ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные формы культуры человека.15.1.Понятие «культура».
Данная проблема является центральной для философской антропологии без понимания сущности и основных функций культуры трудно адекватно эксплицировать содержание понятия «человек. Познание феномена человека, экспликация его содержания и сущности возможно на основе познания феномена культуры и ее сущностных характеристик. Содержание понятий «культура» и «человек» в своих предельных основаниях совпадает. Ребенок, как представитель рода человеческого, становится человеком тогда, когда он в совместной деятельности и общении с другими людьми осваивает все богатство человеческой культуры. Дети, изолированные от культуры («ситуация Маугли»), или дети, от рождения лишенные человеческого общения, не могут реализовать своих потенций развития как человека. В первом случае ребенок останавливается на уровне развития животного, во втором - на уровне растения. Культура - есть результат реализации и трансценденции свободной индивидуальности. Культура аккумулирует в себе творческие способности и свободу человека. В силу этого сложившаяся культура обладает относительно самостоятельной жизнью, собственной логикой развития, которая, в свою очередь, задает направленность развитию человека. Единство человека и культуры проявляется и в том, что о степени развития культуры можно судить по уровню свободы и достоинства человека, по возможностям, представляемым ею для творческой самореализации свободной индивидуальности. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Но освоение богатства человеческой культуры не осуществляется само собой или посредством социализации. Оно возможно лишь на пути оживления культурных смыслов в своей душе через собственное творчество. Чтобы «распредметить» смыслы культуры, необходима деятельность, адекватная той, которой они создавались. Э. Кассирер считал, что «человек есть животное символическое». Язык, миф, искусство, религия, философия, мораль, право и наука суть «символические формы», с помощью которых человек упорядочивает окружающий его хаос, преобразует, познает, очеловечивает мир, инкарнируя себя в этот мир, тем самым развивая свои «символические формы». Культура - это искусственный, знаково-символический мир, который постоянно пересоздает человек, чтобы поддержать себя в человеческом состоянии, в готовности к творчеству и свободе. Таким образом, сущность культуры - это самопорождение человека культурной деятельностью. Сущность культуры заключается в том, что это социокод, «программа» становления, функционирования и развития человека. Эта программа является открытой, незавершенной, каждое поколение людей ее пересоздает и тем самым развивает. Культура это социокод, в котором в знаково-символической форме зашифрованы смыслы, сущностные силы и творческие способности человека, которые с его помощью передаются от поколения к поколению, постоянно и расширенно воспроизводятся. Каждый человек, максимально развивая свою индивидуальность, свободу и творчество, вносит изменения в социокод, изменяет его содержание. Культура – это социокод человека. Постоянно преобразовывая и создавая культуру, человек остается человеком и развивает себя как человека. В отличие от животного, способность быть человеком не передается генотипом, а творчески развивается самим человеком в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Поэтому современному индивиду необходимо освоить основные культурно-знаковые системы человечества, чтобы стать человеком. В культуре зафиксированы смыслы бытия, творческие силы и способности человека. Преобразуя и создавая культуру, человек развивает их в себе, создает себя как человека. Человеком можно стать тогда и только тогда, когда освоишь все богатство культуры человечества. Человек есть творец культуры и лишь в силу этого обстоятельства он – творение культуры. Культура - это органическая система всех форм культуры человека. Форма культуры или культурно-знаковая система – это совокупность знаков и символов, культурный текст, в котором закодированы программы развития творческих сил и способностей человека. Содержание каждой культурно-знаковой системы зафиксировано специфическими знаками и символами, то есть, каждая культурно-знаковая система имеет свои специфический язык. В отличие от генотипа, социокод не передается генетически, а творчески воспроизводится самим индивидом в процессе совместной деятельности с другими людьми, общения и самодеятельности. Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотношении со смыслом всего сущего. Перед человеком культура предстает как смысловой мир, воплощенный в знаках и символах. Преобразованные, «обработанные» физически и духовно человеком вещи, процессы, явления выступают в качестве носителей смыслов и, таким образом, превращаются в знаки. Знак есть ничто иное, как предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Человек живет не столько в мире вещей, сколько в мире знаков и символов. Символ – в переводе с греческого языка означает опознавательная примета. Символ есть образ, в котором присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему. Смысл символа нельзя расшифровать простым усилием разума, в него надо вжиться. Если знак однозначен, то символ многозначен, и чем содержательнее символ, тем он более многозначен. Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупность знаков, в которых зашифрована социальная информация, вложенное в них людьми содержание, значение, смыслы отношения человека с миром и самим собой Понимать явления культуры – это значит видеть в них не просто чувственно воспринимаемые вещи, но и их невидимый субъективный смысл. Именно потому, что явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно осмысливать, декодировать и интегрировать, оно становится фактом культуры. Символами, носителями особого смысла становятся и сами люди. Знаки выступают как «материальная оболочка» человеческих мыслей, эмоций, чувств, желани й. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|