокаивающего страха смерти и заменять его противоположным и благородным страхом бессмысленной смерти, или, что одно и то же, бессмысленной, зря потраченной жизни. Но и это не предел. Человек может преодолеть и этот страх, если он сумеет наполнить свою жизнь смыслом. Именно наполнить, ибо «сама по себе» жизнь не имеет никакого предзаданного (кем-то или чем-то) смысла, но имеет лишь тот, который мы ей сообщаем своими помыслами и делами». Как хорошо прожитая жизнь может наполнить смыслом и ценой смерть, так и честная, возвышенная смерть может оправдать в общем-то пустую, может быть, даже и дурную, жизнь. «В том-то как раз и заключается дело, что жизнь — прежде всего человеческая жизнь — не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей». Каждый человек обречен на поиски смысла жизни. Жизнь не имеет никакого заранее выраженного заданного смысла жизни. Процесс поиска смысла жизни абсолютно совпадает с процессом реализации смысла. Поиск смысла жизни возможен как процесс его реализации, потому каждый из нас является единственным творцом смысла собственного бытия. Найти смысл жизни человек может в результате мучительных попыток найти и самореализавать «Я-концепцию», свою индивидуальность. Максимально напрягая свои творческие силы и способности человек создает свою уникальность, индивидуальность опредмечивает ее в мире и тем самым становится бессмертным. Смысл жизни - в бессмертии. Смысл жизни должны искать не во вне, а внутри себя, ибо человек сам привносит, определяет смысл своей жизни. Смысл жизни мы должны искать не за пределами самой жизни, а в самой жизни. Потребность в смысле жизни обусловлена способностью человека к целеполаганию (опережающему отражению действительности). Поиск смысла жизни - это поиск себя, своего «Я», своей идентичности (того, что есть только у тебя). Максимально реализуя – самость, индивидуальность, свое – «Я» человек находит ту социальную нишу и форму деятельности, в которой наиболее полно реализуется его «Я-концепция». Смысл жизни в свободной реализации своей индивидуальности, своего «Я». Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни. Прими ее не только как неизбежный конец жизни и уж, конечно, не как разложение, ибо конец и разложение находятся за пределами твоей смерти, как они находятся за пределами твоей жизни, но как цену, какую тебе приходится платить за жизнь. И как ни мала для тебя эта цена, не спрашивай ее раньше времени и не плати ее до срока, ибо время это близко и срок этот недолог. «Прими смерть, пойми ее, потому что в качестве этой цены, в качестве границы и меры жизни, в качестве неотъемлемого ее элемента она есть величайшее из благ, равное и тождественное равному и тождественному ей благу жизни; потому что только она способна сообщить жизни ее истинную стоимость; потому что жизнь без смерти, без меры и границы не только не имела бы в твоих глазах никакой цены, но была бы бесконечностью куда более невыносимой и ужасной, чем самый невыносимый и ужасный конец». В конечном счете каждый из нас рано или поздно начинает размышлять о смерти, чтобы решить для себя, не что есть смерть вообще, которую он так или иначе наблюдает, о которой читал и слышал, то есть смерть других, людей и животных, но его собственная смерть... Большая беда наша в том, что эта проблема возникает перед нами по большей части тогда, когда смерть встала рядом с нами, когда уже поздно что-либо решать, ибо решение предполагает изменение того, что сейчас в терминах модной науки получило название «стратегия нашего поведения», предполагает будущее, которого, собственно, больше нет. Мы сожалеем, что прожили так, что могли бы и должны были жить иначе, чем прожили, что если бы у нас было еще время, было будущее, мы бы не повторили прежних ошибок, изменили всю нашу жизнь с тем, чтобы, когда придет последний час, иметь возможность сказать себе: мы прожили не зря, за такую жизнь не грех заплатить и смертью. Проблема смерти, проблема страха смерти и страха небытия может быть удовлетворительно разрешена, в зависимости от разрешения проблемы наполнения нашего настоящего жизнью, наполнения настоящей жизни настоящей жизнью. Значит, нужно обратиться не к прошлому, не к будущему, а к настоящему. И если нам удастся в нем найти возможность жизни, если мы в нем будем жить не ради того, чтобы жить завтра или послезавтра, мы удовлетворительно решим и проблему смерти. И, выбирая путь, созидая свое настоящее, наполняя его, человек сам окажется способным выбирать, наполнять свое будущее, работать на него единственно достойным образом, то есть созидать его, иметь его. Содержание смысла жизни - в свободной самореализации и саморазвитии своей индивидуальности. Процесс поиска смысла абсолютно совпадает с его реализацией. Смерть – не делает жизнь бессмысленной. Смерть – это осознание своего временного пребывания на земле. Смерть – это острое ощущение и осознание конечности своего бытия, мимолетности своего пребывания на Земле. Смерть – такая же ценность как и жизнь. Благодаря смерти человек обретает смысл жизни. Свобода - это самоосуществление, саморазвитие человеком своего Я, своей индивидуальности. Свобода - это реализация смысла жизни в рамках исторических условий и индивидуальных способностей. Свободная реализация смысла жизни приводит человека к наибольшей удовлетворенности своим бытием, т е. к счастью. Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности, восприятие и осознание ценности своего бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни, вызванные осуществлением человеком своего предназначения. Это праздник души. Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение. . Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся в настоящем, - утверждал Б. Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит. Мы так легкомысленны, считал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственно существующего в действительности. Это потому, что настоящее обычно ранит нас.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|