Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи, нормативно-правовые положения.




Цели и задачи территориального планирования

 

Система территориального планирования наряду с системой землеустройства административно-территориальных образований исторически в целом составляли и составляют систему государственного планирования использования земель их охраны на перспективу.

Дополнительное развитие институт территориального планирования получил посредством принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ.

Данный закон дает определение территориальному планированию - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Исходя из данного определения, к основным целям территориального планирования следует отнести:

­ экономическую цель, связанную с повышением эффективности региональной и муниципальной экономик, как форм производства и расселения их конкурентоспособности при минимизации затрат в производственную и социальную сферы;

­ социальную цель, заключающуюся в развитие человеческого потенциала, обеспечении конституционных, социальных прав гарантий с использованием социальных стандартов и норм;

­ цель формирования среды обитания, то есть улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства, рациональная прокладка инженерных и транспортных коммуникаций, охрана и улучшение окружающей среды, инженерной защитой поселений и коммуникаций от природно-техногенных процессов;

­ цель рационального природопользования – комплексное использование земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов.

Каждая из целей достигается путем решения определенных задач. Взаимосвязи целей и задач землеустройства и территориального планирования приведены в таблице 19.

Таблица 19 - Взаимосвязи целей и задач территориального планирования

№ п/п Цели   Задачи  
  Экономическая цель   - усиление инновационной составляющей экономики; - модернизация производства; - обоснование и координация плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики; - совершенствование отраслевой структуры экономики; - определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схеме; - оценка эффективности мероприятий по планированию рационального использования и охране земель региона.
  Социальная цель   - выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ; - развитие человеческого потенциала, обеспечение конституционных социальных прав и гарантий; - формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих, для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на конкурсах и аукционах.    
  Цель формирования среды обитания   - создание целостной системы населенных мест на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и иных связей; - выявление зон градостроительной активности (комплексного промышленного развития, агропромышленные, рекреационной и туристской деятельности, развития транспортной инфраструктуры и др.); - улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства; - рациональная прокладка коммуникаций и инфраструктурное обустройство дорог.
  Цель рационального природопользования   - рационализация и комплексное использование земельных, водных, лесных и минерально-сырьевых ресурсов; - разработка мероприятий по упорядочению системы землепользований и землевладений; - разработка мероприятий по оптимизации структуры земельных угодий и устройства их территории;   - определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; - уточнение размещения и местоположения границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования.

 

Нормативно-правовое регулирование территориального планирования

 

Система территориального планирования базируется на таких блоках, как:

- нормативно-правовое регулирование;

- поря­док территориального планирования с соответствующей процедурой;

- утвержденный перечень (виды) докумен­тации;

- органы исполнительной власти в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны

;

- субъекты территориального планирования;

- организация и финансирование;

- организация научных исследований.

Нормативно-правовое регулирование базируется на Градостроительном кодексе Российской Федерации, Постановлениях Правительства Российской Федерации, реализующих положения данного закона, законах субъектов Российской Федерации о территориальном планировании и на постановлениях Правительства субъектов Российской Федерации, реализующих положения данных законов (табл. 20).

Таблица 20 - Нормативно-правовое регулирование территориального планирования

Федеральные и региональные законы Постановления, указы, распоряжения и иные нормативно-правовые акты  
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ; - О введении в действие Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №191-ФЗ Постановления Правительства РФ: - Об утверждении Положения о составе схем территориального планирования РФ от 13.11.06 N 680; - Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований от 24.03.07 № 178; - Об утверждении положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ от 23.03.08 №178; - Иные нормативно-правовые документы.
Законы субъектов РФ о территориальном планировании Постановления Правительства субъектов Российской Федерации о территориальном планировании  

 

Одной из отличительной особенностью данной концепции законов, стало то положение, что с 1 января 2012 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии (в том числе путем выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую. С 1 января 2012 не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии документов территориального планирования.

Процесс и процедура территориального планирования

 

Процесс и процедура территориального планирования согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации включает следующие этапы:

- принятие решения о подготовке документов территориального планирования;

- подготовка документов территориального планирования;

- публикация документов территориального планирования;

- согласование документов территориального планирования;

- утверждение документов территориального планирования.

Решение о подготовке документов территориального планирования некоторого административно-территориального образования, принимается главой администрации соответствующего административно-территориального образования на основании утвержденного задания на разработку документов территориального планирования, подготовленного уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Основными документами территориального планирования следует считать схемы территориального планирования соответствующего административного уровня. На федеральном уровне выделяют схемы территориального планирования Российской Федерации в различных областях федерального значения; на уровне субъекта Российской Федерации – разрабатывают схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, на муниципальном уровне - схемы территориального планирования муниципальных районов. В целом система документации по территориальному планированию и градостроительной деятельности приводится на рисунке 5.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» от 23.03.08 №178 определен порядок подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, согласно которому определенные министерства и ведомства предоставляют соответствующую информацию в объединенную Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и в Министерство регионального развития Российской Федерации[7] (рис. 6).

Документы территориального планирования подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативно-правовых актов того региона, в котором проводится территориальное планирование, и размещаются на официальном сайте административно-территориального образования в сети Интернет (при наличии).

После этого заказчику поступают предложения о корректировке и дополнении тех или иных положений со стороны заинтересованных органов власти, юридических и физических лиц.

Далее процесс территориального планирования вступает в силу согласования и утверждения. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 
 

 

 


Рисунок 5 - Система документации по территориальному планированию и градостроительной деятельности

 

Предмет согласования – планируемое схемой изменение границ земель регионального и муниципального значения, в т.ч. изменение:

- границ земель сельскохозяйственного назначения;

- границ земель ООПТ регионального значения;

- земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ;

- границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения;

- размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы цели и задачи территориального планирования?

2. На каких составляющих базируется система территориального планирования?

3. В чем состоит нормативно-правовое регулирование территориального планирования?

4. Каков состав документации по территориальному

планированию?

5. Каков порядок подготовки документов территориального планирования Российской Федерации?

6. В чем предмет согласования схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации?


 
 

 

 


Рисунок 6 - Порядок подготовки документов территориального планирования Российской Федерации


Тема 10. Значение и содержание документов

территориального планирования

Общие положения

 

Система территориального планирования создает основу для разработки главных направлений и перспектив экономического и социального развития региона, а также при решении вопросов развития и размещения отдельных отраслей экономики (сельского, лесного, водного, транспортного хозяйства, энергетики, естественных монополий и т.д.), организации рационального природопользования. Следовательно, значение территориального планирования будет следующим:

- политическое, как формирование современного облика региона, рост гарантий привлекательности и перспективности региона, увеличение конкурентоспособности на всероссийском и международном уровнях;

 

- научно-техническое, как обобщение научных достижений и передового опыта в землепользовании;

- экологическое, как комплекс природоохранных мероприятий;

- социальное, как развитие сфер, определяющих качество жизни населения;

- экономическое, как регулирование отношений земельной собственности и прав её реализации, формирование систем землевладений (землепользований), земельных отношений, ведение хозяйства и т.д.

Используя положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также региональных законов, принятых во исполнение кодекса на местах, составляется определение схемы территориального планирования на уровне субъекта Российской Федерации. Это документ территориального планирования, представляющий собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, содержащих основные положения планируемого пространственного использования территории субъекта Российской Федерации, ориентируясь на федеральные и региональные стратегии и программы перспективного социально-экономического развития в различных областях; а также являющаяся основанием для принятия органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по развитию соответствующих территорий

. Как видно, содержание схем территориального планирования теснейшим образом связано с приоритетами, обозначенными в программах социально-экономического развития федерального и регионального значения.

Эта взаимосвязь показана на рисунке 7.

Схема территориального планирования любого административного уровня является документом территориального планирования, представляющим собой совокупность материалов в текстовой и графической форме.

Материалы текстовой части схемы представлены двумя разделами.

Раздел 1 включает в себя описание целей и задач территориального планирования применительно к конкретной схеме территориального планирования. Так или иначе, каждая из схем территориального планирования с учетом своей специфики подчинена целям общественного развития, поддержки экономического развития общества, способствования эффективного использования территорий, а также сохранения и рационального использования природных ресурсов.

 
 

 

 


Рисунок 7 – Взаимосвязь документации по территориальному

планированию с программами социально-экономического развития

 

Задачами схемы можно считать обоснование и координацию плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики, выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ.

Раздел 2 включает в себя перечни мероприятий в рамках конкретной схемы территориального планирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. В перечнях указываются наименование каждого мероприятия, его описание (содержание), последовательность выполнения мероприятия, срок его выполнения и исполнитель.

Состав и содержание мероприятий территориального планирования формируется, исходя из целей и задач, поставленных перед схемой территориального планирования, а также программных направлений в развитии той или отрасли, указанных в документах территориального планирования более высокого административно-территориального уровня, стратегиях и программах социально-экономического развития.

Схемы территориального планирования Российской Федерации

 

Основными документами в области территориального развития в стране следует считать документы территориального планирования Российской Федерации – схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, обороны страны и безопасности государства, развития энергетики, развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения и других областях, предусмотренных законодательством.

На картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, отображаются:

1) границы субъектов Российской Федерации, границы закрытых административно-территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных образований;

2) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель;

3) границы территорий объектов культурного наследия;

4) границы зон с особыми условиями использования территории;

5) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

6) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Указанная выше информация отображается на следующих картах (схемах):

1) карты (схемы) использования территории Российской Федерации, частей территории Российской Федерации с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;

2) карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды (далее - зоны негативного воздействия), карты (схемы) границ зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;

3) карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

4) иные карты (схемы).

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации

 

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации должны содержать в текстовом и графическом видах следующие сведения (рис. 8).

 
 

 


 

Рисунок 8 – Обязательная информация в схемах территориального

планирования субъектов Российской Федерации

 

 

При разработке схем территориального планирования отчетливо проявляется отраслевой характер, когда по отдельным землеемким отраслям экономики дается анализ использования территории рекомендации по перспективному территориальному развитию. Применительно к субъектам Российской Федерации основными мероприятиями, находящими свое отражение в большинстве схемах территориального планирования, являются:

1. Предложения по формированию природно-экологического каркаса

1.1. Мероприятия по развитию системы ООПТ

1.2. Мероприятия по рациональн. использованию лесов и лесосырьевых ресурсов

2. Мероприятия по сохранению экологического равновесия территории

2.1. Охрана атмосферного воздуха

2.2. Охрана водных ресурсов. Оптимизация водохозяйственного комплекса

2.3. Охрана почв

2.4. Концепция управления отходами

3. Развитие поселенченского каркаса – устойчивых систем расселения

3.1. Системная оценка градостроительной ценности территории

 

3.2. Перспективы развития системы расселения

 

3.3. Организация системы межселенного культурно-бытового обслуживания

 

3.4. Выявление зон концентрации градостроительной активности территории

 

4. Предложения по развитию транспортно-коммуникационного каркаса

4.1. Развитие железнодорожной инфраструктуры

4.2. Развитие автодорожной сети

4.3. Развитие портовой инфраструктуры, морского и речного транспорта

4.4. Развитие авиации

5. Мероприятия по территориальному планированию развития инженерной инфраструктуры

5.1. Водоснабжение

5.2. Электроснабжение

5.3. Теплоснабжение

5.4. Газоснабжение

6. Функциональное зонирование

 

6.1. Зоны комплексного промышленного развития

 

6.2. Агропромышленные зоны

 

6.3. Зоны рекреационной и туристской деятельности

 

6.4. Зоны развития образовательных комплексов

 

6.5. Зоны инновационного развития (интеграции науки и производства)

 

6.6. Зоны развития транспортной инфраструктуры

 

6.7. Иные

 

7. Мероприятия по снижению риска уязвимости АТО от ЧС природного и

техногенного характера

 

7.1. Объекты, содержащие аварийно химически опасные вещества

 

7.2. Наиболее опасные взрывопожароопасные объекты

 

7.3. Системы жизнеобеспечения

 

7.4. Наводнения

 

7.5. Лесные пожары

 

7.6. Иные ЧС

 

Документы территориального планирования муниципальных образований

 

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Схема территориального планирования муниципального района включает в себя:

1. Текстовые материалы в виде положений о территориальном планировании, содержащих:

- цели и задачи территориального планирования;

- перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения

- обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

- перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Графические материалы, включающие:

- карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

а) объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

б) автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

в) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

- карты (схемы) использования территории муниципального района;

- карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов поселений, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;

- карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

- иные карты (схемы).

Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Подготовка схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципального района, с учетом содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планах поселений положений о территориальном планировании, с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит значение разработки документов территориального планирования?

2. Каковы принципы взаимосвязи схем территориального планирования с программами и стратегиями социально-экономического развития федерального и регионального значения?

3. В каких областях разрабатываются документы территориального планирования Российской Федерации?

4. В чем заключается обязательная информация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации?

5. Каков состав разрабатываемых мероприятий в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации?

6. Каков состав документов территориального планирования муниципальных образований?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных