Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК)
Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и в конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого ребенка.
Процедура: детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.
Бланк опроса
1. В нашем отряде всегда весело
| 4 3 2 1 0
| 2. Все ребята в общем-то добрые
| 4 3 2 1 0
| 3. Мы никогда не ссоримся
| 4 3 2 1 0
| 4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные
| 4 3 2 1 0
| 5. Мне в нашем отряде хорошо, спокойно
| 4 3 2 1 0
| 6. У нас все равны
| 4 3 2 1 0
| 7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе
| 4 3 2 1 0
| 8. В нашем отряде всегда скучно.
| 4 3 2 1 0
| 9. В отряде много злых, равнодушных.
| 4 3 2 1 0
| 10. Мы часто ссоримся, конфликтуем
| 4 3 2 1 0
| 11. Ребята часто грубят, ругаются
| 4 3 2 1 0
| 12. Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно.
| 4 3 2 1 0
| 13. Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими.
| 4 3 2 1 0
| 14. Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе.
| 4 3 2 1 0
| Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 14x4 = 56 баллов.
Находим максимальный групповой индекс отряда. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100 %, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Реальный групповой индекс ЭПК отряда умножить на 100% и разделить на максимальный групповой индекс ЭПК отряда
Оценочная шкала
Уровень ЭПК
| Величина индекса Э в %
| Очень высокий
| Более 80
| Высокий
| 71-80
| Выше среднего
| 66-70
| Средний
| 45-65
| Ниже среднего
| 40-44
| Низкий
| Менее 40
|
Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в лагере можно воспользоваться различными модификациями методики цветописи по А.Н. Лутошкину, либо воспользоваться следующими рекомендациями. Диагностика самочувствия ребенка в коллективе может быть проведена через: организацию и проведение коллективно творческих дел, где каждый может стать участником разнообразной деятельности; проведение вечерних огоньков – откровенных разговоров, где можно дать оценку своим действиям и действиям друзей, узнать мнение о себе и своей деятельности; проведение «свободного микрофона» (правда, его нужно проводить на достаточно высоком уровне взаимного доверия в отряде), где можно откровенно сказать о том, что волнует ребенка на данном этапе жизнедеятельности коллектива. Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимозависит от оценок и самооценок: чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга, тем выше самооценка. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.
Недописанный тезис
Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие.
Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.
Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.
Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.
Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму.
-Хорошая жизнь — это...
-Быть человеком — это...
- Самое главное в жизни...
-В хорошем отряде всегда...
-Если видишь недостатки человека....
- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят...
-Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
-Наивысшая ценность для человека — это...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Если было бы можно, я бы...
4. Иногда я боюсь...
5. Больше всего мне нравится...
6. Думаю, что без проблем смогу...
7. По-моему, лучший вожатый тот...
8. Многие ребята из нашего отряда...
9. Когда кто-то кричит на меня...
10.В будущем я хочу...
11.Для меня нет ничего хуже...
12.Я бы на месте наших вожатых...
13.По сравнению с другими я...
14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...
15.По-моему, хуже всего, когда вожатый...
16.Жду - не дождусь, когда...
17.Мне хотелось бы научиться...
18.Я ценю в людях такие качества, как...
19.Я не люблю думать...
20.Мои друзья и я...
21.Когда другие делают что-то лучше, чем я...
22.В нашем отряде...
23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|