Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психика неотделима от поведения.




ПОВЕДЕНИЕ – совокупность проявления внешней активности, направленной на установление связей с внешней средой. Психика + поведение = психическая деятельность.

Формы поведения: индивидуальное (локомоции, исследовательское, защитное, гигиеническое, кормовое, манипуляторное,…) репродуктивное, социальное.

Реагирова­ние на воздействие осуществляется посредством нервной системы, которая в плане филогенеза имеет несколько уровней развития и соответственно на каждом уровне есть свои формы поведения.

По мере эволюционного развития животных большие полушария начинают играть ведущую роль в регуляции индивидуально-изменчивого поведения.

Существуют 2 линии развития психики: 1) филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальная); 2) онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида (более конкретная и короткая для определённой особи); Психика развивается по биологическим законам, т.е. развитие идёт по ступеням усовершенствования.

ФИЛОГЕНЕЗ - историческое формирование группы организмов (phyle - род, племя genos – происхождение).

Одну из гипотез, касающуюся последовательности возникновения в филогенезе различных форм психики предложил А. Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики», выделив 6 этапов. Коротко обозначим их:

· первый этапдопсихический этап, знаменует собой возникновение жизни;

· второй этапэтап сенсорной психики;

· третий этапэтап перцептивной психики;

· четвертый этап характеризуется возникновением интеллекта;

· пятый этап связан с возникновением сознания;

· шестой этап связан с возникновением мышления и речи.

Основным в этой теории является принцип отражения. Так, вся материя, начиная от неорганической, и кончая самой сложной - человеческим мозгом, обладает всеобщим свойством - отражения, т. е. способностью отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

Простейший примеры отражения можно обнаружить и в неорганической природе: солнечный луч, отражаемый от поверхности воды.

Это всего лишь механическое отражение. Но форма отражения качественно изменяется при переходе к живой материи. Живой материи присущи биологические формы отражения. Самой простейшей, допсихической формой отражения может выступать явление обмена веществ и раздражимость к веществам, необходимым для поддержания существования.

 

Одна из групп гипотез в современной отечественной психологии получила наибольшее распространение и признание. Это гипотеза А.Н. Леонтьева. В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Но эти нейтральные воздействия находятся в объективной устойчивой связи с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.

Развитие способности к отражению биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связано с качественно иной формой активности живых существ – поведением. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. До этого, процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т.д. Теперь появляется как бы вставленная активность. Она «вставлена» между актуальной ситуацией и биологическим жизненно важным фактом – обменом веществ. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, сразу. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способен формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Теперь необходимо ввести 2 фундаментальных понятия, которые непосредственно связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия (например, раздражимость корней растения к питательным веществам, раздражимость простейших к разрушающим прикосновениям и т.д.). Чувствительность – это способность организмов реагировать (отражать) на воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Когда речь идет о чувствительность, «отражение», согласно А.Н. Леонтьеву, имеет 2 аспекта: субъективный и объективный. В объективном смысле, «отражать» - значит реагировать (прежде всего, двигательно) на данный агент (раздражитель). Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Раздражимость же, субъективного аспекта не имеет.

Одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать её и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Итак, всё вышесказанное позволяет нам дать ответ на вопрос: почему в ходе биологической эволюции возникла психика: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к окружающей среде. Теперь необходимо ответить на вопрос: как возникла психика?

Согласно предположению А.Н. Леонтьева толчком к появлению психического отражения (чувствительности)мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде (первичный бульон питательных веществ, где все раздражители являлись биотическими) к среде дискретных, вещно – оформленных объектов (где некоторые воздействия перестали быть биологически значимыми сами по себе, но остались в объективной связи с биотическими агентами, поэтому организм продолжал на них реагировать). Важно отметить, что вместе с чувствительностью появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды. Естественно, что появиться и получить дальнейшее развитие этот тип отражения мог лишь в условиях, где существовала устойчивая связь между объектами или их отдельными свойствами. Такую устойчивую связь и обеспечивала вещно – оформленная среда.

Главные тенденции развития психики в филогенезе:

ü усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

ü совершенствование способности к индивидуальному научению;

ü усложнение форм психического отражения.

Необходимо отметить, что как показал Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. А новая форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным дальнейшее её развитие.

По мнению А.Н. Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных начала складываться в вещно – оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т.е. целыми ситуациями, и обеспечивалась отражением отдельных предметов.

Стадии эволюционного развития психики.

Алексей НиколаевичЛеонтьев выделяет в эволюционном развитии психики 3 стадии: 1 – стадию элементарной сенсорной психики; 2 – стадию перцептивной психики; 3 – стадию интеллекта.

Курт Эрнестович Фабри сохраняет лишь первые 2 стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики, по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих. Затем Фабри вводит деление каждой стадии по крайне мере на 2 уровня: высший и низший, допуская возможность существования и промежуточных уровней.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных