Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные формы культуры человека.




15.1.Понятие «культура».

 

Данная проблема является центральной для философской антропологии без пони­мания сущности и основных функций культуры трудно адекватно экспли­цировать содержание понятия «человек. Познание феномена человека, экспликация его содержания и сущно­сти возможно на основе познания феномена культуры и ее сущностных ха­рактеристик. Содержание понятий «культура» и «человек» в своих пре­дельных основаниях совпадает. Ребенок, как представитель рода человече­ского, становится человеком тогда, когда он в совместной деятельности и общении с другими людьми осваивает все богатство человеческой культу­ры. Дети, изолированные от культуры («ситуация Маугли»), или дети, от рождения лишенные человеческого общения, не могут реализовать своих потенций развития как человека. В первом случае ребенок останавливается на уровне развития животного, во втором - на уровне растения.

Культура - есть результат реализации и трансценденции свободной ин­дивидуальности. Культура аккумулирует в себе творческие способности и свободу человека. В силу этого сложившаяся культура обладает относи­тельно самостоятельной жизнью, собственной логикой развития, которая, в свою очередь, задает направленность развитию человека. Единство человека и культуры проявляется и в том, что о степени развития культуры можно судить по уровню свободы и дос­тоинства человека, по возможностям, представляемым ею для творческой самореализации свободной индивидуальности. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Но освоение бо­гатства человеческой культуры не осуществляется само собой или посред­ством социализации. Оно возможно лишь на пути оживления культурных смыслов в своей душе через собственное творчество. Чтобы «распредметить» смыслы культуры, необходима деятельность, адекватная той, кото­рой они создавались.

Э. Кассирер считал, что «человек есть животное символическое». Язык, миф, искусство, религия, философия, мораль, право и наука суть «символические формы», с помощью которых человек упорядочивает ок­ружающий его хаос, преобразует, познает, очеловечивает мир, инкарнируя себя в этот мир, тем самым развивая свои «символические формы».

Культура - это искусственный, знаково-символический мир, который постоянно пересоздает человек, чтобы поддержать себя в человеческом со­стоянии, в готовности к творчеству и свободе. Таким образом, сущность культуры - это самопорождение человека культурной деятельностью. Сущность культуры заключается в том, что это социокод, «програм­ма» становления, функционирования и развития человека. Эта программа является открытой, незавершенной, каждое поколение людей ее пересозда­ет и тем самым развивает.

Культура это социокод, в котором в знаково-символической форме зашифрованы смыслы, сущностные силы и творче­ские способности человека, которые с его помощью передаются от поколе­ния к поколению, постоянно и расширенно воспроизводятся. Каждый человек, максимально развивая свою индивидуальность, свободу и творчест­во, вносит изменения в социокод, изменяет его содержание. Культура – это социокод человека. Постоянно преобразовывая и создавая культуру, человек остается человеком и развивает себя как человека. В отличие от животного, способность быть человеком не передается генотипом, а творчески развивается самим человеком в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Поэтому современному индивиду необходимо освоить основные культурно-знаковые системы человечества, чтобы стать человеком.

В культуре зафиксированы смыслы бытия, творческие силы и способности человека. Преобразуя и создавая культуру, человек развивает их в себе, создает себя как человека. Человеком можно стать тогда и только тогда, когда освоишь все богатство культуры человечества. Человек есть творец культуры и лишь в силу этого обстоятельства он – творение культуры. Культура - это органическая система всех форм культуры человека. Форма культуры или культурно-знаковая система – это совокупность знаков и символов, культурный текст, в котором закодированы программы развития творческих сил и способностей человека. Содержание каждой культурно-знаковой системы зафиксировано специфическими знаками и символами, то есть, каждая культурно-знаковая система имеет свои специфический язык.

В отличие от генотипа, социокод не передается генетически, а творчески воспроизводится самим индивидом в процессе совместной деятельности с другими людьми, общения и самодеятельности. Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотношении со смыслом всего сущего. Перед человеком культура предстает как смысловой мир, воплощенный в знаках и символах.

Преобразованные, «обработанные» физически и духовно человеком вещи, процессы, явления выступают в качестве носителей смыслов и, таким образом, превращаются в знаки. Знак есть ничто иное, как предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Человек живет не столько в мире вещей, сколько в мире знаков и символов.

Символ – в переводе с греческого языка означает опознавательная примета. Символ есть образ, в котором присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему. Смысл символа нельзя расшифровать простым усилием разума, в него надо вжиться. Если знак однозначен, то символ многозначен, и чем содержательнее символ, тем он более многозначен. Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупность знаков, в которых зашифрована социальная информация, вложенное в них людьми содержание, значение, смыслы отношения человека с миром и самим собой

Понимать явления культуры – это значит видеть в них не просто чувственно воспринимаемые вещи, но и их невидимый субъективный смысл. Именно потому, что явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно осмысливать, декодировать и интегрировать, оно становится фактом культуры. Символами, носителями особого смысла становятся и сами люди. Знаки выступают как «материальная оболочка» человеческих мыслей, эмоций, чувств, желани й.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных