Предотвращение захламления и загрязнения земель
В регионах России отходы производства и потребления населения превратились в наиболее опасный фактор загрязнения всех сфер окружающей природной среды.
В большинстве регионов преобладают твердые бытовые отходы (ТБО), включая осадок сточных вод, образующиеся в процессе производства и в быту. Их использование в местах образования при современном уровне технического и технологического развития или невозможно или нецелесообразно.
Ежегодно в одном только Московском регионе области производится около 10 млн. м3 ТБО. Дополнительно на территорию области вывозится за год около 22 млн. м3 ТБО из Москвы. Столица вынуждена размещать в области практически весь объём отходов из-за отсутствия достаточных мощностей по их переработке на территории города. На протяжении последнего периода (15 лет) прослеживается устойчивая тенденция увеличения образования отходов. Среднегодовой прирост объемов отходов составляет 3-5%.
Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.
Поэтому работа по предотвращению захламления и загрязнения земель начинается с комплексной экологической, земельно-ресурсной и правовой оценки объектов размещения отходов производства и потребления.
Заполняется следующая форма (табл. 15).
Приводится характеристика по следующим показателям:
- количеству действующих объектов размещения отходов, в том числе официально учтенных и функционирующих с нарушением природоохранного законодательства;
- данные по общей площади объектов, объему захоронения отходов, лимиту размещения отходов.
Таблица 15 - Установленные лимиты и наличие лицензий на полигонах и карьерах по приему ТБО на 200_ г.
№ п/п
| Наименование полигона, карьера, район расположения
| Принадлежность полигона, свалки
| Наличие лимита размещения на 200_ г.
| Проводимые мероприятия
| Площадь, га
| Объем, тыс. м3
| Срок действия лицензии, № лицензии
|
| …
|
| |
|
|
|
|
По каждому объекту приводятся следующие данные:
- адрес объекта;
- населенные пункты, осуществляющие вывоз отходов;
- владелец;
- площадь полигона, мощность отходов;
- состав отходов;
- техническое состояние полигона;
- способ складирования и начало эксплуатации;
- положение в рельефе и относительно водотоков и водопунктов;
- объекты, попадающие в санитарно-защитную зону (СЗЗ);
- геологический разрез участка, наличие водоупоров;
- характеристика водоносных горизонтов;
- почвенный состав и растительность;
- наличие очистных сооружений;
- оценка воздействия объекта на окружающую среду.
По итогам анализа полученных результатов в целях принятия наиболее обоснованных решений по планированию и организации территорий под объектами размещения ТБО необходимо провести следующие обобщения по характеристике обследованных объектов (табл. 16-18).
Таблица 16 - Характеристика объектов размещения отходов по площади
№ п/п
| Тип объектов
| Площадь
объектов, га
| Количество объектов
|
| Крупные
|
|
|
| Средние
|
|
|
| Мелкие
|
|
| Итого
|
|
Таблица 17 - Характеристика объектов размещения отходов по способу складирования
№ п/п
| Способ складирования
| Площадь
объектов, га
|
| В карьерах
|
|
| В виде насыпи
|
|
| В карьере + насыпь
|
|
| В оврагах
|
|
| В биокомпостных рвах
|
|
| На иловых площадках и полях фильтрации
|
| Итого
|
|
Таблица 18 - Соблюдение зон особого режима использования и мониторинг окружающей среды на объектах размещения отходов, га
№ п/п
| Вид зоны
| Соблюдается
| Не
соблюдается
| Всего
|
| Санитарно-защитная
| |
|
|
| Водоохранная
| |
|
| Проведение мониторинга окружающей среды
| Проводится
| Отсутствует
|
|
В настоящее время практически повсеместно сложилась ситуация, при которой каждый район и город имеет свою локальную систему обезвреживания ТБО. Из-за отсутствия средств районы стремятся решать проблемы ТБО наиболее дешёвым путём – за счёт своих собственных свалок, что создает напряженную экологическую ситуацию в регионе, не позволяет создать оптимальные условия для внедрения современных методов переработки мусора.
В результате состояние 70% действующих полигонов требует немедленного решения вопроса по реконструкции и рекультивации имеющихся площадей, а также необходимости строительства новых полигонов.
Таким образом, при планировании и организации рационального использования земель и их охраны необходимо учитывать осуществление следующих мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки и повышение качества обращения с твердыми бытовыми отходами:
- рекультивация потенциально опасных полигонов, стихийных несанкционированных свалок отходов производства и потребления, мелких переполненных полигонов, что позволит не только улучшить экологическую обстановку близлежащих территорий, снять экологическую напряженность в этих районах, но и получить экономический эффект от дальнейшего использования рекультивированных земель, что немаловажно в условиях складывающегося дефицита земель;
- реконструкция и расширение некоторых существующих полигонов в целях продления срока их службы;
- создание межрайонных территориально-производственных комбинатов по утилизации отходов (ТПК), куда будут входить мусоросортировочный или мусороперерабатывающий комплекс, полигон для депонирования неутилизированной части отходов, комплекс сооружений по сбору фильтрата и поверхностного стока и их очистке, система пассивной дегазации биогаза на полигоне и др. (как правило для отдельных районов, где полигоны уже исчерпали свой ресурс).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|