ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема истины, истина и заблуждение, знание и вера, истина и вера.
10.1. Что я могу знать? Познание как предмет философского анализа, субъект и объект познания. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Философия познания – гносеология. Эпистемология – учение о получении новых знаний.
Теория познания или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная теория познания строится на теории отражения. В философии существуют три основных точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира. Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера, темперамента и т.д. Фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же - это конкретные аспекты, на которое направлено острие ищущей мысли. Движущей силой познания является практика. Практика - это материальная, предметно-чувственная преобразующая деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к познанию она играет троякую роль. Во - первых является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она - цель познания. В -третьих она служит мерилом, критерием истинности результатов. Понятие субъект первоначально (напр., у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состояний и действий и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. (Субстанция - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающееся и саморазвивающееся начало). Начиная с 17 в. понятие объект как и соотносительное с ним – субъект, стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под субъектом ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена активность субъекта в его предметно - практической и познавательной деятельности. Объект – часть действительности, которая вовлечена в орбиту человеческой деятельности и преобразована в ней. Познание – деятельность субъекта, который с помощью сознания и интуиции получает знания относительно объекта. Познание – отражающая и конструирующая деятельность человека. Сознание ее главное средство, а знания ее – результат. Практика – это предметно – практическая преобразовательная деятельность человека. Познание – это воспроизведение в человеческих знаниях в системе понятий внутренних, необходимых и существенных связей бытия, т.е. законов. Закон – повторяющаяся, необходимая и существующая связь. Наука – особый вид духовного производства, производство истинного теоретически разработанного знания, т.е. наука = знания + деятельность по получению этих знаний. Рациональность – совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Парадигма – пример, образец, теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, модель решения проблем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|