Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценка доходности бизнеса




В широком смысле слова понятие «рентабельность» означает прибыль­ность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки произ­водства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, доста­точную для нормального функционирования предприятия.

Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприя­тия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. При расчете коэффициентов рентабельности для оценки экономического эффекта можно сопоставлять размер полученной прибыли с величи­ной ресурсов или затрат. Но целесообразнее соотносить прибыль не только с ресурсами (затратами), но и с совокупным доходом в виде выручки от текущей деятельности.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности);

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);

3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала и др.).

На практике чаще рассчитываются показатели эффектив­ности в соответствии с затратной концепцией.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле:

, (5)

где RП – рентабельность продукции;

ПР – прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

З – затраты по реализованной продукции

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Показатель позволяет планировать прибыль и цены.

Рентабельность операционной деятельности (RОД) рассчитывается по формуле:

, (6)

где БП – брутто-прибыль предприятия;

ЗОД – затраты по операционной деятельности

Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты работы предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

Рентабельность продаж (оборота - RОБ) рассчитывается по формуле:

, (7)

где В – выручка от реализации продукции, работ и услуг.

Она характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Показатель применяется для контроля за ценами, себестоимостью продукции, объемом реализации.

Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) – отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме капитала.

Рентабельность совокупного капитала показывает, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы. Она характеризует доходность всех активов:

RСК = П / СК *100%, (8)

где СК - среднегодовая стоимость совокупного капитала.

Рентабельность операционного капитала, непосредственно задействованного в основной (операционной) деятельности предприятия, рассчитывается следующим образом:

RОК = П / ОК·100%, (9)

где СК - среднегодовая стоимость операционного капитала.

В состав операционного капитала не включают основные средства непроизводственного назначения, неустановленное оборудование, остатки незаконченного капитального строительства, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, ссуды для работников предприятия.

Для оценки эффективности использования капитала предприятия используется показатель эффективности использования заемного капитала или эффект финансового рычага:

ЭФР = [RК- Цзк ] (1-Кн) * ЗК / СК, (10)

где RК - экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы брутто-прибыли к среднегодовой сумме всего капитала), %;

Цзк – средневзвешенная цена заемных ресурсов (отношение расходов по обслуживанию долговых обязательств к среднегодовой сумме заемных средств), %;

Кн - коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов из прибыли к сумме брутто-прибыли) в виде десятичной дроби;

ЗК - среднегодовая сумма заемного капитала;

СК - среднегодовая сумма собственного капитала.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

Обобщенным показателем эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия служит рентабельность собственного капитала - это показатель эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности:

RК = ЧП / К ·100%, (11)

где К - среднегодовая стоимость собственного капитала.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных