ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК)Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и в конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого ребенка. Процедура: детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами. Бланк опроса
Обработка результатов: Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 14x4 = 56 баллов. Находим максимальный групповой индекс отряда. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100 %, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле: Реальный групповой индекс ЭПК отряда умножить на 100% и разделить на максимальный групповой индекс ЭПК отряда Оценочная шкала
Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в лагере можно воспользоваться различными модификациями методики цветописи по А.Н. Лутошкину, либо воспользоваться следующими рекомендациями. Диагностика самочувствия ребенка в коллективе может быть проведена через: организацию и проведение коллективно творческих дел, где каждый может стать участником разнообразной деятельности; проведение вечерних огоньков – откровенных разговоров, где можно дать оценку своим действиям и действиям друзей, узнать мнение о себе и своей деятельности; проведение «свободного микрофона» (правда, его нужно проводить на достаточно высоком уровне взаимного доверия в отряде), где можно откровенно сказать о том, что волнует ребенка на данном этапе жизнедеятельности коллектива. Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимозависит от оценок и самооценок: чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга, тем выше самооценка. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.
Недописанный тезис Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса. Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий. Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом. Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму. -Хорошая жизнь — это... -Быть человеком — это... - Самое главное в жизни... -В хорошем отряде всегда... -Если видишь недостатки человека.... - Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят... -Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок... -Наивысшая ценность для человека — это... Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены. 1. Больше всего мне не нравится в лагере... 2. По сравнению с другими наш отряд... 3. Если было бы можно, я бы... 4. Иногда я боюсь... 5. Больше всего мне нравится... 6. Думаю, что без проблем смогу... 7. По-моему, лучший вожатый тот... 8. Многие ребята из нашего отряда... 9. Когда кто-то кричит на меня... 10.В будущем я хочу... 11.Для меня нет ничего хуже... 12.Я бы на месте наших вожатых... 13.По сравнению с другими я... 14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)... 15.По-моему, хуже всего, когда вожатый... 16.Жду - не дождусь, когда... 17.Мне хотелось бы научиться... 18.Я ценю в людях такие качества, как... 19.Я не люблю думать... 20.Мои друзья и я... 21.Когда другие делают что-то лучше, чем я... 22.В нашем отряде... 23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|