ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТАВОК МЕЛКОГАБАРИТНОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИЦель работы: получение навыков построения поэтапного логистического процесса во внешнеэкономической деятельности на примере организации поставок мелкогабаритной техники. Требуется рассмотреть поэтапно логистические процессы во внешнеэкономической деятельности на примере организации поставок мелкогабаритной техники из Китая в Россию. 1. Выбор поставщика A. В современных условиях в качестве основного критерия выбора поставщика следует ориентироваться на качество продукции, которое относится к: а) способности поставщика обеспечивать товары и услуги в соответствии со спецификациями и договорными условиями; б) возможностям удовлетворения требований потребителя. Б. Надежность поставщика - комплексный критерий, включающий следующие параметры: коммерческая честность, четкость, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с фирмой, финансовая стабильность, деловая репутация в своей сфере, соблюдение поставщиком ранее установленных контрактами объемов и сроков поставки мелкогабаритной бытовой техники и т. п. B. Цена, в которой должны учитываться все совокупные затраты на закупку конкретного прибора мелкогабаритной бытовой техники, включающие транспортировку, трансакционные расходы, корректировку изменения курсов валют, таможенные пошлины и сборы. Г. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников о качестве технической помощи, уровне сервиса, об отношениях поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о профессиональной квалификации обслуживающего персонала и т. д. Д. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поскольку в рыночной действительности часто случаются ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа, например в так называемый «высокий сезон» (конец октября - середина декабря), когда существенно повышается спрос на все приборы мелкогабаритной бытовой техники, то поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, являются наиболее приемлемыми для делового сотрудничества. Процедура выбора поставщика заключается в ранжировании пяти вышеуказанных критериев с указанием удельного веса каждого критерия, с выставлением оценки по каждому критерию для каждой рассматриваемой компании, торгующей мелкогабаритной бытовой техникой (например, Nigbo Changer Electron Co., LTD; Midea; Haier). Затем рассчитывается рейтинг данных поставщиков и сравнивается между собой в соответствии с информационными данными табл. 28. Допустим, что поставщики оцениваются по трехбалльной шкале (в принципе, шкала может быть выбрана любая, но слишком большая существенно затрудняет расчеты, хотя дает более точные результаты) со следующими условными обозначениями: 3 - полностью удовлетворяют требованиям; 2 - частично удовлетворяют; 1 - не соответствуют требованиям. Вычисление рейтинга каждого поставщика осуществляется по каждому критерию с учетом удельного веса значимости факторов. В результате расчета получим суммарный рейтинг каждого поставщика (табл. 28).
Таблица 28
Расчет рейтинга поставщиков мелкогабаритной бытовой техники
Анализируя данные, полученные в таблице28, следует сделать вывод, что, несмотря на то что наивысшая оценка по баллам получилась одинаковой (по 14 баллов) у двух компаний - поставщиков мелкогабаритной бытовой техники Nigbo Changer Electron Co., LTD и Midea, выбор останавливаем на компании Midea, поскольку рейтинговая оценка с учетом всех факторов у нее оказалась выше. Китайские заводы, производящие бытовую технику, в том числе и компания Midea, работают круглый год. Срок производства одной партии товара из каталога составляет не более 20 суток. Если товар эксклюзивный со специфическими характеристиками, требующий инженерных, технологических решений, то срок его производства может составить 30 - 35 суток. 2. Определение кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) По классификатору ТН ВЭД приборы мелкогабаритной бытовой техники относятся к разделу XVI, группам 84 и 85. Раздел XVI. Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование, их части; звутозашсьшающая и звуковоспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности. Группа 84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части 8423100000 весы для взвешивания людей; 8423101000 весы бытовые. Группа 85. Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности. 8510000000 электробритвы, машинки для стрижки волос и приспособления для удаления волос со встроенным двигателем; 8516210000 радиаторы теплоаккумулирующие для обогрева пространства и грунта; 8516401000 электроутюги с паровым увлажнением; 8516500000 микроволновые печи; 8516798000 приборы электронагревательные прочие (чайники, пароварки, кашеварки); 8509400000 измельчители пищевых продуктов и миксеры; соковыжималки для фруктов и овощей. Код страны: Китай - 86. Код валюты: USD (долл.) - 840; CNY (юань) - 156. 3. Условия поставки мелкогабаритной бытовой техники от компании Midea из Китая и условия ее оплаты А. Поскольку мелкогабаритная бытовая техника из КНР в основном доставляется судами по морским маршрутам, то возможными условиями поставки являются FOB - порт отгрузки (Nigbo, Shunde, Yantian, Hong Kong, Shanghai, Chi wan) и CIF - порт назначения (Kotka). Условия оплаты мелкогабаритйой техники договорные, например 30% составляет предоплата, остальные 70% оплачиваются в течение 15 дней после отплытия товара из порта отгрузки. Б. Перечень обязательных логистических данных. а) Минимальная партия покупки - 1 контейнер, в таблице 29 и 10.7 соответственно представлено количество и вес приборов мелкогабаритной бытовой техники, вмещающихся в разные типы контейнеров при достаточно плотной загрузке. б) Упаковка и маркировка: мелкогабаритная бытовая техника располагается на стандартных европалетах 120 х 80, обтянутая полиэтиленом. в) Сопроводительные документы: коносамент, инвойс, упаковочный лист, сертификат соответствия. г) Способ доставки: из порта в Китайской Народной Республике морским транспортом до финского порта Котка, затем автомобильным транспортом до одной из московских таможен. Количество мелкогабаритной бытовой техники в контейнере (шт.) и вес полезного груза мелкогабаритной бытовой техники в контейнере (кг) приведены соответственно в таблице 29 и 30
Таблица 29
Количество мелкогабаритной бытовой техники в контейнере, шт.
Таблица 30
Вес полезного груза (мелкогабаритной бытовой техники) в контейнере, кг
4. Типичные проблемы с поставщиками мелкогабаритной бытовой техники из КНР и основные методы их преодоления На данный момент времени существуют следующие основные негативные аспекты в работе с китайскими заводами - поставщиками мелко габаритной бытовой техники: а) недействительность сертификатов соответствия Китайской Народной Республики в Российской Федерации; б) относительно плохое качество полиэтиленовой упаковки (завод экономит на качественной упаковке, товар упаковывается в тонкий полиэтилен, что приводит к порче товара, потере товарного вида и т. д.); в) неполное соответствие выпускаемой техники заданным параметрам (заводы в целях экономии предпочитают использовать низкосортную пластмассу, полученную из вторичного сырья, что приводит к отравлению людей при использовании данного прибора, некачественные металлические сплавы, что вызывает возгорание, чаще всего это чайники); г) гонясь за низкими ценами на китайскую мелкогабаритную бытовую технику и личной прибылью, отечественные бизнесмены часто не обращают своего внимания на указанные негативные моменты. В настоящее время возможно рекомендовать следующие пути решения перечисленных выше негативных аспектов: а) сертифицировать товар на территории РФ с получением долгосрочного сертификата на весь модельный ряд; б) отслеживать качество упаковки через закрепление свойств упаковки в контракте, при нарушениях своевременно предъявлять претензии, требовать возмещения ущерба и осуществлять подробный инструктаж менеджеров по продажам мелкогабаритной бытовой техники о качестве и прочности упаковки; в) составлять подробную спецификацию на каждый вид товара в отдельности с указанием качества потребляемых в процессе производства ресурсов, материалов, полуфабрикатов, высылать своего представителя на китайский завод для отслеживания проведения тестовых работ на каждую новую модель; г) выявлять и лишать недобросовестных предпринимателей лицензии заниматься внешнеэкономической деятельностью. 5. Выбор вида транспорта, транспортных средств и перевозчиков при доставке мелкогабаритной бытовой техники из Китая А. Особенности транспортировки мелкогабаритной бытовой техники из Китая в Россию. Мелкогабаритная бытовая техника, произведенная в КНР, является продуктом относительно низкой ценовой категории, направленной на покупателя с небольшим уровнем достатка и соответственно платежеспособного спроса. Для того чтобы привезти такую технику в Россию по относительно низким ценам, существует несколько путей транспортировки: а) перевозку осуществлять морским транспортом из Китая до финского порта Котка или до Калининграда, далее грузовым автомобильным транспортом осуществлять доставку до Москвы или до Санкт-Петербурга (в зависимости от того, где у компании находятся консолидационные склады), а дальше автомобильным или железнодорожным транспортом осуществлять развоз по регионам; б) перевозку осуществлять по морю до таможенного терминала порта Восточный в Приморском крае, по регионам производить развоз либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом; в) перевозку осуществлять по международному транспортному коридору Север - Юг, который состоит из морского участка до портов Персидского залива, сухопутного отрезка по территории Ирана, далее Каспийским морем до Астрахани и, наконец, по реке Волга. Этот маршрут примерно в 2,5 раза короче, чем путь через Суэцкий канал, Средиземное море с перегрузкой на автомобильный транспорт в Финляндии или Санкт-Петербурге; г) перевозку осуществлять железнодорожным транспортом по Китайской Народной Республике до Владивостока, таможенную очистку товара производить в таможенном терминале порта Восточный, а затем железнодорожным транспортом доставлять товар до Москвы; д) перевозку осуществлять по Северному морскому пути (СМП), географическим преимуществом которого является более короткий маршрут по сравнению с южным маршрутом (через Суэцкий канал с его существенными ограничениями по размерам и осадкам морских судов), что может обеспечить конкурентоспособные перевозки грузов между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским экономическими регионами в таблице 31.
Таблица 31
Сравнительная характеристика СМП и традиционных маршрутов*
В таблице 32 приведены основные преимущества и недостатки различных вариантов контейнерной перевозки морским и железнодорожным транспортом. Как видно из информационных данных таблице 32, оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Чтобы осуществить окончательный выбор и принять решение, необходимо дополнительно упомянуть о следующих особенностях: 1) таможенный терминал порта Восточный является достаточно загруженным (например, в конце и начале календарного года), поэтому груз, подлежащий таможенной очистке, может задержаться на терминале на одну - две недели, что весьма существенно повлияет на транзитное время перевозки.
Таблица 32
Анализ преимуществ и недостатков вариантов перевозки различными видами транспорта
Причем следует отметить, что время задержки на терминале не поддается планированию, поэтому ни одна транспортно-экспедиторская компания не сможет гарантировать доставку товаров в срок, обозначенный в договоре на перевозку. Учитывая этот факт, транзитное время при перевозке оказывается нелегко прогнозируемым; 2) существенным недостатком железнодорожных перевозок является ограниченность компаний-перевозчиков. Российская железная дорога (РЖД) является монополистом на российском рынке, поэтому компаниям – импортерам мелкогабаритной бытовой техники приходится считаться с относительно жесткими условиями перевозок, предоставленных ею. Эти условия, как показала практика, не всегда являются выгодными компаниям-импортерам; 3) по указанию Правительства РФ разработан проект «Комплекс: ное развитие СМП и его использование на коммерческой основе». Базовая идея проекта состоит в том, что в процессе неизбежного оживления экономики Арктической зоны, роста локальных и транзитных грузопотоков, комплексного развития СМП и обеспечивающей инфраструктуры может быть создана устойчиво самоокупаемая арктическая транспортная система под надежным государственным контролем в области безопасности мореплавания и экологии. Реализация указанного проекта по Северному морскому пути в настоящее время еще не завершена. Принимая во внимание три вышеизложенных факта и комментарии к ним, компании - импортеры мелкогабаритной бытовой техники из Китая, такие как, например, «Мир», «M-Видео», «Эльдорадо» и др., пользуются услугами контейнерных перевозчиков морским транспортом до финского порта Котка, а затем автомобильным транспортом до Москвы. Б. Главные факторы, влияющие на выбор перевозчиков для фирмы, перечислены в схеме на рисунке 8.
Рисунок 8. Факторы, влияющие на выбор перевозчика
Основными перевозчиками, предоставляющими услуги по перевозке морским транспортом, хорошо представленными в Китае, являются судоходные компании CMA-CGM, Nedlloyd, Hapaglloyd, Kkline, OOCL, Panalpina. Все эти компании, за исключением последней, имеют свои суда и места в разных портах. Компания Panalpina не имеет собственного парка морских судов, она фрахтует места на судах всех вышеперечисленных судоходных компаний и при этом предлагает достаточно конкурентоспособные цены за фрахт (например, приведенные в таблице 33 тарифные ставки были несколько ниже ставок CMA-CGM, действительны только на 4 квартал 2004 г.). Таблица 33
Транспортные тарифы морских перевозчиков из Китая
Для организации процедуры выбора перевозчика необходимо выбрать основные критерии, допустим, это будут следующие: сроки доставки, сохранность груза, размер тарифа, возможность контроля процесса, размер страхового возмещения. Процедура выбора перевозчика заключается в ранжировании пяти вышеуказанных критериев с указанием удельного веса каждого критерия, с выставлением оценки по каждому критерию для каждой рассматриваемой судоходной компании, осуществляющей морские перевозки из Китая (например, CMA-CGM, Nedlloyd, Panalpina). Затем рассчитывается рейтинг данных поставщиков и сравнивается между собой в соответствии с данными таблице 34. Допустим, что поставщики оцениваются по трехбалльной шкале (хотя, напоминаем, что шкала может быть любая, хотя слишком большая затрудняет расчеты, но дает более точные результаты): 3 - полностью удовлетворяют логистическим требованиям; 2 - частично удовлетворяют; 1 - не соответствуют требованиям.
Таблица 34
Расчет рейтинга морских перевозчиков мелкогабаритной бытовой техники из КНР
Вычисление рейтинга каждого поставщика осуществляется по каждому критерию с учетом удельного веса значимости факторов. В результате расчета получим суммарный рейтинг каждого морского перевозчика (табл. 33). Анализируя данные, полученные в табл. 34, следует сделать вывод, что, несмотря на то что наивысшая оценка по баллам получилась у двух судоходных компаний - перевозчиков мелкогабаритной бытовой техники CMA-CGM и Panalpina одинаковой (по 14 баллов), выбор останавливаем на компании Panalpina, поскольку рейтинговая оценка с учетом всех факторов у нее оказалась выше. Этапы доставки груза до Москвы. Пример выбранного маршрута доставки мелкогабаритной бытовой техники из китайского порта Шанхай в Москву представлен на рисунке 9. Сроки поставок. Минимальное транзитное время в пути контейнера с мелкогабаритной бытовой техникой из Китая в Москву составляет 45-50 суток: 30 суток контейнер идет на судне из Китая (морской порт Шанхай) до порта Котка, Финляндия; 1 - 2 дня уходит на разгрузку судна и определение контейнера на контейнерную площадку; 2 - 5 дней тратится на получение релиза контейнера на транзитный склад в Финляндии (все это время контейнер стоит в порту);
Рисунок 9. Маршрут доставки груза
Около 5 дней контейнер доставляется на транзитный склад в Финляндии, где перегружается в траки, на него оформляется новая транспортно-сопроводительная документация (CMR и книжка МДГ1 для международных дорожных перевозок); За 3-4 дня контейнер автомобильным транспортом (обычно компании «Евроконт») доставляется в Москву. Проблемы взаимодействия с перевозчиками и пути их решения. Рассмотрим на примере деятельности автотранспортной компании. При организации перевозки груза клиент и транспортная компания (перевозчик) заключают договор, который предусматривает следующие основные пункты: предмет договора, права и обязанности, порядок расчетов, ответственность сторон, технология осуществления перевозки, сроки действия договора, форс-мажорные обстоятельства, арбитраж и прочие условия. В ходе перевозки могут возникнуть следующие проблемы: – опоздание автомобиля на погрузку/разгрузку; – поломка (авария)автомобиля в пути; – полная или частичная порча товарного груза; – возникновение дополнительных расходов на этапах доставки груза от пункта отправления до пункта назначения и т. п. Данные проблемы требуют оперативного вмешательства и решения в кратчайшие сроки. Для этого транспортная компания, предоставляющая услуги по перевозке груза, должна постоянно поддерживать из диспетчерской мобильную или спутниковую связь с водителем предоставляемого для перевозки товарного груза подвижного состава, следить за ходом осуществления перевозки, контролировать время прихода грузового автомобиля на загрузку/вы- грузку, оперативно выявлять причины незапланированных остановок в пути следования, своевременно информировать клиента о прохождении машиной этапов доставки. 6. Таможенные платежи при ввозе мелкогабаритной бытовой техники в РФ от китайских поставщиков А. Порядок определения таможенной стоимости товара Таможенная стоимость товара необходима для определения таможенных платежей или иных таможенных целей. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ юридическими или лицами, утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ». Определение таможенной стоимости товаров происходит с помощью одного из методов, представленных на схеме рисунка 10.
Рисунок 10. Методы определения таможенной стоимости товаров
Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (1-й метод). В данной работе определим таможенную стоимость 1-го контейнера 40'НС объемом 66,795 куб. м, загруженного микроволновыми печами, с помощью основного метода. Цена микроволновой печи у китайского производителя составляет 28,70 USD. В контейнер загружено 1904 упаковки микроволновых печей.
Общая стоимость партии товара в контейнере, следовательно, составляет:
1904 х 28,70 = 54 644,80 долл.
Стоимость морского фрахта из Кингдао (QINGDAO) до порта Котка (Финляндия) обходится в 5600,00 долл. На момент совершения сделки курс валют (например, на 15.10.2004 г.) составляет 1 долл. = 0,7507 евро. Транспортные расходы на перевозку контейнера из порта Котка на консолидационный склад в г. Коувола – 441 евро, или 441: 0,7507 = 587, 452 долл. Расходы на транспортировку контейнера из г. Коувола до места таможенного оформления в г. Москва – 325 евро, или 325: 0,7507 = = 432, 93 долл. Стоимость погрузки контейнера на транспортное средство -4.15евро/куб. м. Стоимость выгрузки контейнера с транспортного средства -4.15евро/куб. м. Стоимость хранения контейнера на складе - 4,15 евро/куб. м в месяц. Следовательно, Расходы по погрузке/выгрузке товара составят
66,795 х 4,15 х 2 = 554,4 евро, или 554,4: 0,7507 = 587,452 долл.;
Расходы по складированию товара равняются
66,795 х 4,15 = 277,2 евро, или 272,2: 0,7507 = 369,25 долл.
Расходы на страхование составляют 240,40 долл.
Итого таможенная стоимость товара в контейнере составляет:
54 644,80 + 5600,00 + 587,452 + 432,93 + 587,452 + 369,25 + 240,40 = 62 462,284 долл.
Б. Расчет таможенных платежей при адвалорной ставке таможенной пошлины В отношении приборов мелкогабаритной бытовой техники установлены адвалорные ставки таможенных пошлин, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Поэтому в данной работе приведем расчет таможенных платежей только при адвалорной ставке. Следует отметить, что приборы мелкогабаритной бытовой техники не облагаются акцизами. Для приборов мелкогабаритной бытовой техники установлена ставка ввозной пошлины в размере Ст(П) = 15%; ставка налога на добавленную стоимость Ст(НДС) = 18%. Расчет ввозной таможенной пошлины осуществляется по следующей формуле:
Сп = Ст(П) х Стов, (10.1)
где Стов – таможенная стоимость ввозимого товара (долл. США).
Сп = (15 х 62462,284): 100 = 9 369,34 долл.
Расчет НДС осуществляется по формуле
Сндс = Ст(НДС) х (Стов + Сп) (10.2)
Сндс = 18 х (62 462,284 + 9369,34): 100 == 12 929,69 долл.
Расчет общей суммы таможенных платежей осуществляется по формуле:
С = Сп + Сндс (10.3)
С = 9 369,34 + 12 929,69 = 22 299,03 долл.
В. Особенности условий поставок товаров в Российскую Федерацию Термины, определяющие условия поставки товаров, подробно излагаются в Международных правилах толкования торговых терминов - Инкотермс 1990 и 2000. Применение некоторых условий поставки товаров по Инкотермс в Россию имеет свою специфику. Поставка товаров на условиях DDP в РФ по контракту является в настоящее время условием с повышенным риском для продавца. Данный риск вызван следующими аспектами: а) относительно сложным с точки зрения иностранных компаний процессом прохождения таможенных процедур в Российской Федерации; б) относительно трудно точно определить размер таможенных платежей заранее, до заключения контракта или до момента прохождения таможенной очистки ввиду частых изменений в ставках ввозных таможенных пошлин; в) коды ТН ВЭД и соответственно ставки ввозной пошлины для высокотехнологичного оборудования могут быть окончательно подтверждены только при прохождении импортной таможенной очистки. Г. Возможные проблемы при прохождении таможенных формальностей и основные пути их решения Таможенная стоимость на ввозимый товар. Таможенные органы вправе потребовать подтверждения стоимости товара. Под нормальной стоимостью понимается цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера при обычном ходе торговли таким товаром. Стоимость товара по контракту, паспорту сделки и банковское подтверждение о валютном переводе по контракту могут оказаться недостаточными аргументами для подтверждения таможенной стоимости товара. На самом деле существует множество естественных рыночных факторов, обусловливающих цену товара ниже мировых среднестатистических цен или цен в стране производителя или экспортера. Такими факторами могут быть низкая конкурентная цена от производителя, предоставляемые скидки торговой фирмой-продав- цом, производителем или субконтрактором, конкретной специфической конфигурацией технологической системы и многие другие. Тем не менее указанные аргументы могут быть недостаточными, и в этом случае можно предположить следующие варианты действий в разрешении спора по поводу цены товара: - подтвердить цену можно копией экспортной декларации от продавца, присланной по факсу; - предоставить от продавца и покупателя письма, подтверждающие данную стоимость товара; - направить письмо-запрос в таможенный отдел валютного контроля для подтверждения соответствия цены среднемировым ценам на данный товар. Скидки. Часто продавец-нерезидент желает зафиксировать скидку, предоставляемую покупателю до подписания контракта в ходе переговоров, в этом контракте или приложениях, дополнениях к контракту и в отгрузочных документах. Указываемые таким образом скидки могут быть восприняты таможенными органами как «занижение» инвойсной стоимости. В этой ситуации можно предложить следующее мероприятие: скидки следует зафиксировать в отдельном от контракта соглашении или протоколе между двумя сторонами. Задание на самостоятельную работу: Магистрант по выбранному направлению из таблицы 7 и по приведенному примеру производит схему построения поэтапного логистического процесса во ВЭД на примере организации поставок мелгогаборитной техники. Необходимые дополнительные данные магистрант принимает самостоятельно. Контрольные вопросы: 1. Посредническая деятельность в международной логистике: функции и виды, особенности, преимущества и недостатки. 2. Признаки классификации, основные виды, методы расчета логистических издержек при реализации внешнеторговых операций. 3. Экономические интересы в международной логистике и основные аспекты их защиты от коммерческих рисков. 4. Роль «Инкотермс 2000» в элиминировании логистических рисков. 5. Основные принципы функционирования интермодальных и мультимодальных систем перевозок внешнеторговых грузов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|