Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жизнь. смысл жизни, смерть и бессмертие человека. Смысл и назначение человеческого бытия.




 

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни - единый и общий - для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:

В античности- гедонистический смысл жизни (наслаждение) - это здоровье тела и безмятежность духа», свобода от телесных страданий.

В средневековье - религия (бессмертие души): земная жизнь - испытание жизнью, нужно готовить душу к бессмертию, совершенствование себя. В. Соловьев - человек предназначен творить добро. Для этого должно бытъ: а) сознание собственного мо­рального несовершенства; б) наличие объективного совершенства (Бог), в) мое стрем­ление приблизиться к Богу.

Буржуазная эпоха - Утилитарный (полезность) подход к смыслу жизни. Смысл жизни - в пользе и выгоде. Добро - что полезно н выгодно.

 

«Очень стара и широко распростра­нена (особенно в XX в.— благодаря эк­зистенциалистам) концепция: жизнь бессмысленна в силу существования смерти; будучи абсолютно бессмыслен­ной, смерть «перечеркивает, делает аб­сурдной любую жизнь, сколь бы осмыс­ленной она ни казалась. Н.Трубников утвер­ждает прямо противоположное: жизнь может и должна иметь смысл, и зало­гом этого является существование смерти: «Надо просто по-иному понять смерть». Не вообще смерть, не чью-то уже случившуюся, но свою собствен­ную, будущую. Понять не как начало, противоположное жизни, а как ее по­люс и предел, столь же естественный и необходимый, как и другой полюс и предел — рождение. Понять, что только осознание этой предельности позволяет нам постичь великую цен­ность жизни.

Смерть – не делает смысл жизни бессмысленной. Смерть – это осознание своего временного пребы­вания на земле. Смерть – это острое ощущение и осознание конечности бытия, мимолетности своего пребывания на Земле. Смерть – такая же ценность как и жизнь. Благодаря смерти человек обретает смысл жизни. Смерть заставляет человека максимально реализовать свои творческие силы и способности, ощутить и воспринять « Я – концепцию», свою индивиду­альность, самость, поймать краткий миг свободы и счастья.

Человека можно и нужно учить пониманию смысла жизни и смерти. Ведь сами по себе люди не любят раз­мышлять о смысле жизни, а тем более о смерти. Именно поэтому, считает Н. Трубников, и надо преподавать людям эту самую трудную, но совер­шенно необходимую науку: «Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не уз­нав жизни, не полюбив ее и не послу­жив ей». Такая наука способна изба­влять от заживо упокаивающего страха смерти и заменять его противополож­ным и благородным страхом бессмыс­ленной смерти, или, что одно и то же, бес­смысленной, зря потраченной жизни. Но и это не предел. Человек может преодолеть и этот страх, если он суме­ет наполнить свою жизнь смыслом. Именно наполнить, ибо «сама по себе» жизнь не имеет никакого предзаданного (кем-то или чем-то) смысла, но имеет лишь тот, который мы ей сообщаем своими помыслами и делами».

Как хорошо прожитая жизнь может наполнить смыслом и ценой смерть, так и честная, возвышенная смерть может оправдать в общем-то пустую, может быть, даже и дурную, жизнь.

«В том-то как раз и заключается дело, что жизнь — прежде всего человеческая жизнь — не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими спо­собами нашего бытия придаем ей». Каждый человек обречен на поиски смысла жизни. Жизнь не имеет никакого заранее выраженного заданного смысла жизни. Процесс поиска смысла жизни абсолютно совпадает с процессом реализации смысла. Поиск смысла жизни возможен как процесс его реализации, потому каждый из нас яв­ляется единственным творцом смысла собственного бытия. Найти смысл жизни человек может в результате мучительных попыток найти и самореализа­вать «Я-концепцию», свою индивидуальность. Максимально напрягая свои творческие силы и способности человек создает свою уникальность, индивидуальность опредмечивает ее в мире и тем самым становится бессмертным. Смысл жизни - в бессмертии.

Смысл жизни должны искать не во вне, а внутри себя, ибо человек сам привносит, определяет смысл своей жизни. Смысл жизни мы должны искать не за пределами самой жизни, а в самой жизни.

Потребность в смысле жизни обусловлена способностью человека к целеполаганию (опережающему отражению действительности). Поиск смысла жизни - это поиск се­бя, своего «Я», своей идентичности (того, что есть только у тебя). Максимально реализуя – самость, индивидуальность, свое – «Я» человек находит ту социальную нишу и форму деятельности, в которой наиболее полно реали­зуется его «Я-концепция». Смысл жизни в свободной реализации своей индивидуальности, своего «Я».

Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послу­жив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни помо­жет тебе не забывать о предельной ценности жизни. Прими ее не только как неизбежный конец жизни и уж, конечно, не как разложение, ибо конец и раз­ложение находятся за пределами твоей смерти, как они находятся за пределами твоей жизни, но как цену, какую тебе приходится платить за жизнь. И как ни мала для тебя эта цена, не спрашивай ее раньше времени и не плати ее до срока, ибо время это близко и срок этот недолог.

«Прими смерть, пойми ее, потому что в качестве этой цены, в качестве границы и меры жизни, в каче­стве неотъемлемого ее элемента она есть величайшее из благ, равное и тождественное равному и тождест­венному ей благу жизни; потому что только она спо­собна сообщить жизни ее истинную стоимость; пото­му что жизнь без смерти, без меры и границы не толь­ко не имела бы в твоих глазах никакой цены, но была бы бесконечностью куда более невыносимой и ужас­ной, чем самый невыносимый и ужасный конец».

В конечном счете каждый из нас рано или поздно начинает размышлять о смерти, чтобы решить для себя, не что есть смерть вообще, которую он так или иначе наблюдает, о которой читал и слышал, то есть смерть других, людей и животных, но его собствен­ная смерть... Большая беда наша в том, что эта проблема возникает перед нами по большей части тогда, когда смерть встала рядом с нами, когда уже поздно что-либо решать, ибо решение предполагает изменение того, что сейчас в терминах модной науки получило название «стратегия нашего поведения», предполагает будущее, которого, собственно, больше нет. Мы сожалеем, что прожили так, что могли бы и должны были жить иначе, чем прожили, что если бы у нас было еще время, было будущее, мы бы не повторили прежних ошибок, изменили всю нашу жизнь с тем, чтобы, когда придет последний час, иметь возможность сказать себе: мы прожили не зря, за такую жизнь не грех заплатить и смертью.

Проблема смерти, проблема страха смерти и стра­ха небытия может быть удовлетворительно разре­шена, в зависимости от разрешения проблемы на­полнения нашего настоящего жизнью, наполнения настоящей жизни настоящей жизнью. Значит, нужно обратиться не к прошлому, не к будущему, а к настоящему. И если нам удастся в нем найти возможность жизни, если мы в нем будем жить не ради того, чтобы жить завтра или послезавтра, мы удовлетворительно решим и проблему смерти.

И, выбирая путь, созидая свое настоящее, наполняя его, человек сам окажется способным выбирать, наполнять свое будущее, ра­ботать на него единственно достойным образом, то есть созидать его, иметь его.

Содержание смысла жизни - в свободной самореализации и саморазвитии своей ин­дивидуальности. Процесс поиска смысла абсолютно совпадает с его реализацией. Смерть – не делает жизнь бессмысленной. Смерть – это осознание своего временного пребы­вания на земле. Смерть – это острое ощущение и осознание конечности своего бытия, мимолетности своего пребывания на Земле. Смерть – такая же ценность как и жизнь. Благодаря смерти человек обретает смысл жизни.

Свобода - это самоосуществление, саморазвитие человеком своего Я, своей инди­видуальности. Свобода - это реализация смысла жизни в рамках исторических условий и индивидуальных спо­собностей. Свободная реализация смысла жизни приводит человека к наибольшей удовлетворенности своим бытием, т е. к сча­стью.

Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности, восприятие и осознание ценности сво­его бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни, вызванные осуществлением человеком своего предназначения. Это праздник души. Никто, конечно, не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение.

. Счастье - это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся в настоящем, - утверждал Б. Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит. Мы так легкомысленны, считал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственно существующего в действительности. Это потому, что настоящее обычно ранит нас.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных