Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория возникновения психики Алексея Николаевича Леонтьева




 

Элементарная сенсорная психика. Как представляется мир для нас с вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой, представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей. На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности соответствует сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем - ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера - поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищаться его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и пытаться с ней расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный раздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным. Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии животные видят мир в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни особи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте.Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты.Инстинкт - автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях.Навыки. Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменяться многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть. Интеллект. Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им неоднократно, повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают. На потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу. Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения:1) отсутствие длительных безрезультатных действий;2) после обнаружения верного решения вся операция проходит как единый целостный акт;3) найденное решение потом всегда применяется в аналогичных случаях;4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах, но и в их естественных условиях; Леонтьев назвал такую деятельность двухвазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри (советский зоопсихолог) о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями (т.е. подготовленными к определенной активности) гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь. Главные отличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит в следующем:1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза;2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем;3) использованное в данной ситуации орудие теряет всякое значение в любой другой ситуации;4) животные не сохраняют использованных орудий, они лишь накапливают навыки пользования ими; Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это ставит под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы подошли к самому важному вопросу: как возникла высшая форма отражения действительности - человеческое сознание.Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде. Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления - высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды приобретённый опыт от одной особи к другой, в то время, как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом, они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитию мышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельной речи. Появление и совершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики: для успешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется память. В процессе труда человек работает какими-то частями своего тела, конечностями - развивается точная координация движений, внимание, зоркость. Таким образом, в результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми.

 

Курт Эрнестович Фабри (советский зоопсихолог) каждый уровень (сенсорный и перцептивный) разделил на низший и высший. И определил, что:

1. На низшем уровне элементарной сенсорной психике находятся простейшие. Поведение представлено таксисами. Пластичность поведения простейших низкая. Однако способность к индивидуальному изменению генетически фиксированных форм поведения путем научения есть, хотя и выражена у простейших слабо. Все же эту способность, хотя бы в элементарных формах, можно считать доказанной. Например, если держать парамеции некоторое время в треугольном сосуде, то они сохраняют привычный путь передвижения вдоль стенок со­суда и после их пересаживания в сосуд округлой формы. Возможно, здесь элементарная форма научения – привыкание (габитуация). У высших представителей простейших, возможно, существуют и зачат­ки ассоциативного научения.

Например, при заплыве в освещенную зону животное наказывалось ударами электрического тока. Эффект избегания освещенной зоны сохра­нялся в этом случае 20 минут.

2.Высшего уровня элементарной сенсорной психики достигло большое количество многоклеточных беспозвоночных. Но часть низших многоклеточ­ных беспозвоночных находится в основном на том же уровне психического развития, что и многие простейшие. Это кишечнополостные и низшие черви и губки. Неподвижный образ жизни губок привел даже к редукции их внеш­ней активности.

Для животных данного типа характерны активные формы передвижения, поиск пищи, некоторые могут вести хищный образ жизни. У некоторых видов кольчатых червей имеются сложно устроенные глаза, снабженные хрусталиком. У дождевого червя же нет вообще никаких специальных органов светочувствительности, ему свойственен только отрицательный фототаксис (движение от света), а функции светоощущения выполняют рассеянные в коже светочувствительные клетки.

Некоторые представители низших беспозвоночных демонстрируют сложные формы поведения- строят себе укрытия "домики". у них появляются элементы общения, брачное поведение, агрессивность.

Поведение многих беспозвоночных характеризуется малой пластичностью. Индивидуальный опыт и научение играет в их жизни еще небольшую роль. Ассоциативные связи формируются с трудом и результаты научения (в основном, привыкания) сохраняются недолго. Американский зоопсихолог Р.Йеркс показал в своих опытах, что дождевые черви способны заползать в нужный рукав лабиринта после 120-180 опытов.

Таким образом, у высших представителей группы беспозвоночных наряду с простейшими формами поведения, свойственными более примитивным животным, впервые появляются зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения, общения.

3. На низшем уровне развития перцептивной психики находятся высшие беспозвоночные (головоногие моллюски, членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые). Самый многочисленный класс - насекомые - первые наземные животные - обитают повсеместно, что обусловливает многообразие форм и способов приспособления к среде.

Характерным для них является большое количество степеней свободы при движениях. Насекомые способны благодаря развитой мускулатуре и сложной организации двигательного аппарата ползать, бегать по вертикальной и горизонтальной поверхности, прыгать, летать, двигаться в толще грунта и т.п. Основу первой системы составляют ганглии, связанные друг с другом нервными стволами. В переднем отделе надглядоточного узла находятся ассоциативные и координационные центры, наиболее развитые у насекомых с особенно сложным поведением (пчелы, муравьи). Большую роль в жизни насекомых играет зрение. Наилучшим образом они видят подвижные объекты или неподвижные предметы во время собственного движения. Спектр цветового зрения у насекомых шире, чем у человека за счет присутствия ультрафиолетового сектора.

Ориентируются насекомые также с помощью таксисов, дополняемых рядом других факторов. Важным элементом перцептивной психики является восприятие формы, которое невозможно на уровне элементарной сенсорной психике пчелы способны распознавать фигуры непосредственно по их графическим признакам.

У высших беспозвоночных более развиты формы поведения, наблюдаемые в зачаточном состоянии у некоторых низших многоклеточных беспозвоночных. Общение у высших беспозвоночных проявляется в сложных формах, посредством специальных сигнальных действий, передаваемых по разным сенсорным каналам. Муравьи и пчелы отличаются дифференцированной структурой сообществ, разделением функций (распределением пищедобывательной, защитной воспроизводящей функций между отдельными особями). У муравьев ведущей сигнальной чувствительностью является химическая. По запаху муравь узнают "своих" и "чужих", ориентируются при кормлении личинок, в случае опасности выделяют вещества, служащие сигналом тревоги. У пчел информация передается комплексно - по оптическому, тактильному, вибрационному, акустическому и химическому каналам.

Большое значение в сложных формах поведения имеют ритуальные двигательные акты (брачные ритуалы, танцы пчел и др.), а также территориальное поведение, в ходе которого животное-хозяин своим видом, голосом и запахом дает знать о том, что данный участок "занят". При этом животное метит своими выделениями или другими знаками (содранная кора деревьев, вытоптанная трава) территорию и защищает ее от соплеменников. Часто такое поведение приурочено к периоду размножения.

Роль инстинкта и научения в поведении насекомых определяется тем, что инстинктивные реакции всегда сопровождаются элементами индивидуально приобретаемого опыта, способность к которому чаще всего связана с ориентацией в пространстве и добыванием пищи. Исследования показали, что интерирентация передвижений в танце пчелы информирует о расстоянии и направлении полета к источнику пищи и возможна лишь в том случае если пчела до этого научилась соотносить местонахождение корма с информацией из танца.

Таким образом, накопление индивидуального опыта, научение играют на этом этапе существенную роль, но все еще занимают подчиненное положение по отношению к инстинктивному поведению.

4. Высший уровень развития перцептивной психики. В мире животных процесс эволюции привел к трем вершинам: позво­ночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных наблюдаются наиболее сложные формы поведения и психического отражения.

Эти животные способны к предметному восприятию. Но только у выс­ших позвоночных обнаруживаются наиболее сложные проявления психической деятельности.

Млекопитающие очень редко приспосабливаются к изменениям окружаю­щей среды обычным путем (т.е. изменением своих органов). Чаще это про­исходит путем быстрого изменения прежних привычек.

Высшего уровня развития перцептивной психики в процессе эволюции достигли позвоночные, общим признаком которых является внутренний осевой скелет в виде стержня. Позвоночные подразделяются на классы круглоротых (миноги), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Последние два класса относятся к высшим позвоночным.

Уже у самых примитивных позвоночных имеются все пять отделов головного мозга. На этой стадии развития приспособление к быстро меняющимся условиям существования происходит путем адекватного изменения прежних способов поведения и образования новых, отвечающих изменившимся условиям, навыков и привычек.

По сравнению с членистоногими костно-мышечный скелет позвоночных более прогрессивен, что обусловлено, по мнению Н.А.Бернштейна, усложнением возникающих перед организмом двигательных задач, возрастанием разнообразных реакций, требующих точности и дифференциации движений. Конечности высших позвоночных, основная функция которых - опорно-локомоторная, приспособлены также к разнообразным формам манипулирования с предметами. Действия с предметами передними конечностями, превращающееся у приматов в орудийную деятельность, стали важными предпосылками зарождения трудовых действий у древних людей. Познавательное значение манипулирования определяется возможностью комплексного (оптического, ольфакторного, тактильного, кинестетического и пр.) обследования предмета, что дает наиболее полную информацию, необходимую для развития высших форм психической активности.

Разновидностью манипулятивного поведения считается так называемое поведение, которое служит уходу за телом животного и выражает некоторое состояние животного. Сюда относят: очищение тела, почесывание, потряхивание, купание, катание по субстрату и др. Эти движения являются видотипичными.

Сенсорные способности позвоночных представлены хорошо развитыми органами слуха, зрения, равновесия, вкуса термической чувствительности и пр. особенно развито обоняние. Так, бурый медведь чувствует на расстоянии 20 м мед, зарытый в землю на глубину 50 см.

Зрение лучше всего развито у птиц и приматов, у которых оно играет важную роль в пищеподобывательном, оборонительном и -других видах поведения, при ориентации мигрирующих животных. Сокол способен увидеть добычу на расстоянии полутора километров. Вместе с тем, птицы, живущие в густых лесах не обладают таким развитым зрением. Все это свидетельствует о том, что развитие сенсорных тесно связано с образом жизни, который ведут те или иные животные.

Исследования показали, что позвоночные способны к полноненному восприятию формы и зрительному обобщению. Подобные зрительные обобщения обнаруживается в явлениях "экстраполяции", которые описал Л.В.Крушинский. В ряду случаев животные способны, проследить за движением предмета, скрывшегося за ширму, ориентироваться затем на ожидаемый путь его передвижения.

На такое поведение способны животные, в естественных условиях охотящиеся за прячущейся добычей. Л.Тингли проводил опыт по методу стереотипных реакций. На глазах у шимпанзе прятались бананы, затем их незаметно для - животного подменяли менее привлекательным кормом (капустой). Обезьяна без труда находила зелень, но медлила ее брать и продолжала с визгом поиски. Таким образом, обезьяна искала фрукты, руководствуясь зрительным представлением. Наличие у позвоночных представлений придает их поведению гибкость и повышает эффективность действий на поисковых этапах поведения.

Большой сложности у высших позвоночных достигают процессы общения. Наряду с уже описанной передачей сообщения химическим путем (метки территории, следы), эти животные обладают сложными оптическими формами коммуникации. Животные обмениваются различными ритуальными движениями и позами. Например, ритуал "импонирования" выражает превосходство одной особи над другой и вызывает у последней реакции "покорности", что исключает возможность столкновения между животными.

Акустическое общение также отличается сложностью и разнообразием (крики, песни птиц, шум от движения крыльев, постукивание дятлов по дереву). Эти сигналы служат оповещению других особей о физиологическом состоянии, появлении врага, наличии пищи, о занятости участка. Пример территориальных криков перекликающиеся петухи, разделенные большим расстоянием и невидящие друг друга.

Высшие формы позвоночных отличаются значительной пластичностью поведения. П ластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка и возможности переноса навыка в новых условиях, т.е. индивидуальный опыт животных может использоваться при изменении условий среды. В одном эксперименте крыса, освоившая сухопутный лабиринт, без труда проплыла правильный маршрут, после того, как лабиринт был заполнен водой. При этом произошел перенос в моторной сфере при сохранении прежней ориентации в пространстве. Т.о. сложные навыки и их пластичность служат основой для развития высших форм психической деятельности животных.

 

5. А.Н. Леонтьев предположил наличие еще и пятого уровня психики у животных: некоего предсознательного у высших приматов. Эксперименты с зеркалами действительно показывают, что шимпанзе и орангутаны способны реагировать на собственное раскрашенное изображение в зеркале достаточно пристально, однако наличие зачатков у них второй сигнальной системы (связанной с сознанием) наукой официально не доказано.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных